Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Наука в современном обществе





Содержание

Введение

1. Современная наука. Основные концепции

2. Роль науки в современном обществе

3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества

4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Ведь нау­ка яв­ля­ет­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих осо­бен­но­стей со­вре­мен­ной куль­ту­ры и, воз­мож­но, са­мым ди­на­мич­ным ее ком­по­нен­том. Се­го­дня не­воз­мож­но об­су­ж­дать со­ци­аль­ные, куль­тур­ные, ан­тро­по­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не при­ни­мая во вни­ма­ние раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли. Что та­кое нау­ка? Ка­ко­ва глав­ная со­ци­аль­ная роль нау­ки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Воз­мож­но ли вне­на­уч­ное по­зна­ние, ка­ков его ста­тус и пер­спек­ти­вы? Мож­но ли на­уч­ным спо­со­бом от­ве­тить на прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы ми­ро­воз­зре­ния: как воз­ник­ла Все­лен­ная, как поя­ви­лась жизнь, как про­изо­шел че­ло­век, ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет фе­но­мен че­ло­ве­ка во все­об­щей кос­ми­че­ской эво­лю­ции?

Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.

Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

Заключение

Научные достижения поставили перед человечеством множество морально-этических проблем. Допустимо ли клонировать человека? А создавать путем искусственно вызванных генетических изменений или генной инженерии новую человеческую расу, способную жить в условиях повышенной радиации и загрязнения воздуха или во внеземных условиях? Этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, но плоды которых могут стать опасными для людей? Ответы на эти и многие другие вопросы и должно дать мировое научное сообщество.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но это­му нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

Связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, не следуют ли за сиюминутными и конъюнктурными успехами непредвиденные и долговременные неудачи, не становится ли чудо науки чем-то подобным религиозным чудесам в сознании масс, а научная аргументация не превращается ли в религиозную риторику, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.

Рос­сия мо­жет иметь дос­той­ное бу­ду­щее лишь на пу­ти со­хра­не­ния и раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния и соз­да­ния но­вых со­вер­шен­ных тех­но­ло­гий. Все­сто­рон­няя об­ра­зо­ван­ность на­се­ле­ния - глав­ная опо­ра нау­ки. Фун­да­мен­таль­ная нау­ка от­ве­ча­ет это­му ус­ло­вию.

Таким образом, наука является одной из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решающие проблемы, встающие перед человечеством.

Список литературы

Адрианова Л.А., Андрейченко Г.В., Грачев В.Д. Философия. Учебник. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С.84

Замалеев А.Ф. Курс лекций по философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995. - 190 с.

Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001.- 272 с.

Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Конкур, 1998

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000. - 368 с

Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.

Щеглов Б.С. Социальная рациональность в контексте современной эпистемологии // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж, 2004. С. 98-104.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Проблемы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке
  2. Формы, методы и механизмы осуществления планирования пространственного развития г. Краснодара
  3. КПК (Pocket PC)
  4. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  5. Наследственное право Наследование по закону
  6. Анализ управления активами и пассивами ООО «Давлекановский комбинат хлеба продукт».
  7. Уголовно-процессуальные функции дознания фсб
  8. Преддипломная производственная практика
  9. Сучасна оцінка письмових джерел про давніх слов’ян
  10. Техническое творчество и диалектика
  11. Бух учет
  12. Политический идеал Пьер Прудона
  13. Система противодействия экстремизму в Западно - Европейских странах и США, роль и место в этой деятельности полиции
  14. разработка цепи поставок продукции охлажденной рыбы от новых поставщиков до конечного потребителя компании ООО «Балтлог»
  15. Управление персоналом в организации социальной сферы
  16. Вопросы по предмету основы физкультуры
  17. Социально-экономические проблемы сферы культуры
  18. Анализ системы мотивации сотрудников на примере компании
  19. Способы придания материалам способности к самоочищению
  20. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование
  21. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
  22. Устойчивость объектов
  23. Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по защите права интеллектуальной собственности, а также научные публикации
  24. Судебная власть в современном государстве
  25. Представить в виде таблицы определение различными авторами понятия «трудовой потенциал»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: