Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Патриотическое воспитание школьников (на примере Дома Культуры).





Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты патриотического воспитания

1.1 Сущность содержания понятия «патриотическое воспитание»

1.2 Задачи и содержание патриотического воспитания школьников

2 Методические аспекты патриотического воспитания школьников во внеурочное время (на примере Дома Культуры «Петровский»)

2.1 Диагностика сформированности патриотического воспитания школьников

2.2 Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время (на примере Дома Культуры «Петровский»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение

Введение

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озёра, степные дали и дремучие леса - всё это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребёнок, с ощущением красоты родных мест.

Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять её к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.

Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеурочное время воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.

Объект исследования: патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

Предмет исследования: патриотическое воспитание школьников (на примере Дома Культуры).

Цель исследования: составить и апробировать комплекс мероприятий, основанный на базисной программе, направленный на патриотическое воспитание школьников во внеурочное время при МКГК ДК «Петровский».

Гипотеза: воспитательный процесс школьников при применении разработанного комплекса занятий, основанного на базисной программе, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития школьников;

-обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране во внеурочное время при МКГК ДК «Петровский».

Исходя из цели, объекта и гипотезы, можно определить следующие задачи:

1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

2. рассмотреть исследовать сущность содержания понятия «патриотическое воспитание»;

3. провести диагностику сформированности патриотического воспитания школьников МКГК ДК «Петровский» ст. Петровская;

4. провести исследовательскую работу по патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время (на примере МКГК ДК «Петровский» ст. Петровская).

База исследования МКГК ДК «Петровский» станица Петровская. Выборка 20 детей, 10-12 лет.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдения, метод опроса.

Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованных источников.

Заключение

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества, так же выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно прояв­ляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескоры­стное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Опыт работы по патриотическому воспитанию школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств - любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышле­ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры­тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж­дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Список литературы

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23.

3. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.

4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 1998.

5. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная Пресса, 2005.

6. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ [Текст] – 2011г. № 1, с. 14-24

7.Вандышева Е. На героике Великой Отечественной [Текст] / Патриот Отечества. – 2010г. – № 9 (сентябрь) – с. 6

8. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003г.– с. 264

9. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

9. Гребенюка В.И., Квятковского Ю.П., Кольтюкова А.А. Всероссийская научная конференция «Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941 – 45 годов» (27 мая 2009г.) – 2009 г., с. 39-45

10. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности // И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986г. – с. 128

11.Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России – 2009 г., с. 266

12.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений – 2008 г., с. 201

13.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.

14.Замостьянов А. Патриотическое воспитание — доступы и попытки // Народное образование. – 2008г. – № 8. – с. 231-234

15. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – 1984 г., с. 220-234

16. Исаев И.Ф. , Тарасов С.И. Региональный музей и школа: формы современной деятельности: учеб. – метод. пособие – 2006 г., с. 245

17. Кущенко А. Как воспитать патриотов? /А.Кущенко // Смена. – 2012г. – 5 декабря – с. 1, 2. 16

18. Крюкова Н. Воспитание краеведением: формы и методы – 2012 г., с. 52-60

19. B.C. Кукушкин Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие – 2002 г., с. 9, 15-17

20. Луговинов В.И. Военно-патриотическое воспитание – 2011 г., с.125

21. Носков И.В. Психология развития и возрастная психология. Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий – 2003 г., с. 277

22. Луховицкий В., Русакова Е., Силинг Ю. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты – 2009 г., с. 25-29

23. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011г. – № 5 –с. 97

24. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. - Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2008.

25. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 17-18.

26. Солженицын А. И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. - 1996. - № 12. - С.31.

27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Основы конституционного строя как объект безопасности государства
  2. Бандитизм
  3. Омская область
  4. Закон понятие, признаки, виды законов
  5. Особенности профессии повара
  6. Общие правила производства следственных действий
  7. Психологическая совместимость как уживаться людям с разными темпераментами
  8. Международная охрана авторских прав
  9. Социология П.Сорокина
  10. Основные понятия системы Windows XР
  11. Традиционные религиозные объединения РФ. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность
  12. Отчет по практике в кадастровой палате юрисконсульта
  13. Монитор (дисплей) компьютера
  14. Особенности воображения младших школьников
  15. Экономический рост и качество жизни
  16. Биллинговые системы
  17. Конституционные принципы основных прав и свобод человека и гражданина в России
  18. Исполнение наказания в виде смертной казни
  19. Контроль за деятельностью нотариусов
  20. Диверсия
  21. Управление конфликтами в организации
  22. Паранаука и лженаука
  23. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  24. Технология производства полипропилена
  25. Разработка рекомендаций по повышению уровня занятости населения в муниципальном образовании МО (на материалах администрации Шпаковского муниципального района)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: