Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ особенностей дидактической игры как средства организации сенсорного воспитания дошкольников 5

1.1Особенности игры как основного вида деятельности дошкольников 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика сенсорного воспитания дошкольников 17

1.3 Значение дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 26

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию дошкольников 30

2.1 Выявление характерных черт сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста 30

2.2 Разработка и реализация игр и упражнений для сенсорного воспитания дошкольников 37

2.3 Методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью сенсорного воспитания дошкольников 45

Заключение 62

Список использованной литературы 63

Введение

Актуальность исследования. Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

В исследованиях ученых – философов, социологов, историков, культурологов (Г. Клаус, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе К. Г. Юсупов и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры- драматизации. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие психологические и педагогические исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н, Леонтьев, Д. Б, Эльконин и др.); другие раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (Н. А. Ветлугина, Н. П., Сакулина и др.); третьи определяют особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, Б. И. Хачапуридзе, В. Н. Аванесова и т. д.)

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, потому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Все эти игры осуществляются под непосредственным руководством взрослого.

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Сенсорное развитие дошкольника направлено на развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Именно дети дошкольного возраста наиболее чувствительны для целенаправленного развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также отечественные исследователи в области дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка, а также имеет самостоятельное значение для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры, а дидактическая игра может быть использована для сенсорного развития детей в детском саду.

Проблема исследования: при каких условиях дидактическая игра становится средством сенсорного воспитания дошкольника?

Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей в детском саду.

Предмет исследования: дидактические игры как средство сенсорного воспитания дошкольников.

Цель исследования: выявить условия, при которых дидактические игры становятся средством сенсорного воспитания детей в детском саду.

Гипотеза исследования: предполагаем, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему взаимодействия родителей дошкольников с воспитателями ДОУ, используя игры на специально организованных родительских собраниях и в повседневной жизни, в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры как средства организации сенсорного воспитания дошкольников;

2. Выявить особенности игры как основного вида деятельности дошкольников;

3. Разработать психолого-педагогическую характеристику сенсорного воспитания дошкольников;

4. Выявить значение дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;

5. Выявить характерные черты сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста;

6. Разработать и реализовать игры и упражнения для сенсорного воспитания дошкольников;

7. Разработать методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью сенсорного воспитания дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ и моделирование, обобщение педагогического опыта, наблюдение и анализ реального педагогического процесса, изучение продуктов деятельности детей.

Заключение

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

В ходе исследования проведен теоретический анализ особенностей дидактической игры как средства организации сенсорного воспитания дошкольников, выявлены особенности игры как основного вида деятельности дошкольников; разработана психолого-педагогическая характеристика сенсорного воспитания дошкольников; выявлено значение дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; характерные черты сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста; разработаны и реализованы игры и упражнения для сенсорного воспитания дошкольников, а также разработаны методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью сенсорного воспитания дошкольников.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как лёгкая дидактическая задача, заключённая в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление сенсорного развития подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода. А именно без системы взаимодействия родителей и ДОУ, и специально организованных родительских собраний, консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д. проходящих с использованием специальных игр.

Сенсорное развитие является организованным, активным, целеустремленным процессом. При наличии педагогического руководства (использование специальных игр) у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их сенсорному развитию.

Таким образом, важным путем сенсорного развития является организованное, целеустремленное всестороннее восприятие, которое помогает углубить сенсорные впечатления.

В настоящем исследовании мы доказали правомерность выдвинутой гипотезы, решили все поставленные задачи, достигли цели исследования, получили значимые теоретические и научно-практические данные об эффективности взаимодействия родителей воспитанников и сотрудников ДОУ для повышения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 2011. - 303 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2010.

3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2009. – 150с.

4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Просвещение, 2010. - 142 с.

5. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.

6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

8. Воспитание детей в игре. / Сост. А. К. Бондаренко и А. И. Матусик.

9. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.- Вопросы психологии № 6, 2010.

10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений - М.: Лист, 2010. – 120с.

11. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М.: Просвещение, 2011. - 70с.

12. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л. А. Венгера. М., 192011.

13. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр Академия , 2009.

14. Игра дошкольника под ред.С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989

15. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников М.: Айрис-пресс. 2009.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 2008. – 350 с.

17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2010.

18. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 480 с.

19. Менджерицкая Д. В. Воспитателю в детской игре. М. , 1982.

20. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.

21. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 2010. -№2. - с. 48-55.

22. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010. – 350 с.

23. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Экзамен, 2009. - 111 с.

24. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом – М: Издательский центр Академия, 2011.- 50 с.

25. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях –М.: Просвещение, 2010. - 143 с.

26. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 2010. – 126 с.

27. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 2010.

28. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 115-124.

29. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

30. Сорокина А. И. дидактические игры в детском саду. М., 2009.

31. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2009.-№10.- С.90-93.

32. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 2011. – 160с.

33. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 2010– 250с.

34. Фребель Фридрих .Будем жить для наших детей Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - Серия "Психология детства. Классическое наследие " - 248 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  2. Задачи по экономике статистика
  3. Права и обязанности граждан
  4. Органы юридического лица
  5. Особенности спортивной фотосъемки
  6. Этика Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
  7. Реализация уголовной политики в сфере защиты сотрудников органов внутренних дел от преступных посягательств
  8. Исполнительная власть
  9. Порядок заключения и оформления трудового договора
  10. Формирование и распределение прибыли на примере ООО «Стройтэк технолоджи»
  11. Угольная промышленность
  12. Социально-медицинская помощь семье и детям
  13. Маркетинговое исследование рынка на примере ПФ «Колышлейская
  14. Театр, как форма организации досуга детей в системе социального обслуживания
  15. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет
  16. Криминалистическая характеристика и профилактика насильственных преступлений в быту
  17. Электоральное поведение граждан в странах Содружества Независимых Государств
  18. Разработка объекттно-ориентированной модели информационной системы онлайн-курсов
  19. Управление органами дознания в системе МВД России
  20. Ответы на билеты к кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» МИРЭА
  21. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  22. Формирование интеллектуальной готовности к обучению
  23. Построение организационных структур управления
  24. Категория самооценки и ее функции в художественном дискурсе
  25. Особенности партийной системы России в период. Думской монархии
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: