Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Мотивационная сфера личности





Содержание

Введение

ГЛАВА I Мотивационная сфера личности и ее развитие

1.1. Основные понятия - мотивация и мотивы

1.1.1.Мотивация

1.1.2.Мотивы

1.2. Мотивация как процесс

1.3.Основные составляющие мотивационной сферы

1.3.1. Потребности

1.3.2. Мотивы

1.3.3.Цели

ГЛАВА II Психологические теории мотивации

2.1. Концепции мотивации

2.1.1. Теория биологических побуждений.

2.1.2. Теория оптимальной активации.

2.1.3. Когнитивные теории

2.2. Индивидуальные особенности мотивации

2.2.1.Стили мотивации

2.3. Виды мотивации

2.4. Типы мотиваций

2.5. Формы мотивации

ГЛАВА III Мотивированное поведение как характеристика личности

3.1. Доминирующие мотивы как основные черты личности

3.1.1. Мотивы аффилиации

3.1.2. Мотив отвержения

3.1.3. Мотив власти

3.1.4. Мотив альтруизма

3.1.5. Мотив агрессивности

3.2.Основные закономерности развития мотивационной сферы личности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных времен. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение мотивационной сферы личности является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе - это обостряет проблему мотивации[5,с139].

Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса среди психологов (А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К.Маркова В.Д.Шадриков, А.А. Файзулаев и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки.

Мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная со времен древнегреческой философии и кончая современностью (Аристотель, Н.А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон, Г. Риккер и др.)., эмпирических психологов (К. Бюллер, Э. Торндайк, Э Шпрангер, З. Фрейд, К. Левин), истории отечественной психологии (П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, П.Ф. Каптерев, В.С. Мерлин, Н.И. Пирогов, И.А. Сикорский, А.А. Ухтомский и др.), зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Отсутствие единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей человека. В данной работе раскрывается значение и содержание мотива, вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности (В.Г. Асеев), важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) (В.И. Ковалев).

Цель исследования - изучить мотивационную сферу личности и определить психологические факторы, условия и средства ее формирования в социуме.

Объектом исследования является мотивационная сфера личности.

Предмет исследования - психологические факторы, условия и средства мотивационной сферы личности и ее формирование в современном мире

Задачами данной работы являются:

1. Исследовать психологическую сущность, структуру мотивационной сферы личности.

2. Выявить психологические факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности в их динамике.

3. Определить влияние деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств на мотивационную сферу личности.

4. Установить деятельностные, коммуникативные и эмоционально чувственные закономерности формирования мотивационной сферы личности.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились идеи, которые содержат ведущие философские и психолого-педагогические теории, сформулированные в рамках проблемы: развитие мотивации в онтогенезе в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева; типологии и структуры мотивов А.К. Марковой, В.С. Мерлина; психологические механизмы мотивации В.Г. Леонтьева; мотивация активности личности В.А. Петровского; мотивация личности к различным видам профессиональной деятельности висследованиях В. Г. Асеева, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и других. В зарубежных исследованиях, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделяем теории А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э.Эриксона. Таким образом, имеется база для исследования проблемы мотивационной сферы личности, определение психологических факторов, условий и средств ее формирования в социуме.

Основные рабочие понятия:

Мотив - "соображение, по которому субъект должен действовать" (Ж. Годфруа)

Мотив - "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид - среда"( Х. Хекхаузен)

Мотив - это побуждение к действию.

Мотив - это относительно устойчивое проявление, атрибут личности. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?».

Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Личность - это носитель каких-нибудь свойств.

Курсовая работа состоит из двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающих в себя (двадцать наименований).

Заключение

Таким образом, мотивационная сфера личности представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс личностного развития в целом. Вместе с тем, возникают качественно новые формы и типы отношений людей в условиях психической деятельности и эмоционально-чувственные проявления, определяющие саморегуляцию деятельности. В связи с этим мы получаем следующие выводы:

1) мотивационная сфера личности представляет собой сложное структурное целостное образование, которое определяется системой смыслообразующих, деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных психологических условий и средств в современном мире;

2) качественные особенности развития мотивационной сферы личности зависят от личностных компонентов (идентификации образа «Я», самооценки и рефлексии) как факторов самоопределения личности;

3) мотивационная сфера личности имеет динамический характер. Формирование мотивационной сферы личности, ее функционирование, при условии адекватных психологических средств воздействия, оптимизируется посредством целенаправленного воздействия психологических факторов, условий и средств.

Установлены психологические факторы, условия и средства, оптимально влияющие на процесс формирования и функционирование мотивационной сферы личности. Новыми являются данные, раскрывающие содержание доминирующих психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности, показана их роль и значимость. Выявлена зависимость между характером интеграционных процессов мотивационной сферы личности и системой психологических условий и средств, воздействующих на личность.

Таким образом, актуальность разработки проблемы поиска психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы личности имеет две основные предпосылки: необходимость познания их особенностей, а также - методов диагностики и своевременной коррекции, что является с позиции психолого-педагогического подхода значимым и необходимым.

Список литературы

1. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 1992.

2. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.

4. Немов С. Р. Общие основы психологии. В 3-х томах. М., 1995, Т.1.

5. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

6. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940.

8. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.:

9. Розанова В.А. Психология управления - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

10. Авчиренко Л.К. Управление общением - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

11. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

12. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации - М.: Аспект Пресс, 1999.

13. Кравченко А.И. Социология - М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

15. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. - М.: Прогресс, 1989.

16. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. || Человек и труд 1997 №10.

17. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. М. 1996.

18. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Суррогатное материнство. Сравнительный анализ законодательства России и стран Евросоюза
  2. Нефтяная промышленность России
  3. Королевская власть и придворное общество по мемуарам Сен Симона
  4. Ответы на билеты к кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» МИРЭА
  5. Гражданское общество в структуре социального государства и как инструмент управления государством
  6. Характеристика педагогов Воспитательного общества благородных девиц в период с 1859-1862гг
  7. Профилактика страхов у младших школьников
  8. Интервьюирование
  9. Проявление агрессии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
  10. Политический курс Б.Н.Ельцина результаты и цена либеральных реформ 90-х годов ХХ в
  11. Отчет по практике
  12. Значение ресурсо и энергосберегающих технологий в литейном производстве
  13. Договор аренды транспортного средства
  14. принципы управления предприятиями
  15. Русское государство в период татаро-монгольского ига
  16. Зарубежный опыт по предупреждению преступлений органами внутренних дел
  17. Государственная социальная политика РФ
  18. Морально-этическое обоснование смертной казни
  19. Понятие и виды органов юридического лица
  20. Пути повышения эффективности капитальных и финансовых вложений предприятия (на примере ОАО "ОК-Лоза")
  21. Правотворчество народа . Современный опыт
  22. Трудовая адаптация
  23. Установка Для измерений монохроматических значений коэффициентов направленного пропускания и зеркального отражения в естественном и поляризованном свете ГСФ-УВ
  24. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
  25. Правовое регулирование организационно-структурного построения органов внутренних дел
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: