В рамках настоящей диссертационной работы рассмотрена возможность совершенствования системы государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации. В том числе проведен анализ:
теоретических аспектов формирования системы государственного управления лесным хозяйством;
существующей системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации и нормативных правовых актов, закрепляющих данную систему;
зарубежного опыта формирования государственных систем управления лесным хозяйством;
эффективности существующей в Российской Федерации системы государственного управления лесным хозяйством.
В частности, по результатам проведенной работы установлено, что в настоящее время основными органами государственной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством на федеральном уровне, являются:
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
В целом, современная система государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации определена Лесным кодексом Российской Федерации и основана на принципе разделения полномочий между уровнями публичной власти, в первую очередь, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Особое значение для характеристики системы государственного управления лесным хозяйством играет передача полномочий по управлению лесами, находящимися в собственности Российской Федерации субъектам Российской Федерации. В результате данного решения субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по управлению 93% всех лесов Российской Федерации, включая:
организацию государственной охраны лесов, а также лесной надзор и контроль;
разработка и экспертиза лесных планов, а также лесохозяйственных регламентов;
организация использования лесов, лесных ресурсов и лесных земель;
организация системы управления лесами и лесным хозяйством на территории субъектов Российской Федерации.
На основании проведенной работы сформулированы предложения по совершенствованию системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации.
По мнению автора, значительное влияние на эффективность системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации оказывает ее нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях в системе распределения полномочий между уровнями власти, в структуре субъектов и объектов управления в лесном хозяйстве.
В данном случае особенно следует выделить зарубежный опыт формирования систем государственного управления лесным хозяйством, сохраняющих свою стабильность на протяжении многих лет.
Принципиально значимым является опыт Финляндии и Канады, где система управления лесным хозяйством сохраняет свою относительную стабильность на протяжении всего XX века.
Результатом подобной нестабильности, а также ряда дополнительных недостатков в системе государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации является снижение эффективности управления, приводящее к снижению значения рад наиболее значимых показателей, отражающих состояние лесного хозяйства в Российской Федерации.
При этом следует отметить, что по мнению авторитетной негосударственной организации Гринпис России, данные официальной статистики, отражающие состояние лесного хозяйства Российской Федерации являются не в полной мере объективными.
В связи с изложенным, в рамках настоящей дипломной работы разработаны следующие предложения, направленные на формирование эффективной системы государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации:
. Создание специализированных государственных учреждений и наделение их полномочиями по хозяйственному управлению объектами лесного хозяйства Российской Федерации.
Подобная мера позволит разделить как на федеральном, так и на региональном уровнях функции по управлению и распоряжению лесным хозяйством и по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.
В результате реализации данного предложения будет обеспечена прозрачность и объективность реализуемых мероприятий в сфере контроля и надзора за использованием лесного хозяйства Российской Федерации.
. Передача полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на федеральный уровень (Федеральному агентству лесного хозяйства).
В настоящий момент система распределения полномочий и функций в сфере управления лесным хозяйством предусматривает наделение органов государственной власти и полномочиями по осуществлению контроля и надзора в лесах и полномочиями по распоряжению и управлению лесами.
В результате, подобной схемы распределения полномочий, органы исполнительной власти фактически вынуждены осуществлять контроль и надзор в том числе и результатов собственной деятельности, что снижает эффективность и объективность реализуемых контрольных и надзорных мероприятий.
. Передача полномочий по осуществлению мониторинга состояния лесного хозяйства Российской Федерации независимой организации.
Существенная критика системы государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации связана с недостоверностью данных официальной статистики, не позволяющей вырабатывать эффективные меры по управлению и развитию лесного хозяйства.
Совмещение функций по управлению лесным хозяйством и по мониторингу его состояния создает риск недобросовестных действий ответственных должностных лиц, направленных на формирование результатов мониторинга в интересах субъекта управления.
С учетом изложенного, предлагается передать полномочия по мониторингу состояния лесного хозяйства Российской Федерации негосударственной некоммерческой организации.
Глава Минприроды дал оценку важнейшим событиям, произошедшим в отрасли в 2014 г., а также обозначил приоритеты на 2015 г.
«В прошлом году мы приняли 4 важнейших федеральных закона в области лесного хозяйства, - подчеркнул С. Донской. - В целях пресечения «нелегального лесного бизнеса» введена уголовная ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины. Приняты акты, вводящие механизм «сквозного» контроля за оборотом круглых лесоматериалов и другие важнейшие для отрасли документы».
Кроме того, по словам Министра, регионам была возвращена возможность осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов специализированными учреждениями, что позволит ликвидировать управленческий вакуум в лесном хозяйстве.
Однако, наряду с повышением инвестиционной привлекательности лесного комплекса актуальными остаются вопросы снижения административной нагрузки на предприятия лесного сектора с одновременным повышением эффективности охраны и защиты лесов и еще целый ряд нерешенных проблем.
«Нам необходимо создавать условия для притока инвестиций в отрасль заготовки и переработки леса. Это ответственность не только федерального центра, но и региональных властей», - обозначил одну из главных проблем лесохозяйственной отрасли С.Донской.
По словам Министра, на сегодняшний день в 35 субъектах РФ осуществляется реализация 121 приоритетного инвестиционного проекта с общим объемом привлеченных инвестиций порядка 380 млрд руб. и объемом потребляемой древесины более 80 млн куб. метров. «Это хорошие цифры, которые показывают положительную динамику, но планы по привлечению инвестиций в лесное хозяйство должны быть намного амбициознее», - пояснил он.
Глава Минприроды также отметил положительные тенденции, произошедшие в сфере охраны лесов: «В рамках сокращенного в 2015 г. бюджетного финансирования нам удается наращивать численность лесной охраны. За 5 лет число лесных инспекторов увеличилось на 30%, это около 20 тыс. человек».
В совещании приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Рослесхоза Иван Валентик, врио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.
Кроме того, на мероприятии присутствовали руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, представители бизнеса, научных и общественных организаций.