Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Американо-иранские политические отношения во время правления шаха Мохаммеда Реза-Пехлеви





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. АМЕРИКАНО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ МОХАММЕДА РЕЗА ПЕХЛЕВИ 13

1.1. Политическая деятельность Мохаммеда Реза Пехлеви 13

1.2 Политическое давление США на Иран 16

2. ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА И США 21

2.1 Роль США в формировании вооруженных сил Ирана 21

2.2 Американское влияние в формировании иранской военно-политической доктрины 23

2.3 Создание ядерной программы Ирана 26

3. РАЗРЫВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Введение

Актуальность исследования. Американо-иранские отношения представляют собой не просто длительный процесс конфронтации за последние десятки лет, а сложный многофакторный процесс, затрагивающий интересы многих государств региона «Большого Ближнего Востока», России, Европы, Китая и Индии.

Иран, начиная с XIX века и заканчивая первой половиной XX века был ареной противостояния между Россией и Англией. Но в 40-х годах XX в. их влияние в Иране ослабло. Постепенно им на смену приходят США. Активное участие правящих кругов США в организации и осуществлении насильственного отстранения Мосаддыка от власти создало базу для американского проникновения в Иран. Соединённые Штаты сильно укрепляют свое экономическое и политическое влияние в стране.

Лидер Ирана Моххамед Реза-Пехлеви в своем внешнеполитическом курсе ориентировался на США, политическую поддержку, а также военно-техническое сотрудничество.

Исследование по выбранной теме позволит углубить знания о ирано-американских отношениях в середине XX века.

Степень изученности проблемы. История американо-иранских отношений давно является объектом изучения отечественных и иностранных исследователей. Необходимо отметить, что политическая актуальность взаимоотношений США и Ирана влияет на объективность исследовательских позиций, что особенно заметно в советской историографии. На современном этапе объективность является доминирующим методологическим принципом, который важен не только с научной точки зрения, но и для сохранения политического баланса.

В данном исследовании были использованы комплексные работы С. Агаева, С. Алиева, Н. Мамедовой.1 Развитию отношений между Ираном и США в исторической ретроспективе посвящены исследования Р. Кортоева, Г. Мирского, И. Федоровой2. Отдельным аспектам двусторонних отношений между странами посвящены работы А. Гольцева, Е. Сухих, А. Пикаева, G. McGhee3.

Важными отечественными исследованиями, раскрывающими внешнеполитический курс Вашингтона в целом, на Ближнем и Среднем Востоке и в отношении Тегерана, в частности, в период с 1979 г. по начало XXI в., являются монографии и статьи А.И. Уткина, И.Е. Федоровой, А.К. Константинова, Г.И. Мирского, А.М. Вартаняна, В. Гусейнова, И.М. Мурадяна и С.Л. Агаева 4.

Анализируя политику Соединенных Штатов в отношении Ирана, российские ученые в основном акцентировали своё внимание на следующих вопросах: поддержке Тегераном радикальных экстремистских организаций в мире, в общем, и на Ближнем Востоке, в частности; развитии ядерной и ракетной программ Ираном; влиянии режима американских санкций на политическое и социально-экономическое развитие ИРИ; выявлении особенностей противоборства и возможных условий нормализации американо-иранских отношений. Так, в трудах В.И. Сажина, М.В. Братерского, А.И. Шумилина, М.Г. Носова, Г. Авдеева и В. Ярёменко отмечается масштаб иранской помощи, оказываемой международным террористическим организациям, на основе данных специальных служб Белого дома5. В исследованиях указанных авторов делался упор на связях руководства Ирана с международными радикальными экстремистскими организациями, в частности, «Аль-Каидой»6 и «Хезболлой»7, которые, по их мнению, представляли прямую угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и усилиям Вашингтона по мирному решению израильско-палестинского конфликта на Ближнем Востоке.

В.И. Мизин, С.Н. Саруханян, А.В. Гольцев, Е.А. Сухих, Е.С. Кузнецова и С.М. Задонский посвятили свои работы одной из наиболее актуальных тем в современной мировой политике, а именно реакции США на развитие Ираном ядерной программы8. В них отмечается фактический провал усилий международного сообщества по налаживанию полномасштабного общения Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) с Тегераном, а также неспособность «Большой 8» и ведущих мировых держав (Великобритании, Франции, Германии и США) предложить по иранской ядерной проблеме адекватные практические механизмы, которые бы устранили опасения среди зарубежных экспертов и политиков в отношении возможного обхода иранским руководством системы гарантий МАГАТЭ, с целью в будущем создать собственное ядерное оружие. В исследованиях предлагаются наиболее реальные механизмы предотвращения такого развития событий посредством создания на территории Исламской Республики Иран международного консорциума по развитию, наблюдению и контролю за иранской ядерной программой.

Следующими работами, в которых отражена история американо-иранских отношений с 1979 г., являются исследования Н.К. Тер-Оганова, В.Н. Юрченко, Н.А. Кожанова, В.И. Месамеда, в них осуществляется глубокий политико-экономический анализ американских санкций против Тегерана9. В исследованиях раскрываются проблемы экономического характера, связанные с определением влияния санкций Соединенных Штатов на социально-экономическое развитие Ирана и позицию иранского правительства в вопросах разрешения американо-иранских противоречий. Авторами ставится вопрос о результативности экономической изоляции ИРИ в рамках международного сообщества Белым домом, так как даже европейские государства, сторонники внешнеполитической стратегии США в военно-политическом блоке НАТО, в отношении Ирана руководствуются, в первую очередь, своими собственными национальными интересами.

Е.Е. Кирсанов, В.В. Евсеев, В.И. Сажин, А.Б. Подцероб и И. Новиков в своих работах уделяли особое внимание рассмотрению вопроса о возможном военном нападении Соединенных Штатов Америки на Иран с целью разрушения иранских ядерных объектов, которые вызывают беспокойство в Вашингтоне в плане производства Тегераном оружия массового уничтожения10. При этом бомбардировка ядерных объектов Тегерана, по мнению Е.Е. Кирсанова, задержит возможное изготовление ядерного оружия Ираном на пять – шесть лет.

В ходе изучения проблемы исследования, для более глубокого понимания развития американо-иранских отношений с 1979 г. по начало XXI в., особое внимание уделялось англо-американской историографии, которая, по сравнению с отечественной, располагает гораздо большим объемом информации, касающейся различных аспектов внешней политики Вашингтона в отношении Тегерана, начиная с момента свершения исламской революции в 1979 г.

Рассматривая американскую историографию по проблеме американо-иранских отношений, следует выделить работы К. Квиллена, С. Каруса, К. Дьюка и Р. Такийха, в которых авторы сосредотачивали свое внимание на позиции Белого дома в отношении развития Тегераном ядерной программы и иранских мотивах создания оружия массового уничтожения11. Американский аналитик по вопросам противодействия международному терроризму и бывший аналитик в области разведки армии США, работающий над проблемами конфликтологии и политического насилия, К. Квиллен считал, что Иран пытался создать ядерное оружие с целью предотвращения возможной американской интервенции и утвердить свое лидерство на Ближнем Востоке. Американский аналитик Центра по изучению механизмов противоборства распространению оружия массового поражения при университете Соединенных Штатов по национальной обороне в Вашингтоне С. Карус констатировал, что развитие ИРИ ядерной программы, а также стремление Тегерана наладить производство межконтинентальных баллистических ракет были мотивированы в начале 1990-х гг., в первую очередь, угрозой исходящей от враждебно настроенного Ирака и возможными военными действиями США и Израиля против Ирана. Американский профессор университета им. Джорджа Масона К. Дьюк и доктор философии из Соединенных Штатов, бывший чиновник государственного департамента США иранского происхождения Р. Такийх считали, что если ИРИ пересечет «ядерный порог», вопреки требованиям США и международного сообщества, то это подорвет принципы Договора о нераспространении ядерного оружия от 1968 г., который является международно-правовым основанием по противодействию распространения ядерного оружия.

Среди научных исследований американской историографии, посвященных вопросам развития американо-иранских отношений в период с 1979 г. по начало XXI в., необходимо отметить работы Д. Кравета, Х. Истелами, С. Фаязманеш, в центре внимания которых находились американские санкции в отношении Тегерана12. Например, доктор философии Колумбийского университета в г. Нью-Йорке Х. Истелами отмечал, что ближневосточная «политика двойного сдерживания»13 и санкции Вашингтона в отношении Тегерана: во-первых, не оказали существенного влияния на изменение политики Исламской Республики Иран по поддержке международного терроризма и развитию ядерной программы и, во-вторых, понизили конкурентоспособность американских компаний в Иране, в результате чего они понесли значительные финансовые потери.

Американский аналитик по региону Ближнего Востока в комитете сената Соединенных Штатов по международным отношениям, родившийся в Иране, У. Самии14 указывал на американо-иранские разногласия в вопросе идентификации международных террористических организаций и отличия их от национально-освободительных движений. В частности, по мнению У. Самии, обвинения Соединенных Штатов в отношении спонсирования Ираном международного терроризма на государственном уровне основываются на том, что Тегеран оказывает помощь организациям «Хезболла», «Хамас»15 и «Палестинскому исламскому джихаду»16, которые Вашингтон считает террористическими. Иран же рассматривает их в качестве освободительных движений.

Бывший иранский диссидент, гражданин США, публицист А. Джафарзадех17 получил свою международную известность за раскрытие существования тайных ядерных объектов на территории Ирана в 2002 г. До 2003 г. А. Джафарзадех осуществлял роль посредника между американским конгрессом и советом национального сопротивления Ирана, оппозиционного действующему правительству ИРИ.

Ф. Халлидей, Б. Милтон-Эдвардс, П. Хинчклиф и А. Ансари являются представителями английской историографии американо-иранских отношений18. Профессор по международным отношениям Лондонской школы экономики, член Британской Академии наук Ф. Халлидей в своих трудах особое внимание при рассмотрении американо-иранских отношений обращал на политико-экономическое развитие Ближнего Востока, который на протяжении длительного времени являлся ареной внешнеполитических вмешательств, межгосударственных войн, политических переворотов, националистических и религиозных движений. Профессор Королевского университета в городе Белфаст (Великобритания) Б. Милтон-Эдвардс, специализирующийся на ближневосточной политике, и ассистент по изучению этнических конфликтов в Королевском университете в городе Белфаст (Великобритания), служивший английским послом в Иордании и Кувейте, генеральным консулом в эмирате Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) и верховным комиссаром в Замбии П. Хинчклиф, в своих научных трудах анализировали современную международную политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, касающуюся арабо-израильского урегулирования и американо-иранских отношений. Исследуя политико-экономическое развитие ближневосточного региона, Б. Милтон-Эдвардс и П. Хинчклиф обращали особое внимание на проблемы, связанные с национализмом, войнами, международным положением и развитием демократии на Ближнем Востоке через призму политико-экономической стратегии Вашингтона по обустройству «мира по-американски»19.

Нами проанализированы некоторые исследования представителей израильской историографии, касающиеся проблем развития американо-иранских отношений в рассматриваемый период. Особый интерес представляет работа Дж. Спайера20, который является доктором наук по международным отношениям в Лондонской школе экономики и бывшим специальным советником по международным отношениям в израильском кабинете министров. В своем исследовании Дж. Спайер обращал внимание на реакцию Вашингтона в отношении связи Тегерана с «Аль-Каидой». Он подчеркивал, что Иран, как полагал Белый дом, предоставлял убежище членам «Аль-Каиды», активно вовлеченных в террористическую деятельность. Заместитель председателя Совета по национальной безопасности Израиля, полковник военной разведки израильских вооруженных сил и старший научный сотрудник в Международном институте по борьбе с терроризмом Ш. Шай21, рассматривая арабо-израильский конфликт отмечал, что Тегеран на государственном уровне оказывал поддержку ближневосточным радикальным экстремистским организациям, в частности, «Хезболле», которые правительством Израиля причисляются к международным террористическим организациям. Ш. Шай в своей монографии детально останавливался на анализе внешней политики Исламской Республики Иран на современном этапе, направленной на подрыв национальных интересов Израиля и США на Ближнем Востоке. Директор Научной школы по исследованию исламистских движений в израильском исследовательском центре по международным отношениям «Глория», израильский ученый, специализирующийся на изучении исламского фундаментализма Р. Паз22 в своей работе делал упор на определении основных причин антиамериканизма среди населения ИРИ. Р. Паз полагал, что антиамериканизм на Ближнем Востоке опирался на радикальный исламизм, идеологи которого с 1990-х гг. рассматривали Соединенные Штаты в качестве самого сильного и основного врага. В своей работе «Исламисты и антиамериканизм» Р. Паз акцентировал свое внимание на определении основ «террористической культуры» в исламских государствах. По мнению Р. Паза, все составляющие элементы пирамиды «террористической культуры» были использованы Р.М. Хомейни в его антиамериканской политике при создании в глазах иранцев «врага номер один» в лице США и попытке «экспорта исламской революции» в ближневосточные государства мусульман-суннитов.

Важными исследованиями являются аналитические материалы отечественной и зарубежной периодической печати и прессы23, которые расширяют представления о развитии американо-иранских отношений с учетом хронологической последовательности, посредством отслеживания существенных событий и фактов, относящихся к американской дипломатии в отношении ИРИ.

Таким образом, для современной российской и зарубежной историографии характерно выявление широкого круга проблем и привлечение в научный оборот новых исследований и источников, относящихся к внешней политике Соединенных Штатов в отношении ИРИ.

Объектом исследования являются американо-иранские отношения.

Предмет исследования – политические отношения США и Ирана во время правления шаха Мохаммеда Реза-Пехлеви.

Целью данной работы является комплексный анализ американо-иранских отношений.

Для достижения поставленной цели в работе формулируются следующие задачи:

– раскрыть американо-иранские отношения во внешнеполитической стратегии Мохаммеда Реза Пехлеви;

– изучить роль США в формировании вооруженных сил Ирана;

– проанализировать создание ядерной программы Ирана;

– охарактеризовать разрыв политических отношений после исламской революции.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, пяти подразделов, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, анализ военной доктрины и внешней политики иранского руководства после 1973 г. показывает, что с ростом поступлений от нефти шах вначале придерживался более или менее самостоятельного курса. В целях преодоления экономической отсталости он пошел на расширение хозяйственного и политического сотрудничества с развивающимися государствами, в том числе и такими, которые ведут борьбу за перестройку международных экономических отношений в интересах собственных народов. Однако ввиду антинародной природы шахского режима это был лишь эпизод, и в иранской политике приоритет получило более активное, по существу, стратегическое сотрудничество с Западом, прежде всего с правящими кругами США. Потворствуя страстному желанию шаха получить самое современное вооружение и военную технику, поддерживая и активно поощряя его гегемонистские устремления, США приобрели эффективный рычаг воздействия на Мохаммед Резу Пехлеви.

Дружественные и союзнические американо-иранские отношения в период правления президента США Дж. Картера кардинально изменились в сторону межгосударственной конфронтации. Правительство аятоллы Р.М. Хомейни при проведении своей внешней политики стремилось создать на Ближнем Востоке «исламский халифат» с политико-экономическим и религиозным центром в Исламской Республике Иран и, тем самым, ослабить позиции Вашингтона в ближневосточном регионе. В ответ на данную политику правительства Тегерана Дж. Картер усилил военную группировку вооруженных сил Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Важно подчеркнуть, что Соединенные Штаты в период свершения исламской революции в Иране с 1978 г. до 4 ноября 1979 г., учитывая геополитическую и экономическую значимость Тегерана, стремились наладить дружественные межгосударственные отношения с новым исламским режимом в ИРИ, сохранив торгово-экономические и военные договора, заключенные между США и Ираном в период правления шаха М. Реза Пехлеви. Но после того как иранский шах М. Реза Пехлеви в январе 1979 г. сбежал в Соединенные Штаты Америки, а администрация Дж. Картера отказалась выдать его новому правительству Исламской Республики Иран, сторонники антиамериканского внешнеполитического курса в Тегеране санкционировали 4 ноября 1979 г. захват и удержание в качестве заложников сотрудников американского посольства в Тегеране, что привело к формированию президентом Соединенных Штатов Дж. Картером новой внешнеполитической программы Вашингтона, которая получила название «доктрина Дж. Картера». Данная доктрина предусматривала введение первых американских военно-экономических санкций в отношении Тегерана, которые включали в себя замораживание иранских активов в американских финансовых институтах, прекращение торгово-финансовых операций с Ираном, американское эмбарго на поставку военного оборудование в ИРИ, минирование иранских портов, план военной операции по захвату южной части территории Исламской Республики Иран американскими вооруженными силами и т.д. Кризис с американскими заложниками в Иране стал решающим фактором, повлиявшим на поражение Дж. Картера и победу Р. Рейгана на президентских выборах 1980 г. в США.

Список литературы

Источники

1. Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968 г., Конференция о его продлении 1995 г.: http://www.fas.org/nuke/control/npt/chron.htm (дата посещения 16.03.2014).

2. National Security Strategy, 2006: http://www. whitehouse.gov/nsc/nss/2014.

Литература

3. Авдеев Г. Шиитское духовенство и ирано-американские противоречия // Азия и Африка сегодня. 2007. №1. С.28-30.

4. Агаев С. Иран в прошлом и настоящем. – М.: Наука, 1981. – 170 с.

5. Агаев С. Иранская революция, США и международная безопасность. – М.: Наука, 1984. – 276 с.

6. Алиев С. История Ирана. XX век. – М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. – 644 с.

7. Анненков В.И., Баранов С.Н., Важнов О.Ю. и др. Безопасность России: геополитические и военно­политические аспекты: Учебное пособие. М.: РУ- САВИЯ, 2006. 432 с.; С. 217, 218, 236.

8. Братерский М.В. Политика США в отношении стран «оси зла» // США: экономика, политика, культура. 2003. №4. С.39-57.

9. Вартанян А.М. Иран и американский план «Большого Ближнего Востока» // Ближний Восток и современность. М., 2005. Вып.26. С.113-121.

10. Воробьев В.: Иран не услышал сигнал // Рос­сийская газета. 14.07.2007.

11. Гольцев А.В., Сухих Е.А. Логика развития ядерной политики США в отношении Исламской Республики Иран // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 231–237.

12. Гусейнов В. Иран и ближневосточная стратегия США // Вестник аналитики. 2004. №1. С.51-102.

13. Евсеев В.В., Сажин В.И. К вопросу о силовом разрешении иранской ядерной проблемы // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2008. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/04-07-08a.htm.

14. Задонский С.М. Ядерная программа Ирана и российско-американские отношения. М., 2002.

15. Кирсанов Е.Е. Стратегия США по иранскому вопросу (мнение «ястреба») // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2010. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/27-02-10b.htm.

16. Кирьянов О. Ирану дали новый срок (Совбез ООН вводит против Тегерана дополнительные санкции) // Российская газета. 2010. 10 июня.

17. Кожанов Н.А. К вопросу о введении санкций, ограничивающих возможности ИРИ по импорту бензина // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2010. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/12-05-10.htm.

18. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 62-71.

19. Константинов А.К. Иран в геополитическом «треугольнике» Россия – Европа – США // Ближний Восток и современность. Сб. науч. ст.. М., 2007. Вып. 33. С.171-208.

20. Кортоев Р. Ухудшение отношений США с Ираном после победы исламской революции и попытки президента соединенных штатов Дж. Картера освободить американских заложников в Тегеране (1979-1981 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – №4. – С. 38-46.

21. Кузнецова Е.С. Мирный атом во враждующем мире // Международная жизнь. 2006. №7. С.48-59.

22. Мамедова Н. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. – М.: Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока, 1997. – 144 с.

23. Меринов С. Иран «оштрафовал» Совбез ООН // Российская газета. 2010. 30 июня.

24. Месамед В.И. США ужесточают санкции против Ирана // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2007. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/30-10-07a.htm.

25. Мизин В.И. Иранская ядерная программа: возможны варианты? // Вестник МГИМО. 2010. №1. С.5-12.

26. Мирский Г. Иран и США // Вестник аналитики. – 2008. – №4. – С. 70-90.

27. Мирский Г.И. Ближний Восток и политика США // США: экономика, политика, идеология. 1998. №3. С.30-43.

28. Мурадян И.М. Региональная политика США и Великобритании: Турция - Иран - Южный Кавказ - Черное море. Ереван; Антарес, 2008;

29. Новиков И. Оценка возможности вооруженных сил Израиля и США по нанесению ударов по ядерным объектам Исламской Республики Иран // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2004. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/30-01-04.htm.

30. Носов М.Г. США и Иран: перспективы взаимоотношений // США: экономика, политика, культура. 2003. №6. С.17-29.

31. Пикаев А. Иранская ядерная проблема: возможно ли решение? // Год планеты. – 2007. – Вып. 2007 года. – С. 50-63.

32. Подцероб А.Б. Американо – иранский конфликт – возможные сценарии развития // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2007. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/17-03-07.htm.

33. Румянцев В. Политика США в связи с трансформацией багдадского пакта и образованием блока СЕНТО (1958-1960 ГГ.) //Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №323. – С. 163-169.

34. Сажин В.И. Иран, «Хезболла» и палестино-израильское урегулирование // Ближний Восток и современность. М., 2005. Вып.25. С.209-231.

35. Саруханян С.Н. Ядерный фактор в российско-иранских отношениях. М., 2007.

36. Слинкин М. США – Иран: уроки истории или история без уроков? // Военно-исторический журнал. – 2009. – №9. – С. 18-22.

37. Тер-Оганов Н.К. Очередная резолюция Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе и реакция Ирана / Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2008. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/10-03-08a.htm.

38. Уткин А.И. Американская империя. М., 2003.

39. Федорова И.Е. Иран - США: диалог и противостояние. М., 2004.

40. Фофанова М. Ирано-американские отношения: тупик или бег по кругу? // Азия и Африка сегодня. – 2007. – №9. – С. 28-32.

41. Шумилин А.И. США против «стран-изгоев» на Ближнем Востоке: кто под прицелом? // Международная жизнь. 2003. №7. С.58-73.

42. Юрченко В.Н. Политика санкций Соединенных Штатов Америки в отношении Исламской Республики Иран // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №7. С.189-195.

43. Ярёменко В. Пойдут ли США на открытую конфронтацию с Ираном // Россия и мусульманский мир. 2005. №5. С.99-104.

44. Akbari S. Iran zwischen amerikanischem und in- nenpolitischem Druck. Ruckfall ins Mittelalter oder pragmatischer Aufbruch? // HSFK-Report 1/2. Frankfurt/M., 2004.

45. Beeman W. Conflict and belief in American foreign policy // Peace and war. – New Brunswick; Oxford, 1986. – P. 333-342.

46. Dabashi H. Iran: A people interrupted. – N.Y.; L.: New press, 2007. – 324 p.

47. Hollis M., Smith S. Roles and reasons in foreign policy decision making // British journal of politic science. – Cambridge etc., 1986. – Vol. 16, pt 3. – P. 269-286.

48. McGhee, G. The strategic importance of Iran, Afghanistan and Pakistan to the United States // Soviet-American relations with Pakistan, Iran and Afghanistan. – Basingstoke ; L., 1987. – P. 27-38.

49. Mehdi Parvizi Amineh: Konflikt und Zusammen- arbeit um die Kontrolle der Erdolressourcen im post sowjetischen Eurasien: Russland, Turkei und Iran, 1999.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Сорвременный руководитель
  2. Арбитражные споры в постоянной палате третейского суда, в которых только одной стороной является государство (на примере компании "Saluka")
  3. Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма среди военнослужащих
  4. Правовое регулирование биржевой и аукционной торговли
  5. Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе
  6. Мораль и этика в политической культуре
  7. Предмет международное публичное право
  8. Административный надзор в системе государственного-правового регулирования
  9. Интернет-сообщества
  10. Красота и уродство
  11. Пищеварение и обмен веществ
  12. Механизмы, проблемы и пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ
  13. Наука Древней Греции
  14. Концепция Средней Европы
  15. Особенности формирования социальной защиты населения
  16. Преступления, связаные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами
  17. Досудебное соглашение о сотрудничестве
  18. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ
  19. Правовой статус обвиняемого
  20. институт брака в МЧП
  21. Музыка
  22. Понятие политического PR.docx
  23. Определение арбитражного суда
  24. Цели и функциональная структура государственного управления
  25. Контроль в системе Государственной службы: виды, методы и критерии эффективности
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: