Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности памяти младших школьников





Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА......................6

1.1. Сущность и основные характеристики понятия «память», ее виды.........6

1.2. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………..………10

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………..…17

2.1.Организация и методы исследования памяти младшего школьника…….17

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ………………….19

2.3. Рекомендации по управлению памятью младших школьников……23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………28

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….31

Введение

Тема курсовой работы: Особенности памяти младшего школьника.

Актуальность исследования. Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка происходит существенное изменение психических процессов. На основе учебной деятельности развиваются основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, развитие внутреннего плана действий, рефлексия, мотив достижения успеха. В данной работе будем рассматривать вопросы, касающиеся особенностей памяти младших школьников. Суть изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Младшие школьники имеют значительные резервы развития. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Заканчивается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, это создает условия для осуществления целенаправленной произвольного поведения, планирования и выполнения соответствующих действий.

При поступлении ребенка в школу существенно увеличивается объем информации, которую необходимо усваивать ежедневно; ее запоминание распространенным в дошкольном возрасте механическим способом в последующие года обучения становится менее эффективным, но как показывает практика именно этот способ запоминания остается доминирующим на протяжении первых лет обучения. Высоко стоит необходимость формирования рациональных приемов запоминания информации у младших школьников, которые позволили бы стойкого мнемического эффекта и в старших классах.

Проблема памяти младших школьников рассмотрена в трудах ученых: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Т.А. Корман, К.П. Мальцева и др.

Современная школьная программа составлена таким образом, что не предполагает специального обучения детей приемам запоминания материала. Проблема исследования заключается в выявленном противоречии между необходимостью обучения детей различным приемам запоминания и воспроизведения материала, и недостаточной реализацией данного аспекта в практике начального школьного образования.

Не овладев логическими приемами запоминания в начальной школе, позже, в старших классах, ученики испытывают трудности при работе с большими объемами информации. А значит, над учебными заданиями станут думать дольше, эффективность их деятельности будет меньше.

Таким образом, диагностика познавательных процессов является важным звеном в определении уровня развития младших школьников. Она даёт важнейшие представления о том, как данный ребёнок воспринимает учебный материал, что позволяет решать задачи, связанные с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Учитель, опираясь на особенности памяти у младших школьников, сможет выбирать определенные формы и методы преподавания, которые способствовали бы эффективному усвоению знаний всеми учениками, как с высокой, так и со средней степенью успеваемости.

В связи с этим, мы считаем, является актуальным вопрос исследования памяти младшего школьника.

Объектом исследования в курсовой работе является память как психический процесс.

Предмет исследования - особенности формирования и развития памяти у младшего школьника.

Цель исследования - изучить основные аспекты развития памяти у младших школьников.

Гипотеза: особенностью памяти младшего школьника является то, что наглядно-образная память - ведущий тип памяти в младшем школьном возрасте; у детей младшего школьного возраста преобладает механический тип памяти.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и основные характеристики понятия «память», ее виды.

2. Выявить особенности памяти детей младшего школьного возраста

3. Эмпирическим путем определить тип памяти и объем логической и механической памяти у детей младшего школьного возраста.

4. Обобщить рекомендации по управлению памятью младших школьников.

Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1. Метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования;

2. Методы психодиагностики: «Определение типа памяти», «Изучение логической и механической памяти».

3. Методы обработки и интерпретации полученных данных.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе 2 класса Белоярской школы-интерната. В эксперименте приняли участие 18 воспитанников младшего школьного возраста.

Заключение

Таким образом, на основании изложенного материала в курсовой работе можно сформулировать следующие выводы:

Память - это запоминание, сохранение и, после этого, воспроизведение и приобретение человеком собственного опыта. Иными словами, память - это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Память человека играет большую роль в функционировании психики. Она связана со всеми психическими процессами. Человек может воспринимать материал на слух, но лучше запоминает, если может выразить его словами. Материал, являющийся результатом осмысления, запоминается быстрее. Также важную роль в обучении детей играет принцип построения обучения. Опираясь на основной тип запоминания учащихся, преподаватель может донести до каждого ученика больше учебного материала. Рассаживая учеников в классе в зависимости от основного типа восприятия информации, процесс обучения будет проходить более плодотворно. Например, визуалов рассаживать ближе к первым партам, использовать больше наглядного материала.

У младших школьников нужно развивать все виды памяти - образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. При этом основное внимание все же следует обратить на развитие умения управлять процессами памяти, независимо от того, на какой срок и какого вида материал запоминается.

Основная задача взрослых (родителей и педагогов) - ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, и различные методические игры и упражнения, развивающие различные виды памяти.

В отличие от дошкольников, первоклассники и второклассники способны целенаправленно, произвольно запоминать неинтересный для них материал, но они, как и дошкольники, обладают хорошо развитой механической памятью. Большое количество младших школьников на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты. Поэтому каждому педагогу в своей работе для успешного обучения школьников необходимо определять уровень сформированности типа памяти, проводить методические занятия по совершенствованию всех видов памяти, потому что именно в начальных классах закладывается основа каждого школьника для успешного обучения в старших классах и последующих учебных заведениях.

Список литературы

1. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 546 с.

2. Волков Б.С.: Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.419.

5. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе¬ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; // Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.465-476.

7. Кравченко А.И. Психология и педагогика. - М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.

8. Крысько В.Г.: Психология и педагогика / В.Г. Крысько. – М.: Омега –Л, 2009. - С.165

9. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652.

10. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.420-436.

11. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.149-165.

12. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 64 с.

13. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика

СПб.: Питер, 2002, - 432 с.

14. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А. Ре- ан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 432 с.

15. Семаго Н.Я., Семаго М.М.: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – Спб.: Речь, 2005.-С.384

16. Сластенин В.А. Каширин В.П. Педагогика и психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

17. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.

18. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.

19. Черемошкина Л.В.: Развитие памяти у детей /Л. В. Черемашина. - М: Академия, 2005. – 308 с.

20. Эльконин Д.Б.: Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика, 2011.-361 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Ограничение виндикции в Российском гражданском праве
  2. Администрация Президента РФ
  3. Эффективность управленческих решений
  4. Оптимизация деятельности автотранспортного предприятия за счет совершенствования маршрутов перевозки скоропортящихся грузов подвижным составом ООО «Алтайхолод».
  5. Психологические трудности на начальной стадии брака
  6. Организация государственного управления в сфере образования
  7. Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве
  8. Техника составления бухгалтерского баланса и анализ его основных показателей
  9. Понятие организации и ее функции
  10. Отягчающие обстоятельства
  11. Культура в трудах Д.С.Лихачева
  12. Понятие и признаки преступления
  13. Становление и развитие местного самоуправления на конкретном примере
  14. Дознаватель понятие и процессуальный статус
  15. Благотворительная деятельность общественных организаций
  16. Куликовская битва
  17. Вопросы действия уголовного закона в пространстве
  18. Вологодская область
  19. Психологическая совместимость как уживаться людям с разными темпераментами
  20. Понятие и сущность искового производства
  21. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
  22. Адвокат как субъект договорного представительства
  23. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников
  24. Исследование и совершенствование управленческой деятельности в Государственном учреждении (на примере«ФГБУ ВНИИПО МЧС России»)
  25. Организация предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЭКЗОТИК ТУР»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: