Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях





Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1.Конфликт как психолого-педагогический феномен

1.2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

1.3.Особенности психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении по управлению конфликтами

Выводы по первой главе

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

2.1. Эмпирическое исследование особенностей конфликтов и социально-психологического климата коллектива

2.2. Программа по снижению уровня конфликтности и формированию навыков эффективного общения у подростков

2.3. Рекомендации по управлению конфликтами в образовательном учреждении

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Если мы обратимся к истории, то вся наша жизнь это череда конфликтов, противостояний, кризисов, которые тем или иным образом способствовали развитию общества. Причем масштаб их может быть как не значительным, так и крупным, а исход совершенно различным.

Конфликты затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Как известно, находясь в конфликтной ситуации, индивид проявляет характерные только ему личностные качества. Они формируются в процессе взаимодействия человека с различными институтами социализации. Одним из таких институтов принято выделять то образовательное учреждение, в котором происходит процесс обучения человека.

Проблема конфликтов, практической работы с ними являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Ведь нередко в педагогическом процессе встречается отсутствие взаимопонимания и, как следствие, возникновение конфликтов между всеми его участниками: родителями, учителями, учениками, администрацией и др.

Исследованием конфликтов занимались такие учёные как немецкий социолог Р.Дарендорф и его американские коллеги Л. Козер,Р. Фишер и У. Юри. Они рассматривали конфликт, как явление, способствующее развитию. В противоположность их теории работы создавали Т.Парсонс, Дж.Ландберг, К.Левин. Что же касается педагогических конфликтов, то в этой сфере трудились такие отечественные педагоги как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.

Управление конфликтом для образовательного учреждения имеет особенно важное значение. Ведь именно на плечи социального педагога, психолога и других работников образовательного учреждения ложится ответственность за создание комфортного и благоприятного климата в группе, для нормального развития ребёнка и удовлетворённостью им жизни в учебном заведении. Что же касается межличностных отношений, то они формируются и создаются самими людьми. Их окраска может меняться в зависимости от поступков и действий членов группы. Но в силах преподавателя изменить её так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего коллектива.

Как известно, развитие личности человека происходит через кризисы, возникающие на различных возрастных этапах. От их разрешения или не разрешения зависит то, каким будет человек в дальнейшем. Так, одним из таких кризисов является кризис подросткового возраста. Именно этот период жизни человека является отправной точкой во взрослую жизнь. В этот период у человека формируются нравственные ценности, приходит осознание своих интересов, возможностей, способностей и себя в этом мире, он учится выстраивать правильно взаимоотношения с окружающими его людьми и т.д. Но из-за того, что в подростковом возрасте очень часто возникают межличностные конфликты, они ведут к нарушению общения со сверстниками, взрослыми и т. д, а также неадекватному поведению, которое выражается в асоциальном поведении, опасном как для самого подростка, так и для общества в целом.

Но так как при определённом ходе развития конфликта через него происходит развитие, то важно стремиться не к созданию бесконфликтного общества, а к формированию умения конструктивно жить с конфликтом. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.

Актуальность данной проблематики обусловила тему выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях».

Объект исследования - конфликты в образовательных учреждениях.

Предмет исследования - психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательном учреждении.

Проблема исследования - при каких психолого-педагогических условиях управление конфликтами в образовательном учреждении будет эффективно.

Цель: выявить будет ли эффективным управление конфликтами в образовательном учреждении при формировании определённых психолого-педагогических условий.

Гипотеза исследования: управление конфликтами будет более эффективным, если в образовательном учреждении будут учитываться индивидуальные особенности учеников, а так же если будет осуществляться конкретная целенаправленная деятельность по снижению уровня конфликтности.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.

2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в подростковом возрасте; проблему управления конфликтами в подростковом возрасте.

3. Провести эмпирическое исследование по определению способов управления конфликтами.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в подростковом возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Методики исследования:

1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».

2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».

3. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.

Экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» пос. Лотошино Лотошинского района Московской области.

Выборка исследования. Выборку составило 44 учащихся из 9 классов общеобразовательной школы в возрасте 14 - 15 лет.

Теоретико-методологической основой являются исследования конфликтов (Р.Дарендорф, Л. Козер, Р. Фишер, У. Юри), исследования в области педагогических конфликтов (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), а так же исследование социально-психологического климата группы (Н.С. Мансуров, В.М. Шепель)

Теоретическая значимость работы выражается в том, что были уточнены такие понятия как конфликт, педагогический конфликт и его виды, рассмотрены особенности развития в подростковом возрасте, а так же психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательном учреждении.

Практическая значимость работы заключается в том, что была разработана программа по снижению уровня конфликтности у подростков. Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и преподавателей. Работа с подростками по программе проводится в следующих направлениях: общение; снижение уровня конфликтности; обучение способам выхода из конфликта; самооценка; развитие навыков взаимодействия в группе; самопознание; развитие невербальных навыков общения; развитие творческих способностей. По каждому из направлений подобрано несколько психологических тренингов, упражнений, бесед. Так же были разработаны рекомендации по управлению конфликтами в образовательных учреждениях.

Структура работы состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, заключения и приложений.

Заключение

Вопрос об управлении конфликтами в образовательном учреждении вытекает из понимания конфликта как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как причины проблем и трудностей развития.

Проанализировав особенности конфликтного поведения подростков, которые связанны со спецификой их возраста, и выявив основные направления протекания конфликта между ними, мы перешли к рассмотрению способов и методов урегулирования конфликта среди подростков.

Таким образом, управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на его процесс, которое обеспечивает решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; их регулирование и разрешение.

Разработка практических мер по регулированию и управлению конфликтами среди несовершеннолетних требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов.

Для этого в рамках данной работы проводилось исследование условий повышения эффективности управления конфликтами в образовательном учреждении между подростками.

Эмпирическое исследование было проведено на базе муниципального образовательного учреждения «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» пос. Лотошино Лотошинского района Московской области. Выборку составило 44 учащихся из 9 классов общеобразовательной школы в возрасте 14 - 15 лет.

Из результатов проведенного исследования следует, что большая часть испытуемых обладает высоким и средним уровнем конфликтности. Для решения проблемы управления конфликтами в образовательных учреждениях в рамках настоящего исследования была разработана программа по снижению уровня конфликтности, рассчитанная на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и учителей.

Работа с подростками по программе будет проводиться в следующих направлениях: общение; снижение уровня конфликтности; обучение способам выхода из конфликта; самооценка; развитие навыков взаимодействия в группе; самопознание; развитие невербальных навыков общения; развитие творческих способностей.

По каждому из направлений подобрано несколько психологических тренингов, упражнений, бесед. Программа рассчитана на 13 занятий, 1 занятие в неделю, по 40 - 60 минут.

Так, например, на занятии «Общение в жизни человека» с подростками проводится беседа о пользе общения, происходит формирование навыков правильного общения, отработка навыка убеждения, умения находить подход к людям. Тренировка навыков уверенного общения. Создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие. Умение донести свое мнение до окружающих и выслушать оппонента, слушать и слышать собеседника. Формирование умения предупреждать конфликты.

Вторичная диагностика, конфликтности подростков доказала эффективность разработанной программы.

Кроме того, в рамках данной работы определены психолого-педагогические условия, способствующие улучшению способов по управлению конфликтами, а именно:

- учета индивидуальных социально-психологических особенностей детей подросткового возраста;

- создание оптимальных условий для самоактуализации;

- целенаправленная деятельность по снижению уровня конфликтности.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Альма-Матер, 2006.

2. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология 1984 № 2 С. 44-53.

3. Анашкина Е.Б. Групповые формы коррекции конфликтных отношений. - Томск: Факел, 2008.-70с.

4. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии

5. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 160с.

6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М: Просвещение, 1989. – 224 с

7. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов – Москва, 2000. – 551 с.

8. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В. Базелюк // Наука и школа. – 2005.– N5 . – 8–11 с.

9. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 373-394

10. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.

11. Венгер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей. – М.: школьная Пресса, 2012. – 112с.

12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2012. – 311 с.

13. Выготский, Л.С. Педология подростка Собр. соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 2004. – Т. 4. – С. 5 – 243, Трудное детство. – Т. 5. – С. 137 – 200.

14. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 153.

15. Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе. – Белгород, 2005. – 200 с.

16. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2001. – 320с.

17. Дмитриев С.М. Конфликтология. – Москва: Эко – Пресс, 2005. – 111 с

18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987; Общение как педагогическая проблема // Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 1974; Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга . – М.,1986

19. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.

20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2009. - 384 с.

21. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.

22. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988. –300с.

23. Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.

24. Здравомыслов, Л.Г. Социология конфликта / Л.Г. Здравомыслов. Москва: Аспект Пресс, 1996. – 420 с.

25. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. – Москва, 1997.

26. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 134 с.

27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М: Просвещение. – 1992.

28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. – Минск: Изд-во «ТетраСистемс», 2000 – 432 с. – С. 118.

29. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с. (Над чем работают, о чём спорят философы).

30. Коузер Л. Основы конфликтологии. - СПб.: Светлячок, 1999.

31. Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.

32. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2003. – 199 с

33. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд.,-М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

34. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности – «Ученые записи Пермского педагогического института», т.77 Пермь, 1970.

35. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 608с.

36. Никольская, И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников. Психология. – 2001. – № 2. – С. 14-16.

37. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М, 2005.

38. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально – психологический тренинг. – Москва: Вестник МГУ, 1989. – 216 с.

39. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

40. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.-192с.

41. Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.

42. Психологические основы поведения в конфликте / Составитель И.И. Семененя. – Мозырь, 2007. – 97 с.

43. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. – 142с.

44. Рогов Е.И. ,Психология общения, М: Владос, 2001

45. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991

46. Рыданова И.И. Педагогические конфликт: пути преодоления: Учеб. пособие для студ.пед. вузов / И.И. Рыданова – Минск: Дизайн ПРО, 1998. – 80 с.

47. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. – М.: Росток, 2003

48. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.

49. Скотт Дж.Г. Конфликты: пути их преодоления. – Киев, 1991.

50. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова, совместно с Н. Ю. Шведовой).

51. Социальное управление: словарь-справочник. – М.: МГУ, 1994.

52. Социологический словарь, 1991, с. 80

53. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 368с

54. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185

55. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М.: Приор, 2001

56. Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы [Текст] / Д.И.Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.

57. Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.

58. Хорни К. Психология конфликта / Под редакцией Н.В.Гришиной. – Москва, 2000. – 415 с.

59. Шакуров Р.Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990.

60. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения. // Социальный конфликт. 1999. - №3. - С. 11

61. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 1990, №11

62. Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Мой консультационный опыт
  2. Наследование по закону
  3. Судебная власть в современном государстве
  4. Формирование и распределение прибыли на примере ООО «Стройтэк технолоджи»
  5. Потребительское кредитование_ проблемы и перспективы разв
  6. Психология- Психика и деятельность
  7. Юридическая ответственность за дачу взятки
  8. Реферат-конспект Книга Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929 Э.Х. Карр
  9. Методика расследования убийств, замаскированных под самоубийства
  10. История религий (иудаизм) тема на выбор автора
  11. Управленческая деятельность
  12. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  13. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе
  14. Итальянская внешняя политика
  15. Общественные отношения, в сфере социальных пенсий
  16. Европейская доктрина о правах человека
  17. Защита устройства по сертификату IP
  18. Судебное представительство, его виды
  19. Оптимизация деятельности автотранспортного предприятия за счет совершенствования маршрутов перевозки скоропортящихся грузов подвижным составом ООО «Алтайхолод».
  20. Структура архивоведения как научной дисциплины
  21. Правовые системы мира
  22. Организация государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации
  23. Гражданско-правовые отношения, связанные с владением и пользованием зданий и сооружений, как объектов договора аренды.
  24. Морально-этическое обоснование смертной казни
  25. Учет и анализ финансовых результатов ЗАО «СЭК»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: