Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Советское общество 20-30-х гг. ХХ в. и массовые репрессии





Содержание

Введение

Глава I [Политический режим в 30-е годы ]

§ 1.1 [Завершение формирования аппарата принуждения]

§ 1.2 [Искоренение организованной оппозиции]

§ 1.3 [Конституция СССР 1936 г.]

Глава II [ Сталинский режим]

§ 2.1 [Личность Сталина]

§ 2.2 [ Полит. режим в последние годы жизни Сталина.]

§ 2.3 [ Апогей сталинизма]

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Политические репрессии 20-50-х гг. ХХ века отложили большой отпечаток на Российскую историю. Это были годы произвола, беззаконного насилия. Этот период Сталинского главенства историки оценивают по-разному. Одни из них называют это "черным пятном в истории", другие - необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.

Само понятие "репрессия" в переводе с латинского означает "подавление, карательная мера, наказание". Иными словами, подавление путём наказания.

На сегодняшний момент политические репрессии является одной из актуальных тем, так как они коснулись почти многих жителей нашей страны. В последнее время очень часто всплывают страшные тайны того времени, увеличивая тем самым важность этой проблемы.

При анализе становления механизма массовых репрессий в 1930-е годы следует принять во внимание следующие факторы.

Переход к политике коллективизации сельского хозяйства, индустриализации и культурной революции, который требовал значительных материальных вложений или привлечения бесплатной рабочей силы (указывается, например, что грандиозные планы освоения и создания промышленной базы в районах севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востока потребовали перемещения огромных людских масс.

Приготовления к войне с Германией, где пришедшие к власти нацисты провозгласили своей целью уничтожение коммунистической идеологии.

Для решения этих задач требовалось мобилизовать усилия всего населения страны и обеспечить абсолютную поддержку государственной политики, а для этого - нейтрализовать потенциальную политическую оппозицию, на которую мог опереться противник.

При этом на законодательном уровне было провозглашено верховенство интересов общества и пролетарского государства по отношению к интересам личности и более суровая кара за любой ущерб, наносимый государству, по сравнению с аналогичными преступлениями против личности.

Политика коллективизации и ускоренной индустриализации привела к резкому падению уровня жизни населения и к массовому голоду. Сталин и его окружение понимали, что это увеличивает число недовольных режимом и пытались изобразить "вредителей" и саботажников - "врагов народа", ответственными за все экономические трудности, а также аварии в промышленности и на транспорте, бесхозяйственность и т.п. По мнению российских исследователей, показательные репрессии позволяли объяснять тяготы жизни наличием внутреннего врага.

Как указывают исследователи, период массовых репрессий был предопределён также "восстановлением и активным использованием системы политического сыска" и усилением авторитарной власти И. Сталина, перешедшего от дискуссий с политическими оппонентами по вопросам выбора пути развития страны к объявлению их "врагами народа, бандой профессиональных вредителей, шпионов, диверсантов, убийц", что было воспринято органами госбезопасности, прокуратуры и суда как предпосыл к действию.

Идеологическая база сталинских репрессий сформировалась ещё в годы гражданской войны. Самим Сталиным новый подход был сформулирован на пленуме ЦК ВКП (б) в июле 1928 года.

Нельзя представлять дело так, что социалистические формы будут развиваться, вытесняя врагов рабочего класса, а враги будут отступать молча, уступая дорогу нашему продвижению, что затем мы вновь будем продвигаться вперед, а они - вновь отступать назад, а потом "неожиданно" все без исключения социальные группы, как кулаки, так и беднота, как рабочие, так и капиталисты, окажутся "вдруг", "незаметно", без борьбы и треволнений, в социалистическом обществе.

Не бывало и не будет того, чтобы отживающие классы сдавали добровольно свои позиции, не пытаясь сорганизовать сопротивление. Не бывало и не будет того, чтобы продвижение рабочего класса к социализму при классовом обществе могло обойтись без борьбы и волнений. Наоборот, продвижение к социализму не может не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров не может не вести к неизбежному обострению классовой борьбы.

Заключение

Политический режим, существовавший в Советской России в 30 - 50 е гг. ХХ в. принято считать тоталитарным.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата - он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство раскручивает маховик массовых репрессий, в результате которых закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм).

В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руги Генерального секретаря ВКП (б).

В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа:

1. 1923 - 1934 - процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций.

2. Середина 30-х годов - 1941 год - реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти.

3. Период Великой Отечественной войны - 1941 - 1945 годы - частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.

4. 1946 - 1953 годы - апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.

Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.

Список литературы

1. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. - Москва: РОССПЭН, 1996.

2. Шишкин В. И. Кольцовская трагедия: из истории репрессий и реабилитации эстонского населения Сибири (1937-1959 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке. Сборник научных статей. Вып. 3 / Новосибирск: Параллель, 2012.

3. К истории сталинского террора // Под общ. ред. Заславской Т. И. Куда идёт Россия?.. Формальные институты и реальные практики : Материалы девятого международного симпозиума. - Москва: МВШСЭН , 2002.

4. Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопр. истории. 1989, № 4. С. 177-178

5. Иванов Д. Сталинские репрессии // 2009

6. Кривицкий Вальтер- Я был агентом Сталина // 1996

7. Борисов Ю. Эти трудные 20-30-е годы // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди / Под ред. А.Т. Кинкулькина. М., // 1989г.

8. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп- неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. №2

9. Абракова Т.А. Советское общество 20 - 30-х годов XX века: опыт политического контроля (на материалах партийной Контрольной Комиссии) Монография. Н.Новгород: ННГАСУ 2005.

10. Ярская-Смирнова Е., Романова П. (Ред.).

Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность 2007


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Государственное управление и национальные проблемы субъектов РФ
  2. Сделки: понятие, виды и формы. Недействительность сделок.
  3. Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики психология по направлению подготовки
  4. Разработка математических методов повышения надежности ИВК СУ ЛА
  5. Уголовная ответственность за преступления террористической направленности
  6. Принципат Августа новая политическая система
  7. ООН история эволюция структура
  8. Правовое положение адвоката в гражданском процессе
  9. Любовная тема в поэзии В.В. Маяковского
  10. Международно-правовые избирательные стандарты и правила в избирательном процессе
  11. Социальная работа с осужденными отбывшими наказание
  12. Разработка системы мониторинга локальной сети Дизайн студии «Линия» на базе WMI
  13. Журнал «Total Football» как специализированное спортивное издание
  14. Становление и развитие фьючерского рынка
  15. Защитная реакция организма
  16. Договор аренды предприятия
  17. Европейская доктрина о правах человека
  18. Проблема детской лжи в младшем школьном возрасте
  19. Метиодика преподавания истории в немецкой школе
  20. Икона и религиозная живопись
  21. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  22. Формы кредита, их развитие в современной российской экономики на примере Сбербанка России
  23. Межконфессиональные взаимоотношения в современном регионе социологический аспект
  24. Правоохранительные и судебные органы
  25. Устройство детей на воспитание
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: