Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Повышение эффективности государственной политики в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов





Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы государственной политики в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов

1.1 Теоретические основы государственного управления в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая государственное управление лесным хозяйством Российской Федерации

1.3 Анализ существующей системы государственной политики в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов в Российской Федерации .

Глава 2 Анализ существующей системы государственной политики в сфере разработке лесохозяйственных ресурсов в Иркутской области

2.1 Анализ реализации государственной политике в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов в Иркутской области.

2.2 Защита и охрана лесов как влияющий фактор в сфере разработке лесохозяйственных ресурсов

2.3 Анализ эффективности сложившейся системы государственного управления в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов региона

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.

В одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003г. №69-р Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы были предусмотрены мероприятия по развитию лесного хозяйства, направленные на повышение интенсивности его ведения и росту доходов от использования лесных ресурсов при обеспечении мероприятий по лесовосстановлению и улучшению качества лесов в целях выполнения им экологической функции. Действовавший ранее Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ 1997г.) не мог служить правовой основой осуществления предусмотренных Концепцией мер по развитию лесного хозяйства, поскольку не имел общей направленности на развитие имущественных отношений в лесном секторе. Внесенные в него многочисленные изменения (2001 - 2006 г.) не могли исправить положение, поэтому 4 декабря 2006 г. был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ 2006г), вступивший в силу 1 января 2007 г. Необходимость принятия нового Лесного кодекса была обусловлена и другими обстоятельствами - изменениями в системе государственного управления, произошедшими в стране в ходе осуществления административной и бюджетно-финансовой реформ, разграничениями полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые затронули и сферу лесных отношений. Указанные

обстоятельства, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации.

В числе насущных проблем лесопользования, являющегося ключевым звеном лесопромышленного комплекса - значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования, что в первую очередь связано с малой долей глубокой переработки древесины. Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение названных и других актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба.

Среди обоснования актуальности темы, нужно назвать её востребованность, а также несовершенство законодательства. Следует отметить недостаточное количество комплексных исследований данной темы в связи с принятием нового Лесного кодекса РФ. Вместе проблема носит важный для страны характер, поэтому её решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач. Указанные обстоятельства обусловили выбор и исследование темы выпускной квалификационной работы.

Степень научной разработанности темы. Анализ научной литературы по теме исследования позволяет выделить основные подходы к изучению различных аспектов государственного управления лесными ресурсами.

Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Орловым М.М., Паршута В.В., Глазунова Н.И., Оленина Т.Ю., Клейнхоф И.А., Страхов В.И., Писаренко А.И., Арбузова Т.В. В своей совокупности работы названных ученых представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблем опеки и попечительства.

Объектом исследования является государственная политика в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов.

Предмет исследования механизмы и направления эффективной государственной политики в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов .

Цель работы - выявление направлений совершенствования государственной политики в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов Иркутской области.

Задачи:

- раскрыть теоретические представления о нерациональном использовании лесохозяйственных ресурсах, как о социальной- политической проблеме;

- изучить государственно - политическое и нормативно - правовое обоснование в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов и выявить практические меры решения данной проблемы в РФ;

- раскрыть и проанализировать структуру и деятельность органов исполнительной власти, реализующих меры в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов в Иркутской области;

- проанализировать и описать рекомендации основных направлений совершенствования государственной политики по обеспечению разработки лесохозяйственных ресурсов в Иркутской области.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных авторов, посвящённых различным аспектам работы органов власти по решению проблемы рационального использования лесных ресурсов - ( Саевич К.Ф., Калинин И. Б., Тренин В.В, Козырева Г.Б., Максаковский В.П.)

Методологической основой стали общенаучные методы познания - методы сравнительных характеристик, анализ статистических данных, анализ литературы.

Теоретическая значимость исследования определяется самой постановкой проблемы, недостаточной степенью ее разработанности в теории государственного и муниципального управления и состоит в рассмотрении проблемы деятельности органов государственной власти по решению проблемы рационального использования лесных ресурсов.

Практическая значимость определяется полученными результатами исследования, которые могут также найти применение в деятельности органов власти на региональном уровне для более эффективного использовании лесных ресурсов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

В рамках настоящей диссертационной работы рассмотрена возможность совершенствования системы государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации. В том числе проведен анализ:

теоретических аспектов формирования системы государственного управления лесным хозяйством;

существующей системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации и нормативных правовых актов, закрепляющих данную систему;

зарубежного опыта формирования государственных систем управления лесным хозяйством;

эффективности существующей в Российской Федерации системы государственного управления лесным хозяйством.

В частности, по результатам проведенной работы установлено, что в настоящее время основными органами государственной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством на федеральном уровне, являются:

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

В целом, современная система государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации определена Лесным кодексом Российской Федерации и основана на принципе разделения полномочий между уровнями публичной власти, в первую очередь, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Особое значение для характеристики системы государственного управления лесным хозяйством играет передача полномочий по управлению лесами, находящимися в собственности Российской Федерации субъектам Российской Федерации. В результате данного решения субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по управлению 93% всех лесов Российской Федерации, включая:

организацию государственной охраны лесов, а также лесной надзор и контроль;

разработка и экспертиза лесных планов, а также лесохозяйственных регламентов;

организация использования лесов, лесных ресурсов и лесных земель;

организация системы управления лесами и лесным хозяйством на территории субъектов Российской Федерации.

На основании проведенной работы сформулированы предложения по совершенствованию системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации.

По мнению автора, значительное влияние на эффективность системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации оказывает ее нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях в системе распределения полномочий между уровнями власти, в структуре субъектов и объектов управления в лесном хозяйстве.

В данном случае особенно следует выделить зарубежный опыт формирования систем государственного управления лесным хозяйством, сохраняющих свою стабильность на протяжении многих лет.

Принципиально значимым является опыт Финляндии и Канады, где система управления лесным хозяйством сохраняет свою относительную стабильность на протяжении всего XX века.

Результатом подобной нестабильности, а также ряда дополнительных недостатков в системе государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации является снижение эффективности управления, приводящее к снижению значения рад наиболее значимых показателей, отражающих состояние лесного хозяйства в Российской Федерации.

При этом следует отметить, что по мнению авторитетной негосударственной организации Гринпис России, данные официальной статистики, отражающие состояние лесного хозяйства Российской Федерации являются не в полной мере объективными.

В связи с изложенным, в рамках настоящей дипломной работы разработаны следующие предложения, направленные на формирование эффективной системы государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации:

. Создание специализированных государственных учреждений и наделение их полномочиями по хозяйственному управлению объектами лесного хозяйства Российской Федерации.

Подобная мера позволит разделить как на федеральном, так и на региональном уровнях функции по управлению и распоряжению лесным хозяйством и по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.

В результате реализации данного предложения будет обеспечена прозрачность и объективность реализуемых мероприятий в сфере контроля и надзора за использованием лесного хозяйства Российской Федерации.

. Передача полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на федеральный уровень (Федеральному агентству лесного хозяйства).

В настоящий момент система распределения полномочий и функций в сфере управления лесным хозяйством предусматривает наделение органов государственной власти и полномочиями по осуществлению контроля и надзора в лесах и полномочиями по распоряжению и управлению лесами.

В результате, подобной схемы распределения полномочий, органы исполнительной власти фактически вынуждены осуществлять контроль и надзор в том числе и результатов собственной деятельности, что снижает эффективность и объективность реализуемых контрольных и надзорных мероприятий.

. Передача полномочий по осуществлению мониторинга состояния лесного хозяйства Российской Федерации независимой организации.

Существенная критика системы государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации связана с недостоверностью данных официальной статистики, не позволяющей вырабатывать эффективные меры по управлению и развитию лесного хозяйства.

Совмещение функций по управлению лесным хозяйством и по мониторингу его состояния создает риск недобросовестных действий ответственных должностных лиц, направленных на формирование результатов мониторинга в интересах субъекта управления.

С учетом изложенного, предлагается передать полномочия по мониторингу состояния лесного хозяйства Российской Федерации негосударственной некоммерческой организации.

Глава Минприроды дал оценку важнейшим событиям, произошедшим в отрасли в 2014 г., а также обозначил приоритеты на 2015 г.

«В прошлом году мы приняли 4 важнейших федеральных закона в области лесного хозяйства, - подчеркнул С. Донской. - В целях пресечения «нелегального лесного бизнеса» введена уголовная ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины. Приняты акты, вводящие механизм «сквозного» контроля за оборотом круглых лесоматериалов и другие важнейшие для отрасли документы».

Кроме того, по словам Министра, регионам была возвращена возможность осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов специализированными учреждениями, что позволит ликвидировать управленческий вакуум в лесном хозяйстве.

Однако, наряду с повышением инвестиционной привлекательности лесного комплекса актуальными остаются вопросы снижения административной нагрузки на предприятия лесного сектора с одновременным повышением эффективности охраны и защиты лесов и еще целый ряд нерешенных проблем.

«Нам необходимо создавать условия для притока инвестиций в отрасль заготовки и переработки леса. Это ответственность не только федерального центра, но и региональных властей», - обозначил одну из главных проблем лесохозяйственной отрасли С.Донской.

По словам Министра, на сегодняшний день в 35 субъектах РФ осуществляется реализация 121 приоритетного инвестиционного проекта с общим объемом привлеченных инвестиций порядка 380 млрд руб. и объемом потребляемой древесины более 80 млн куб. метров. «Это хорошие цифры, которые показывают положительную динамику, но планы по привлечению инвестиций в лесное хозяйство должны быть намного амбициознее», - пояснил он.

Глава Минприроды также отметил положительные тенденции, произошедшие в сфере охраны лесов: «В рамках сокращенного в 2015 г. бюджетного финансирования нам удается наращивать численность лесной охраны. За 5 лет число лесных инспекторов увеличилось на 30%, это около 20 тыс. человек».

В совещании приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Рослесхоза Иван Валентик, врио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.

Кроме того, на мероприятии присутствовали руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, представители бизнеса, научных и общественных организаций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Лесной кодекс Российской Федерации.

3. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2012 г. №636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 №736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 №404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 №400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370"

7. Система // Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: БРЭ. — 2003, с. 1437

8. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с

9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. – М.Юрист. 2005. 379 С.

10. Государственное и муниципальное управления. Экономика и финансы. URL: http://economedu.ru/gosupravlenie.html (дата обращения:14.11.2013)

11. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 551 с.

12. Терминологический словарь Федерального лесного агентства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/terminology/l/49 (дата обращения: 20.11.2013)

13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999

14. Писаренко А.И. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению Юриспруденция, М. – 2004.

15. Страхов В.И., Писаренко А.И. О завершении эпохи классического лесного хозяйства // Использование и охрана природных ресурсов России, №3 и №4, 2008 г

16. Основные цели лесного хозяйства. URL: http://borrozaz.ru/lesoustrojstvo/osnovnye_celi_lesnogo_hozyajstva (дата обращения: 20.04.2015)

17. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л.В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006. – 381 с.

18. Оценка эффективности государственного управления: от общих подходов к конкретно-предметным

19. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - М.: Академический проект, 2006. С.394-395

20. Понятие и виды эффективности государственного управления

21. Якунин В.И. Теоретические аспекты проблемы эффективности государственного управления // Журнал "Власть", №8, 2006

22. Государственная политика и управление Ч.1. 2006: 221

23. Оленина Т.Ю. Правовые аспекты лесного планирования как административно-правовой формы государственного регулирования лесных правоотношений // Административное право и процесс, 2013, №7

24. Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2011 г.,2012г.

25. Гринпис России: данные государственной статистики о состоянии лесного хозяйств не отражают действительности. URL: www.lesprom.com/.../Гринпис_России_данные_государственной_статистики(дата обращения: 27.04.2015)

26. Проблема лесных пожаров в России. http://www.lesdozor.ru/ru/problemy-obnaruzheniya-lesnyh-pozharov/analitika/problema-lesnykh-pozharov-v-rossii

27. С начала года лесные пожары в России прошли более полумиллиарда гектаров. http://rusand.com/news/item/53-s-nachala-goda-lesnye-pozhary-v-rossii-proshli-bolee-polumilliarda-gektarov/

28. Артамонова В.О.: Правовое регулирование охраны и защиты лесов // Актуальные проблемы российского права, 2013, №6

29. Артамонова В.О. Государственное управление в сфере охраны и защиты лесов // Актуальные проблемы российского права, 2013, №8

30. Паршута В.В. Государственное управление лесами // Административное право и процесс, 2011, №3

31. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. URL: www.rosleshoz.gov.ru/‎ (дата обращение: 27.11.2013)

32. Официальный сайт Федеральной служб государственной статистики URL:www.gks.ru/‎ (дата обращения: 27.11.2013)

33. Седов А.А. Функции управления лесным хозяйством // Актуальные проблемы российского права. 2007. №1. С. 244-251.

34. Соколов М.С. Принципы совершенствования управления лесным хозяйством в условиях реализации нового лесного кодекса Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №13. С. 127-130.

35. Клейнхоф И.А. Реализация стратегии реформирования управления лесами и лесным хозяйством Латвии // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2007. №3. С. 98-100.

36. Арбузова Т.В. Совершенствование организационной структуры управления лесным хозяйством // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №73-1. С. 45-47.

37. Гиряев М.Д., Кеникстул В.И., Глебов В.П. Совершенствовать систему управления лесным хозяйством // АПК: Экономика, управление. 2009. №5. С. 23-

38. Клейнхоф И.А. Реформирование системы управления лесами и лесным хозяйством через призму кризисных ситуаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №5. С. 58-65.

39. Какой должна быть государственная охрана леса. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/forests/legislation/what-kind-of-preservation/(дата обращения: 27.11.2013)

40. Писаренко А.И. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению Юриспруденция, М. - 2004.

41. Страхов В.И., Писаренко А.И. О завершении эпохи классического лесного хозяйства // Использование и охрана природных ресурсов России, №3 и №4, 2008

42. Официальный сайт Агентства лесного хозяйства Иркутской области. URL: http://www.irkobl.ru/sites/alh/ (дата обращение: 27.04.2015)

43. Официальный сайт Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации . URL: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращение: 6.05.15.)

45. Официальный сайт Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. URL: http://rpn.gov.ru/ (дата обращение: 6.05.15.)

46. Официальный сайт Федеральное агентство водных ресурсов. URL: http://voda.mnr.gov.ru/ (дата обращение: 6.05.15.)

47. Всероссийском совещании «Основные итоги работы лесного хозяйства в 2014 г. и задачи на 2015 г.»


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Русское государство в период татаро-монгольского ига
  2. Адвокат как субъект договорного представительства
  3. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации
  4. Обеззараживание питьевой воды
  5. Религия с социологической точки зрения. Формы религиозных организаций
  6. Методы и алгоритмы теории принятия решений по выбору ПЛИС при проектировании устройств цифровой обработки информации
  7. Управление чрезвычайными ситуациями в стране
  8. Отчет по практике экономиста в АКБ «Проинвестбанк» (ПАО)
  9. Налоговая политика в области налогообложения физических лиц
  10. Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата
  11. Субъект патентного права
  12. Сталин как дипломат
  13. Экономическая политика в сфере производства информации и информационных технологий в СПб
  14. Становление и развитие местного самоуправления МО г.Сестрорецк
  15. Исследование и совершенствование управленческой деятельности в Государственном учреждении (на примере«ФГБУ ВНИИПО МЧС России»)
  16. Образование как социальный институт
  17. Правовое регулирование договора бытового подряда
  18. Интеллектуальная собственность
  19. Осмотр места происшествия при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях
  20. Изучение потребительских предпочтений на рынке парфюмерной продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятий на исследуемом рынке
  21. Активные методы обучения информатике в организации самостоятельной работы обучающихся основной школы
  22. Формирование портфеля ценных бумаг в коммерческом банке на основе моделирования
  23. История России с древнейших времен до XIX века
  24. Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине 19 - начала 20 века
  25. Отчет по практике на ЗАО"Тандер"
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: