Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Самооценка: понятие, сущность, развитие





Содержание

Введение.......................................................................................3

Глава I. Теоретические основы изучения самооценки...............5

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных...............5

авторов к изучению самооценки

1.2. Этапы становления самооценки..........................................12

Глава II. Основные факторы, влияющие на становление

и развитие самооценки................................................................15

2.1. Семейный фактор – основной фактор развития.................15

самооценки.

2.2. Социальные факторы...........................................................25

2.3. Фактор физического "Я-образа", влияющий на

становление самооценки..............................................................29

Заключение.................................................................................31

Список литературы...................................................................33

Введение

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек - мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден - его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступ­ков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные - на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении по­стоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоян­ное самопознание и саморазвитие являются инструментарием от­крытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потен­циала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало слу­чаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись опре­деленных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, - это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определе­ние довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание - это процесс познания себя, своих по­тенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуаль­ных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о зна­чении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского ора­кула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Все сказанное делает востребованными знания о том, что та­кое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жиз­ни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно по­знавать себя, и о многом-многом другом.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.

Заключение

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка - это отноше­ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке - это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.

Самооценка, как составляющая «Я -образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.

Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволит научиться жить с такой особенностью и жить эффективно.

Материалы данной курсовой работы могут использоваться в работе психологов, в образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.

3. Джемс У. Психология. – М., 1991

4. Зимбардо. Застенчивость. – М.,1991

5. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978

6. Креславский Е. С. Избыточная масса тела и образ физического "Я" //Вопросы психологии, №2, 1987

7. Лэнг Р. Расколотое «Я». – М., 1995

8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. – 352с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с.

11. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учёбное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

13. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

14. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989

15. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989

16. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

17. Уманец Л. И. : Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии, №4, 1987. 61с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Понятие необходимой обороны
  2. Проблема рационализации споров вопросы стратегии и тактики спора
  3. Международное частное право контрольная работа
  4. Прекращение брака
  5. Девиантное поведение подростков
  6. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК РФ (анализ ст.228 УК и отграничение от смежных составов)
  7. Виды информации, которыми оперируют фармацевтические организации и рассмотрение способов обеспечения конфиденциальности, целостности, доступности, подлинности и неотказуемости информации
  8. Понятие разбоя и вымогательства в уголовном праве. Содержание уголовной ответственности
  9. Изучение и анализ технологического процесса работы службы «Room-service»
  10. Методы обеззараживания воды
  11. Управление качеством процесса разливки стали на Нижнесергинском метизно-металлургическом
  12. Современные методы изучения государственного стимулирования инновационной активности
  13. Экономический рост и качество жизни
  14. Правовое регулирование труда
  15. Русская революция в социально-политическом творчестве Н.А. Бердяева
  16. Тенденции развития рекламного рынка в г.Самара
  17. Особенности рыночной экономики в России
  18. Криминологическая характеристика
  19. Проблемы трудовой миграции в России
  20. Театрализованные игры, как средство формирования взаимоотношений у детей среднего возраста
  21. Повышение эффективности государственной политики в сфере разработки лесохозяйственных ресурсов
  22. Эффективность управленческих решений
  23. Воспитание и образование в древнем Риме, как роль в становлении европейской образовательной среды
  24. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  25. Философия медицины
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: