Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социальная поддержка малообеспечанным семьям





Содержание

Введение

I Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия.

1.1 Малообеспеченные семьи

1.2 Психологические особенности людей из малообеспеченных семей

IIСущность социальной защиты.

2.1 Государственная политика в области социальной защиты

2.2 Проблема законодательного обеспечения малообеспеченных семей

III Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям

3.1 Особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям.

3.2 Проблемы оказания адресной помощи

Заключение

Библиографический список

Введение

Переходный характер современного этапа развития российского общества проявляется в обострении его социальных проблем: росте расслоения населения по уровню доходов, появлении бедности и нищеты, увеличении безработицы, примитивизации потребностей беднейшей части населения, распространении форм дезадаптированного поведения.

Отсутствие должного учета реальной нуждаемости, сохранение уравнительности влекут за собой не только завышенный уровень налогообложения, дефицит сбережений для расширенного воспроизводства, но и малоэффективность самой социальной поддержки, поскольку она неоправданно растекается по огромному числу ее потребителей. В данной ситуации система адресной социальной поддержки становится условием выживания и самосохранения общества, пока оно имеет для этого реальный шанс.

Создание возможностей для самообеспечения трудоспособных категорий малообеспеченных и системы выплат для социально уязвимых слоев - актуальная потребность развития общества в кризисных условиях. Регионы России, муниципальные образования делают попытку развертывания своих систем адресной социальной поддержки, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Но все они сталкиваются с проблемами определения критериев, нормативов и показателей предоставления помощи наиболее нуждающемуся контингенту, создания долгосрочных программ, предусматривающих этапы и перспективы перехода от ограниченного круга лиц, получающих помощь, к гарантии прожиточного минимума каждому. В силу неодинаковости социально-экономических, демографических, природно-климатических, финансовых и других условий регионы и муниципальные образования России апробируют фактически разнообразные подходы к организации систем адресной социальной помощи. Этот опыт нуждается в анализе, обобщении и научном осмыслении в целях создания многовариантной системы адресной поддержки населения, включающей в себя единые возможности проверки нуждаемости, сбора информации о доходах, методологические принципы определения среднемесячных доходов членов семьи, размеров пособий и т.д.

Проблемы богатства и бедности, необходимости обеспечения социальной справедливости поднимались еще в работах античных мыслителей - Платона и Аристотеля. Социальное неравенство, его место в жизнедеятельности общества нашли отражение в учениях Т. Гоббса, Г. Спенсера, М. Вебера. Исследования причин бедности через призму классового подхода были предприняты К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями. Но не смотря на то, что тема бедности исследовалась еще с древних времен, проблемы бедности и в частности малообеспеченных семей была и есть очень актуальна; и даже порой кажется, что количество нуждающихся становиться все больше.

Тема курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день, так как повышение благосостояния населения являлась и является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность - одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России. Помогают справляться с трудностями нуждающимся семьям социальные работники.

Объектом моей работы будет являться социальная работа с семьями социального риска, как их еще называют, «социально уязвимыми семьями». Прежде всего, к ним относятся малообеспеченные по разным причинам семьи, в том числе в связи с безработицей, избыточной иждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителями инвалидами и так далее.

Предмет: содержание и особенности организации адресной социальной помощи в России.

Целью моей работы является рассмотрение социальной поддержки малообеспеченным семьям, в частности, технологий адресной помощи, а также ее особенностей и значимости.

В написании работы можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть такую категорию населения, как семья и ее социальные проблемы.

2. Изучить систему государственной социальной поддержки малообеспеченных семей.

3. Подробно рассмотреть вид социальной поддержки - адресную социальную помощь, ее содержание, особенности, проблемы оказания и технологии.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.

В прошедшем году было принято большое количество законодательных актов, регулирующих правоотношения в социальной сфере. Среди них особо выделяется Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Принятие этого закона свидетельствует о том, что социальная политика в России находится в развитии, большое внимание уделяется проблеме бедности тем группам населения, которые до настоящего времени не были защищены государством.

Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Под ней понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий и компенсаций, жизненно необходимых товаров. Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Однако адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.

К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Многие социальные гарантии права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, либо не обеспечиваются, либо действуют в усеченном варианте.

Таким образом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органов исполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного за разработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставления социальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическом применении.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что такую проблему как бедность, в частности, бедность семей, можно и нужно рассматривать, анализировать со всех сторон. Бедность и социальное неравенство рассматривалось с древних времен и еще не одно десятилетие, а может и столетие уйдет на решение столь острой проблемы, которая стоит в нашем обществе. И остается только надеяться, что когда-нибудь в обществе не будет не одной семьи, которая оказалась на пороге бедности и нуждалась в поддержке.

Список литературы

1. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Конституция Российской Федерации ст. 72 ч. 2

3. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002, с. 24

4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. - М.: Академия, 2007, с. 98

5. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. №83. 12 мая.

6. Организация социального обслуживания населения, - М., 1994.

7. Пособия, компенсационные выплаты и другие виды социальной помощи семьям, имеющим детей // Воспитание школьников. - 2006. - №6, с. 12

8. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения. Вестник социальной работы, Союз. М. 1993, стр. 64-70.

9. Ревенко Н.В., Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г., с. 60

10. Теория и методика социальной работы, Т. II, - М., 1994.

11. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000

12. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195

13. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001

14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004, с. 113

15. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005, с. 58

16. Основы социальной работы: учебное пособие / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С.61.

17. Социология семьи: Учебник/ Под ред. Проф. А.И. Антонова. - 2-е изд. - М., 2005

18. Е.И. Холостова. Социальная работа: Учебное пособие. - М., 2007 г.

19. Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа/А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2007. - 271 с.

20. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2007. - 212с.

21. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. - 4-е изд. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.

22. Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы//Социальная политика №1(309), 2010. - 5-17с.

23. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009.

24. Лежнина Ю.П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности//Социальная политика № 3(311), 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Работоспособность менеджера и её изменения
  2. Общественные объединения
  3. Выявление проблем организации и проведения экологической экспертизы на примере Тюменской области
  4. Диалог РПЦ с инославными конфессиями
  5. Источники конституционного права понятие и виды
  6. Политика советского государства в отношении Русской православной церкви 1920-80 гг. 20 вв
  7. Политический портрет Муаммара Каддафи и его революционные преобразования в стране
  8. Анализ и характеристика предприятия ООО «Каскад»
  9. Классификация федеративных государств
  10. Фонд социального страхования
  11. Основный принципы охраны здоровья граждан , и право граждан в области охраны здоровья
  12. Основания оспоримости и основания ничтожности сделки
  13. Соотношение морали и права
  14. Спортивные термины
  15. Собственные интегралы зависящие от параметра
  16. Утверждение однопартийной политической системы.Причины и последствия.
  17. Невменяемость – уголовно правовой аспект
  18. Государственное управление в конце 18 начале 19 века
  19. Государственная социальная политика РФ
  20. Статистическое изучение инновационных процессов в регионе
  21. Структура управления организацией
  22. Политическая социология
  23. Разграничение компетенции в сфере государственного управления между федеральными органами исполнительной власти
  24. Управление конфликтами
  25. Национальное своеобразие фразем со значением «возраст» в русском и английском языках
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: