Актуальность исследования. Американо-иранские отношения представляют собой не просто длительный процесс конфронтации за последние десятки лет, а сложный многофакторный процесс, затрагивающий интересы многих государств региона «Большого Ближнего Востока», России, Европы, Китая и Индии.
Иран, начиная с XIX века и заканчивая первой половиной XX века был ареной противостояния между Россией и Англией. Но в 40-х годах XX в. их влияние в Иране ослабло. Постепенно им на смену приходят США. Активное участие правящих кругов США в организации и осуществлении насильственного отстранения Мосаддыка от власти создало базу для американского проникновения в Иран. Соединённые Штаты сильно укрепляют свое экономическое и политическое влияние в стране.
Лидер Ирана Моххамед Реза-Пехлеви в своем внешнеполитическом курсе ориентировался на США, политическую поддержку, а также военно-техническое сотрудничество.
Исследование по выбранной теме позволит углубить знания о ирано-американских отношениях в середине XX века.
Степень изученности проблемы. История американо-иранских отношений давно является объектом изучения отечественных и иностранных исследователей. Необходимо отметить, что политическая актуальность взаимоотношений США и Ирана влияет на объективность исследовательских позиций, что особенно заметно в советской историографии. На современном этапе объективность является доминирующим методологическим принципом, который важен не только с научной точки зрения, но и для сохранения политического баланса.
В данном исследовании были использованы комплексные работы С. Агаева, С. Алиева, Н. Мамедовой.1 Развитию отношений между Ираном и США в исторической ретроспективе посвящены исследования Р. Кортоева, Г. Мирского, И. Федоровой2. Отдельным аспектам двусторонних отношений между странами посвящены работы А. Гольцева, Е. Сухих, А. Пикаева, G. McGhee3.
Важными отечественными исследованиями, раскрывающими внешнеполитический курс Вашингтона в целом, на Ближнем и Среднем Востоке и в отношении Тегерана, в частности, в период с 1979 г. по начало XXI в., являются монографии и статьи А.И. Уткина, И.Е. Федоровой, А.К. Константинова, Г.И. Мирского, А.М. Вартаняна, В. Гусейнова, И.М. Мурадяна и С.Л. Агаева 4.
Анализируя политику Соединенных Штатов в отношении Ирана, российские ученые в основном акцентировали своё внимание на следующих вопросах: поддержке Тегераном радикальных экстремистских организаций в мире, в общем, и на Ближнем Востоке, в частности; развитии ядерной и ракетной программ Ираном; влиянии режима американских санкций на политическое и социально-экономическое развитие ИРИ; выявлении особенностей противоборства и возможных условий нормализации американо-иранских отношений. Так, в трудах В.И. Сажина, М.В. Братерского, А.И. Шумилина, М.Г. Носова, Г. Авдеева и В. Ярёменко отмечается масштаб иранской помощи, оказываемой международным террористическим организациям, на основе данных специальных служб Белого дома5. В исследованиях указанных авторов делался упор на связях руководства Ирана с международными радикальными экстремистскими организациями, в частности, «Аль-Каидой»6 и «Хезболлой»7, которые, по их мнению, представляли прямую угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и усилиям Вашингтона по мирному решению израильско-палестинского конфликта на Ближнем Востоке.
В.И. Мизин, С.Н. Саруханян, А.В. Гольцев, Е.А. Сухих, Е.С. Кузнецова и С.М. Задонский посвятили свои работы одной из наиболее актуальных тем в современной мировой политике, а именно реакции США на развитие Ираном ядерной программы8. В них отмечается фактический провал усилий международного сообщества по налаживанию полномасштабного общения Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) с Тегераном, а также неспособность «Большой 8» и ведущих мировых держав (Великобритании, Франции, Германии и США) предложить по иранской ядерной проблеме адекватные практические механизмы, которые бы устранили опасения среди зарубежных экспертов и политиков в отношении возможного обхода иранским руководством системы гарантий МАГАТЭ, с целью в будущем создать собственное ядерное оружие. В исследованиях предлагаются наиболее реальные механизмы предотвращения такого развития событий посредством создания на территории Исламской Республики Иран международного консорциума по развитию, наблюдению и контролю за иранской ядерной программой.
Следующими работами, в которых отражена история американо-иранских отношений с 1979 г., являются исследования Н.К. Тер-Оганова, В.Н. Юрченко, Н.А. Кожанова, В.И. Месамеда, в них осуществляется глубокий политико-экономический анализ американских санкций против Тегерана9. В исследованиях раскрываются проблемы экономического характера, связанные с определением влияния санкций Соединенных Штатов на социально-экономическое развитие Ирана и позицию иранского правительства в вопросах разрешения американо-иранских противоречий. Авторами ставится вопрос о результативности экономической изоляции ИРИ в рамках международного сообщества Белым домом, так как даже европейские государства, сторонники внешнеполитической стратегии США в военно-политическом блоке НАТО, в отношении Ирана руководствуются, в первую очередь, своими собственными национальными интересами.
Е.Е. Кирсанов, В.В. Евсеев, В.И. Сажин, А.Б. Подцероб и И. Новиков в своих работах уделяли особое внимание рассмотрению вопроса о возможном военном нападении Соединенных Штатов Америки на Иран с целью разрушения иранских ядерных объектов, которые вызывают беспокойство в Вашингтоне в плане производства Тегераном оружия массового уничтожения10. При этом бомбардировка ядерных объектов Тегерана, по мнению Е.Е. Кирсанова, задержит возможное изготовление ядерного оружия Ираном на пять – шесть лет.
В ходе изучения проблемы исследования, для более глубокого понимания развития американо-иранских отношений с 1979 г. по начало XXI в., особое внимание уделялось англо-американской историографии, которая, по сравнению с отечественной, располагает гораздо большим объемом информации, касающейся различных аспектов внешней политики Вашингтона в отношении Тегерана, начиная с момента свершения исламской революции в 1979 г.
Рассматривая американскую историографию по проблеме американо-иранских отношений, следует выделить работы К. Квиллена, С. Каруса, К. Дьюка и Р. Такийха, в которых авторы сосредотачивали свое внимание на позиции Белого дома в отношении развития Тегераном ядерной программы и иранских мотивах создания оружия массового уничтожения11. Американский аналитик по вопросам противодействия международному терроризму и бывший аналитик в области разведки армии США, работающий над проблемами конфликтологии и политического насилия, К. Квиллен считал, что Иран пытался создать ядерное оружие с целью предотвращения возможной американской интервенции и утвердить свое лидерство на Ближнем Востоке. Американский аналитик Центра по изучению механизмов противоборства распространению оружия массового поражения при университете Соединенных Штатов по национальной обороне в Вашингтоне С. Карус констатировал, что развитие ИРИ ядерной программы, а также стремление Тегерана наладить производство межконтинентальных баллистических ракет были мотивированы в начале 1990-х гг., в первую очередь, угрозой исходящей от враждебно настроенного Ирака и возможными военными действиями США и Израиля против Ирана. Американский профессор университета им. Джорджа Масона К. Дьюк и доктор философии из Соединенных Штатов, бывший чиновник государственного департамента США иранского происхождения Р. Такийх считали, что если ИРИ пересечет «ядерный порог», вопреки требованиям США и международного сообщества, то это подорвет принципы Договора о нераспространении ядерного оружия от 1968 г., который является международно-правовым основанием по противодействию распространения ядерного оружия.
Среди научных исследований американской историографии, посвященных вопросам развития американо-иранских отношений в период с 1979 г. по начало XXI в., необходимо отметить работы Д. Кравета, Х. Истелами, С. Фаязманеш, в центре внимания которых находились американские санкции в отношении Тегерана12. Например, доктор философии Колумбийского университета в г. Нью-Йорке Х. Истелами отмечал, что ближневосточная «политика двойного сдерживания»13 и санкции Вашингтона в отношении Тегерана: во-первых, не оказали существенного влияния на изменение политики Исламской Республики Иран по поддержке международного терроризма и развитию ядерной программы и, во-вторых, понизили конкурентоспособность американских компаний в Иране, в результате чего они понесли значительные финансовые потери.
Американский аналитик по региону Ближнего Востока в комитете сената Соединенных Штатов по международным отношениям, родившийся в Иране, У. Самии14 указывал на американо-иранские разногласия в вопросе идентификации международных террористических организаций и отличия их от национально-освободительных движений. В частности, по мнению У. Самии, обвинения Соединенных Штатов в отношении спонсирования Ираном международного терроризма на государственном уровне основываются на том, что Тегеран оказывает помощь организациям «Хезболла», «Хамас»15 и «Палестинскому исламскому джихаду»16, которые Вашингтон считает террористическими. Иран же рассматривает их в качестве освободительных движений.
Бывший иранский диссидент, гражданин США, публицист А. Джафарзадех17 получил свою международную известность за раскрытие существования тайных ядерных объектов на территории Ирана в 2002 г. До 2003 г. А. Джафарзадех осуществлял роль посредника между американским конгрессом и советом национального сопротивления Ирана, оппозиционного действующему правительству ИРИ.
Ф. Халлидей, Б. Милтон-Эдвардс, П. Хинчклиф и А. Ансари являются представителями английской историографии американо-иранских отношений18. Профессор по международным отношениям Лондонской школы экономики, член Британской Академии наук Ф. Халлидей в своих трудах особое внимание при рассмотрении американо-иранских отношений обращал на политико-экономическое развитие Ближнего Востока, который на протяжении длительного времени являлся ареной внешнеполитических вмешательств, межгосударственных войн, политических переворотов, националистических и религиозных движений. Профессор Королевского университета в городе Белфаст (Великобритания) Б. Милтон-Эдвардс, специализирующийся на ближневосточной политике, и ассистент по изучению этнических конфликтов в Королевском университете в городе Белфаст (Великобритания), служивший английским послом в Иордании и Кувейте, генеральным консулом в эмирате Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) и верховным комиссаром в Замбии П. Хинчклиф, в своих научных трудах анализировали современную международную политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, касающуюся арабо-израильского урегулирования и американо-иранских отношений. Исследуя политико-экономическое развитие ближневосточного региона, Б. Милтон-Эдвардс и П. Хинчклиф обращали особое внимание на проблемы, связанные с национализмом, войнами, международным положением и развитием демократии на Ближнем Востоке через призму политико-экономической стратегии Вашингтона по обустройству «мира по-американски»19.
Нами проанализированы некоторые исследования представителей израильской историографии, касающиеся проблем развития американо-иранских отношений в рассматриваемый период. Особый интерес представляет работа Дж. Спайера20, который является доктором наук по международным отношениям в Лондонской школе экономики и бывшим специальным советником по международным отношениям в израильском кабинете министров. В своем исследовании Дж. Спайер обращал внимание на реакцию Вашингтона в отношении связи Тегерана с «Аль-Каидой». Он подчеркивал, что Иран, как полагал Белый дом, предоставлял убежище членам «Аль-Каиды», активно вовлеченных в террористическую деятельность. Заместитель председателя Совета по национальной безопасности Израиля, полковник военной разведки израильских вооруженных сил и старший научный сотрудник в Международном институте по борьбе с терроризмом Ш. Шай21, рассматривая арабо-израильский конфликт отмечал, что Тегеран на государственном уровне оказывал поддержку ближневосточным радикальным экстремистским организациям, в частности, «Хезболле», которые правительством Израиля причисляются к международным террористическим организациям. Ш. Шай в своей монографии детально останавливался на анализе внешней политики Исламской Республики Иран на современном этапе, направленной на подрыв национальных интересов Израиля и США на Ближнем Востоке. Директор Научной школы по исследованию исламистских движений в израильском исследовательском центре по международным отношениям «Глория», израильский ученый, специализирующийся на изучении исламского фундаментализма Р. Паз22 в своей работе делал упор на определении основных причин антиамериканизма среди населения ИРИ. Р. Паз полагал, что антиамериканизм на Ближнем Востоке опирался на радикальный исламизм, идеологи которого с 1990-х гг. рассматривали Соединенные Штаты в качестве самого сильного и основного врага. В своей работе «Исламисты и антиамериканизм» Р. Паз акцентировал свое внимание на определении основ «террористической культуры» в исламских государствах. По мнению Р. Паза, все составляющие элементы пирамиды «террористической культуры» были использованы Р.М. Хомейни в его антиамериканской политике при создании в глазах иранцев «врага номер один» в лице США и попытке «экспорта исламской революции» в ближневосточные государства мусульман-суннитов.
Важными исследованиями являются аналитические материалы отечественной и зарубежной периодической печати и прессы23, которые расширяют представления о развитии американо-иранских отношений с учетом хронологической последовательности, посредством отслеживания существенных событий и фактов, относящихся к американской дипломатии в отношении ИРИ.
Таким образом, для современной российской и зарубежной историографии характерно выявление широкого круга проблем и привлечение в научный оборот новых исследований и источников, относящихся к внешней политике Соединенных Штатов в отношении ИРИ.
Объектом исследования являются американо-иранские отношения.
Предмет исследования – политические отношения США и Ирана во время правления шаха Мохаммеда Реза-Пехлеви.
Целью данной работы является комплексный анализ американо-иранских отношений.
Для достижения поставленной цели в работе формулируются следующие задачи:
– раскрыть американо-иранские отношения во внешнеполитической стратегии Мохаммеда Реза Пехлеви;
– изучить роль США в формировании вооруженных сил Ирана;
– проанализировать создание ядерной программы Ирана;
– охарактеризовать разрыв политических отношений после исламской революции.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, пяти подразделов, заключения, списка использованной литературы.