Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Игра – как важное средство экологического образования дошкольников





Содержание

Глава 1 Теория игры

1.1 Сущность игры, ее происхождение и развитие

1.2 Классификация игр дошкольников

1.3 Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Глава 2. Организация экологической тропы в ДОУ

2.1. Экологическая тропа детского сада: понятия, виды

2.2. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры дошкольников

2.3 Этапы создания и оформления экологической тропы

Глава 3. Исследование эффективности использования игр как средства экологического образования дошкольников

3.1 Описание выборки и методы исследования. Констатирующий этап исследования.

3.2 Использование игр в экологическом образовании дошкольников старшего возраста. Формирующий этап исследования.

3.3. Анализ результатов работы на контрольном этапе.

Заключение

Список литературы

Введение

1.1 Сущность игры, ее происхождение и развитие

Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности, народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.

Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно, в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей. По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становится богаче по своему содержанию, в них проявляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия. Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законами данного общества.

Слово "игра" принадлежит к числу величайших, на языке человека и знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Это - освобождение от прямой нужды, от работы (рабства), человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь жажде каждой части своего организма - развернуться [ ].

Исходя из исследований Платона, то он видел единственно правильный путь жизни в игре, в пении, в танцах, в воздаянии должного богам. Детскую игру он понимал как подражание деятельности взрослых и потому считал, что ее следует поддерживать и развивать как ребенка. Таким образом, игра есть подражание и творчество. Аристотель наметил иную линию в развития игры. Игра - источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Можно определить ее проще, игра - преднамеренный ряд действий, преследующий определенную цель.

Н.А. Добролюбов, как верный соратник Н.Г. Чернышевского, рассматривал игру как из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания. Они подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. Наиболее ценными в воспитательном отношении они считали народные игры и развлечения.

К.Д. Ушинский игру ребенка рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он говорил, что действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Ушинский отмечал влияние окружающей среды на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и, в известной мере, содействуют формированию его личности. Он показал существенное влияние игр на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

Таким образом, приходим к выводу: «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. При таком рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием тоже нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл и мотивы. Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства»

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В результате экспериментальной работы выяснилось, что у большинства детей (30%) не сформированы представления о видовом разнообразии растительного мира.

Полученные результаты, в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о необходимости разработки эффективных педагогических условий, способствующих формированию представлений о многообразии растительного мира у детей в процессе наблюдений объектов экологической тропы.

Первое педагогическое условие - содержание наблюдений будет доступно и будет включать представления о внешнем виде, строении, видовом разнообразии и потребностях растений.

Второе условие - разработана система циклов наблюдений, включающая последовательное ознакомление с особенностями деревьев, кустарников и травянистых растений в процессе наблюдения на экологической тропе в разные сезоны.

Формирующая работа проводилась в три этапа.

Первый этап - вызвать интерес к объектам живой природы. Для реализации этой цели были отобраны наиболее интересные объекты растительного мира, составлена картосхема экологической тропы, организовывалось занятие с участием персонажа Боровичка - хозяина экологической тропы.

Нa втором этапе проводились циклы наблюдения, направленные на углубление знаний о видовом многообразии растительного мира.

На третьем этапе проводилось занятие, целью которого являлось закрепление и обобщение полученных представлений о многообразии растительного мира.

Третье педагогическое условие - создана экологическая тропа на территории детского сада, которая обеспечит усвоение детьми знаний о разнообразии растений ближайшего окружения.

Результаты констатирующего этапа исследования, направленного на выявления динамики cформированности представлений о видовом разнообразии растительного мира у детей в процессе нaблюдений объектов экологической тропы, указывают на обоснованность и эффективность проведенной нами работы. Гипотеза исследования подтвердилась.

Рaзработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности стaрших дошкольников на зaнятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

Список литературы

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.

5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.

6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 2004. - 156 с.

11. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.

12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. - 178 с.

14. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М, 2005. - 427 с.

15. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. - 377 с.

16. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

17. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

18. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.

19. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

20. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.

21. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.

22. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. - 438 с.

23. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

24. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.

25. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.

26. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

27. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

28. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

29. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с. 119.

30. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

31. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 9. - с. 52-64.

32. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.

33. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. - 158 с.

34. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.- Чебоксары, 2002. - 190 с.

35. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. - 338 с.

36. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. - М, 2004. - 387 с.

37. Рожно-в В. Е. Игровая терапия. - М, 2006. - 123 с.

38. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

39. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 10. - с. 18-20.

40. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 2 - с. 21 - 27.

41. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.

42. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.

43. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. - 254 с.

44. Шмалов С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М, 2004. - 264 с.

45. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М, 2004. - 438 с.

46. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3.

47. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 11. - с. 53-64.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Разрядка в советско-американских отношениях. Роль европейских стран в этом процессе
  2. Сциентизм и антисциентизм проблемы и противоречия
  3. Защита общественного интереса в гражданском и арбитражном процессе
  4. Особенности английской дипломатии
  5. Методы и приёмы терминологической работы
  6. Обеспечение соблюдения прав человека при проведении таможенного контроля в отношении физических лиц
  7. Трудовое право задачи
  8. Криминалистическая характеристика методики расследования краж
  9. Эволюция избирательной системы в Великобритании в 18-19 веках
  10. Корпоративные отношения в акционерных обществах по законодательству РФ
  11. Развитие форм правления в истории России
  12. Теоретические основы учета и расчетов с персоналом по оплате труда
  13. Специфика рационального использования и сохранения лесного потенциала РФ
  14. Валидность тестов. Виды и типы валидности. Проблемы расчета валидности
  15. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  16. Теории бюрократии и политическая прктика. Специфика модернизации в условиях постиндустриализма
  17. Изучение личности потерпевшего в ходе предварительного следствия
  18. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
  19. Управление источниками финансирования оборотного капитала предприятия (на примере предприятия ООО"Пмк-77 ")
  20. Особенности регулирования труда спортсменов
  21. Уголовно-процессуальные функции деятельности органов дознания пограничных органов ФСБ
  22. Способы привлечеия и удержания внимания в Массовой коммуникаии
  23. Военно-доктринальные установки по обеспечению
  24. Роль местных органов власти по развитию социального партнерства в педагогическом коллективе
  25. Устойчивость объектов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: