Актуальность исследования. Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
В исследованиях ученых – философов, социологов, историков, культурологов (Г. Клаус, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе К. Г. Юсупов и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры- драматизации. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие психологические и педагогические исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н, Леонтьев, Д. Б, Эльконин и др.); другие раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (Н. А. Ветлугина, Н. П., Сакулина и др.); третьи определяют особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, Б. И. Хачапуридзе, В. Н. Аванесова и т. д.)
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, потому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Все эти игры осуществляются под непосредственным руководством взрослого.
Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
Сенсорное развитие дошкольника направлено на развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Именно дети дошкольного возраста наиболее чувствительны для целенаправленного развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также отечественные исследователи в области дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка, а также имеет самостоятельное значение для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры, а дидактическая игра может быть использована для сенсорного развития детей в детском саду.
Проблема исследования: при каких условиях дидактическая игра становится средством сенсорного воспитания дошкольника?
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей в детском саду.
Предмет исследования: дидактические игры как средство сенсорного воспитания дошкольников.
Цель исследования: выявить условия, при которых дидактические игры становятся средством сенсорного воспитания детей в детском саду.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему взаимодействия родителей дошкольников с воспитателями ДОУ, используя игры на специально организованных родительских собраниях и в повседневной жизни, в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры как средства организации сенсорного воспитания дошкольников;
2. Выявить особенности игры как основного вида деятельности дошкольников;
3. Разработать психолого-педагогическую характеристику сенсорного воспитания дошкольников;
4. Выявить значение дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
5. Выявить характерные черты сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста;
6. Разработать и реализовать игры и упражнения для сенсорного воспитания дошкольников;
7. Разработать методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью сенсорного воспитания дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ и моделирование, обобщение педагогического опыта, наблюдение и анализ реального педагогического процесса, изучение продуктов деятельности детей.