Время правления Чу занимает переходный период после смерти Цинь Шихуана до установления династии Хань. Этот период характеризуется противостоянием между Чу и Хань и считается смутным временем в истории Китая.
Автор «Исторических записок» - виднейший китайский историк Сыма Цянь, который жил в период правления династии Западная Хань. Сыма Цянь потомственный историк, его отец Сыма Ань служил при дворе придворным летописцем является одним из немногих, кто описывал жизнь Китая периода Чу.
Свое современное название «Исторические записки» (Ши цзи) труд Сыма Цяня получил уже после смерти автора; сам Сыма Цянь называл свое сочинение «Книгой Придворного историографа» (Тайшигун шу). Название это символично. Оно явилось своеобразной данью уважения «отца китайской историографии» к древним, уходящим в глубь веков традициям, созданным и ревниво сохранявшимся придворными историками-летописцами.
В молодости историк предпринял путешествие по стране, целью которого было изучение народных обычаев и явлений в обществе. Он посетил многие известные места, собрал обширный материал, касающийся биографий известных людей и исторических событий. Впоследствии Сыма Цянь пошел по стопам отца, став летописцем императорской семьи при дворе.
Из «Автобиографии» Сыма Цяня известно, что в период правления чжоуского Сюань-вана (827—782 гг. до н. э.) один из далеких предков Сыма Цяня занимал должность историографа при дворе Чжоу. После его смерти эта должность передавалась по наследству на протяжении нескольких поколений, и весьма вероятно, что среди историков по фамилии Сыма, упоминаемых в надписях на бронзовых сосудах VIII— VII вв. до н. э., были и предки Сыма Цяня. В VII в. до н. э. предки Сыма Цяня покинули пределы Чжоу и переселились в царство Цзинь; пять столетий спустя прерванная традиций была возрождена Сыма Танем, отцом Сыма Цяня. Тань был широко образованным человеком. Он изучал астрологию и философию у известных ученых того времени, а его сочинение «Сущность шести философских школ» свидетельствует о том, что он не только превосходно знал классическую философию, но смог подняться до критического изложения основных ее направлений. В 140 г. до н. э. Сыма Тань был назначен на должность главного придворного историографа при дворе только что взошедшего на престол императора У-ди.
Одна из наиболее колоритных фигур в галерее правителей ханьской династии, император У-ди пришел к власти спустя 80 лет после первого объединения Китая и создания Цинь Ши-хуаном единой централизованной империи. Просуществовав всего лишь 15 лет, империя Цинь пала под ударами народного восстания. Длительная междоусобная война претендентов на власть пагубно сказалась на состоянии экономики страны. Первый император, новой, ханьской, династии был вынужден пойти на ослабление налогового гнета и принять ряд других мер, направленных на восстановление хозяйства. Он сделал серьезные уступки и старой аристократии из бывших княжеств, уничтоженных Цинь Ши-хуаном. В результате восстановления системы наследственных владений усилились центробежные устремления знати, что привело в конечном счете к ее открытому выступлению против центральной власти. Мятеж был подавлен, но проблема централизации не была еще решена окончательно. Только к середине II в. до н. э. общий подъем хозяйства и укрепление экономических связей между отдельными районами страны постепенно создали базу для целой серии мероприятий, ознаменовавших начало правления императора У-ди. Ликвидация наследственных владений, укрепление центрального государственного аппарата, успешная внешняя политика и значительное расширение территории государства — все это, вместе взятое, характеризовало «золотой век» У-ди. Ханьский Китай наряду с Римом и Парфией входит в число крупнейших держав мира.
Введение должности придворного историографа было одним из многочисленных свидетельств специализации высших чиновников в государстве и детализации их функций. Сама по себе должность историографа располагалась невысоко на служебной лестнице: его содержание составляло лишь 600 даней зерна, в то время как чэнсян (первый советник) получал 2 тысячи даней; согласно придворному церемониалу чэнсян носил серебряную печать на синем шнурке, а главный историограф имел право лишь на бронзовую печать с черным шнурком и т. д. Но именно к историографу попадали теперь прежде всего документы, поступавшие с периферии в столицу. Помимо систематизации и хранения документов главный историограф выполнял целый ряд функций, связанных с астрологией и составлением календаря. В его обязанности входил также выбор дней для совершения религиозных церемоний и жертвоприношений.
В то время все исторические сочинения датировались временем распределения наделов между князьями-чжухоу. Вследствие этого, фактологический материал был разрознен, эти произведения страдали недостатком общеисторической концепции понимания истории. Именно поэтому работу по написанию общеисторического труда Сыма Цянь взял на себя. Однако при дворе написание этого сочинения было сопряжено с определенными трудностями: к тому времени Сыма Цянь вследствие своих смелых политических взглядов, находился в опале у императора, поэтому, оставив свою службу, он приступил к главному делу всей жизни — написанию исторического трактата «Ши цзи», которому он посвятил 13 лет. В «Ши цзи» входят 103 цзюаня, труд состоит из 500 тысяч иероглифов.
«Исторические записки» ознаменовали начало нового этапа в развитии китайской историографии. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что даже в эпоху Сыма Цяня такие сочинения, как Го юй, Цзо чжуань, Чжаньго цэ и другие, рассматривались в первую очередь как классические произведения типа конфуциевой Чунь-цю, а не как исторические памятники. Не случайно, составляя на грани нашей эры каталог книг императорской библиотеки, Лю Сян и Лю Синь отнесли все эти сочинения к разделу Чунь-цю. Появление «Исторических записок» в значительной мере стимулировало интерес к изучению истории. Если до Сыма Цяня в Китае было написано всего 190 цзюаней исторических сочинений, то за одно столетие после появления Ши цзи их число достигло 235 цзюаней; к VII в. общий объем произведений исторического характера исчислялся уже 16 585 цзюанями, т. е. за несколько столетий увеличился более чем в сорок раз. Исторические сочинения, включаемые в каталоги книг, выделялись уже в особый раздел. Тем самым за историей было окончательно признано право на существование в качестве самостоятельной отрасли науки.
Сыма Цянь не был похож на других историографов, которые считали, что историография должна описывать лишь деяния императоров и чиновников. Сфера исторической панорамы в этом труде значительно шире, чем в трудах других феодальных летописцев. Кроме описания событий, располагающихся в труде согласно годам правления императоров и биографий выдающихся личностей, в «Исторических записках» есть отдельные главы, посвященные вопросам культуры и быта, географии, хронологии, генеалогии.
Все это и составляет своеобразный «исторический мир Сыма Цяня». На страницах своего сочинения Сыма Цянь придает особое значение смыслу человеческой жизни. Именно поэтому в «Исторических записках» присутствует личная позиция историка по отношению к описываемым им персонажам. В этом труде присутствует смелая ирония по поводу феодальной аристократии, восхищение подвигами простых людей. Многие события, описанные Сыма Цянем, считаются ненормативными с точки зрения официальной историографии.
Опираясь на вышеизложенное, необходимо отметить, что Чу оставила неизгладимый отпечаток в древней истории Китая. Ярким ее представителем является бравый генерал Сян Юй. Он характеризуется, как прекрасный знатоком военного искусства, который вел борьбу за полное господство в Поднебесной.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обощение.
Цель исследования: характеристика династии Чу и деятельности Сян Юя.
Задачи исследования:
1. рассмотреть деятельность Сян Юя;
2. дать характеристика Чу;
3. осветить противоборство между Лю Баном и Сян Юем;
4. проанализировать итоги политики Сян Юя.