Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях





Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1.Конфликт как психолого-педагогический феномен

1.2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

1.3.Особенности психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении по управлению конфликтами

Выводы по первой главе

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

2.1. Эмпирическое исследование особенностей конфликтов и социально-психологического климата коллектива

2.2. Программа по снижению уровня конфликтности и формированию навыков эффективного общения у подростков

2.3. Рекомендации по управлению конфликтами в образовательном учреждении

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Если мы обратимся к истории, то вся наша жизнь это череда конфликтов, противостояний, кризисов, которые тем или иным образом способствовали развитию общества. Причем масштаб их может быть как не значительным, так и крупным, а исход совершенно различным.

Конфликты затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Как известно, находясь в конфликтной ситуации, индивид проявляет характерные только ему личностные качества. Они формируются в процессе взаимодействия человека с различными институтами социализации. Одним из таких институтов принято выделять то образовательное учреждение, в котором происходит процесс обучения человека.

Проблема конфликтов, практической работы с ними являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Ведь нередко в педагогическом процессе встречается отсутствие взаимопонимания и, как следствие, возникновение конфликтов между всеми его участниками: родителями, учителями, учениками, администрацией и др.

Исследованием конфликтов занимались такие учёные как немецкий социолог Р.Дарендорф и его американские коллеги Л. Козер,Р. Фишер и У. Юри. Они рассматривали конфликт, как явление, способствующее развитию. В противоположность их теории работы создавали Т.Парсонс, Дж.Ландберг, К.Левин. Что же касается педагогических конфликтов, то в этой сфере трудились такие отечественные педагоги как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.

Управление конфликтом для образовательного учреждения имеет особенно важное значение. Ведь именно на плечи социального педагога, психолога и других работников образовательного учреждения ложится ответственность за создание комфортного и благоприятного климата в группе, для нормального развития ребёнка и удовлетворённостью им жизни в учебном заведении. Что же касается межличностных отношений, то они формируются и создаются самими людьми. Их окраска может меняться в зависимости от поступков и действий членов группы. Но в силах преподавателя изменить её так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего коллектива.

Как известно, развитие личности человека происходит через кризисы, возникающие на различных возрастных этапах. От их разрешения или не разрешения зависит то, каким будет человек в дальнейшем. Так, одним из таких кризисов является кризис подросткового возраста. Именно этот период жизни человека является отправной точкой во взрослую жизнь. В этот период у человека формируются нравственные ценности, приходит осознание своих интересов, возможностей, способностей и себя в этом мире, он учится выстраивать правильно взаимоотношения с окружающими его людьми и т.д. Но из-за того, что в подростковом возрасте очень часто возникают межличностные конфликты, они ведут к нарушению общения со сверстниками, взрослыми и т. д, а также неадекватному поведению, которое выражается в асоциальном поведении, опасном как для самого подростка, так и для общества в целом.

Но так как при определённом ходе развития конфликта через него происходит развитие, то важно стремиться не к созданию бесконфликтного общества, а к формированию умения конструктивно жить с конфликтом. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.

Актуальность данной проблематики обусловила тему выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях».

Объект исследования - конфликты в образовательных учреждениях.

Предмет исследования - психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательном учреждении.

Проблема исследования - при каких психолого-педагогических условиях управление конфликтами в образовательном учреждении будет эффективно.

Цель: выявить будет ли эффективным управление конфликтами в образовательном учреждении при формировании определённых психолого-педагогических условий.

Гипотеза исследования: управление конфликтами будет более эффективным, если в образовательном учреждении будут учитываться индивидуальные особенности учеников, а так же если будет осуществляться конкретная целенаправленная деятельность по снижению уровня конфликтности.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.

2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в подростковом возрасте; проблему управления конфликтами в подростковом возрасте.

3. Провести эмпирическое исследование по определению способов управления конфликтами.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в подростковом возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Методики исследования:

1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».

2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».

3. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.

Экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» пос. Лотошино Лотошинского района Московской области.

Выборка исследования. Выборку составило 44 учащихся из 9 классов общеобразовательной школы в возрасте 14 - 15 лет.

Теоретико-методологической основой являются исследования конфликтов (Р.Дарендорф, Л. Козер, Р. Фишер, У. Юри), исследования в области педагогических конфликтов (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), а так же исследование социально-психологического климата группы (Н.С. Мансуров, В.М. Шепель)

Теоретическая значимость работы выражается в том, что были уточнены такие понятия как конфликт, педагогический конфликт и его виды, рассмотрены особенности развития в подростковом возрасте, а так же психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательном учреждении.

Практическая значимость работы заключается в том, что была разработана программа по снижению уровня конфликтности у подростков. Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и преподавателей. Работа с подростками по программе проводится в следующих направлениях: общение; снижение уровня конфликтности; обучение способам выхода из конфликта; самооценка; развитие навыков взаимодействия в группе; самопознание; развитие невербальных навыков общения; развитие творческих способностей. По каждому из направлений подобрано несколько психологических тренингов, упражнений, бесед. Так же были разработаны рекомендации по управлению конфликтами в образовательных учреждениях.

Структура работы состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, заключения и приложений.

Заключение

Вопрос об управлении конфликтами в образовательном учреждении вытекает из понимания конфликта как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как причины проблем и трудностей развития.

Проанализировав особенности конфликтного поведения подростков, которые связанны со спецификой их возраста, и выявив основные направления протекания конфликта между ними, мы перешли к рассмотрению способов и методов урегулирования конфликта среди подростков.

Таким образом, управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на его процесс, которое обеспечивает решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; их регулирование и разрешение.

Разработка практических мер по регулированию и управлению конфликтами среди несовершеннолетних требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов.

Для этого в рамках данной работы проводилось исследование условий повышения эффективности управления конфликтами в образовательном учреждении между подростками.

Эмпирическое исследование было проведено на базе муниципального образовательного учреждения «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» пос. Лотошино Лотошинского района Московской области. Выборку составило 44 учащихся из 9 классов общеобразовательной школы в возрасте 14 - 15 лет.

Из результатов проведенного исследования следует, что большая часть испытуемых обладает высоким и средним уровнем конфликтности. Для решения проблемы управления конфликтами в образовательных учреждениях в рамках настоящего исследования была разработана программа по снижению уровня конфликтности, рассчитанная на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и учителей.

Работа с подростками по программе будет проводиться в следующих направлениях: общение; снижение уровня конфликтности; обучение способам выхода из конфликта; самооценка; развитие навыков взаимодействия в группе; самопознание; развитие невербальных навыков общения; развитие творческих способностей.

По каждому из направлений подобрано несколько психологических тренингов, упражнений, бесед. Программа рассчитана на 13 занятий, 1 занятие в неделю, по 40 - 60 минут.

Так, например, на занятии «Общение в жизни человека» с подростками проводится беседа о пользе общения, происходит формирование навыков правильного общения, отработка навыка убеждения, умения находить подход к людям. Тренировка навыков уверенного общения. Создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие. Умение донести свое мнение до окружающих и выслушать оппонента, слушать и слышать собеседника. Формирование умения предупреждать конфликты.

Вторичная диагностика, конфликтности подростков доказала эффективность разработанной программы.

Кроме того, в рамках данной работы определены психолого-педагогические условия, способствующие улучшению способов по управлению конфликтами, а именно:

- учета индивидуальных социально-психологических особенностей детей подросткового возраста;

- создание оптимальных условий для самоактуализации;

- целенаправленная деятельность по снижению уровня конфликтности.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Альма-Матер, 2006.

2. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология 1984 № 2 С. 44-53.

3. Анашкина Е.Б. Групповые формы коррекции конфликтных отношений. - Томск: Факел, 2008.-70с.

4. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии

5. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 160с.

6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М: Просвещение, 1989. – 224 с

7. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов – Москва, 2000. – 551 с.

8. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В. Базелюк // Наука и школа. – 2005.– N5 . – 8–11 с.

9. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 373-394

10. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.

11. Венгер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей. – М.: школьная Пресса, 2012. – 112с.

12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2012. – 311 с.

13. Выготский, Л.С. Педология подростка Собр. соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 2004. – Т. 4. – С. 5 – 243, Трудное детство. – Т. 5. – С. 137 – 200.

14. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 153.

15. Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе. – Белгород, 2005. – 200 с.

16. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2001. – 320с.

17. Дмитриев С.М. Конфликтология. – Москва: Эко – Пресс, 2005. – 111 с

18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987; Общение как педагогическая проблема // Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 1974; Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга . – М.,1986

19. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.

20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2009. - 384 с.

21. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.

22. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988. –300с.

23. Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.

24. Здравомыслов, Л.Г. Социология конфликта / Л.Г. Здравомыслов. Москва: Аспект Пресс, 1996. – 420 с.

25. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. – Москва, 1997.

26. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 134 с.

27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М: Просвещение. – 1992.

28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. – Минск: Изд-во «ТетраСистемс», 2000 – 432 с. – С. 118.

29. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с. (Над чем работают, о чём спорят философы).

30. Коузер Л. Основы конфликтологии. - СПб.: Светлячок, 1999.

31. Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.

32. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2003. – 199 с

33. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд.,-М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

34. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности – «Ученые записи Пермского педагогического института», т.77 Пермь, 1970.

35. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 608с.

36. Никольская, И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников. Психология. – 2001. – № 2. – С. 14-16.

37. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М, 2005.

38. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально – психологический тренинг. – Москва: Вестник МГУ, 1989. – 216 с.

39. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

40. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.-192с.

41. Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.

42. Психологические основы поведения в конфликте / Составитель И.И. Семененя. – Мозырь, 2007. – 97 с.

43. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. – 142с.

44. Рогов Е.И. ,Психология общения, М: Владос, 2001

45. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991

46. Рыданова И.И. Педагогические конфликт: пути преодоления: Учеб. пособие для студ.пед. вузов / И.И. Рыданова – Минск: Дизайн ПРО, 1998. – 80 с.

47. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. – М.: Росток, 2003

48. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.

49. Скотт Дж.Г. Конфликты: пути их преодоления. – Киев, 1991.

50. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова, совместно с Н. Ю. Шведовой).

51. Социальное управление: словарь-справочник. – М.: МГУ, 1994.

52. Социологический словарь, 1991, с. 80

53. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 368с

54. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185

55. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М.: Приор, 2001

56. Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы [Текст] / Д.И.Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.

57. Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.

58. Хорни К. Психология конфликта / Под редакцией Н.В.Гришиной. – Москва, 2000. – 415 с.

59. Шакуров Р.Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990.

60. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения. // Социальный конфликт. 1999. - №3. - С. 11

61. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 1990, №11

62. Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при смягчающих обстоятельствах (при превышении пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания преступника или в состоянии аффекта)
  2. Собственные интегралы зависящие от параметра
  3. Значение теории государства и права
  4. Современный урок экологии и биологии
  5. Изучение процесса разработки инновационных проектов в социальной сфере
  6. Организация морских перевозок грузов
  7. История ферраро-флорентийского собора по воспоминаниям Сильвестра Сиропула
  8. Внешняя политика СССР в 1939-1941гг. Борьба альтернатив
  9. Музейная архитектура как вид коммуникации
  10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. Контрабанда культурных ценностей
  12. Разработка технологичского процесса получения экстракта гризеофульвина мощностью 6500 кг/год. по годовому продукту с учетом требований ГОСТ 52249-09 (GMP).
  13. 1. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
  14. Понятие и установление временной нетрудоспособности
  15. Аналитико-синтетическая деятельность мозга
  16. Развитие рисования у дошкольников с нормальным развитием и детей с нарушениями речи
  17. История государственной символики России
  18. Преступления против мира и безопасности и человечества
  19. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  20. Педагогическая адаптация к ДОУ песочная терапия
  21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
  22. Психологические трудности на начальной стадии брака
  23. Социальная работа православной церкви в сфере оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей
  24. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  25. Сетевое мышление и новые формы коммуникации с аудиторией в условиях предвыборной кампании
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: