Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения





Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……………………...……..….8

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ

ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ…………………………………………………….......................................………..12

1.1 Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической теории и практике……….…..12

1.2 Функции игры и игры, используемые в среднем и старшем школьном возрасте……..….21

1.3 Педагогические условия организации игровой технологии как средства обучения на уро-ках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.…………………...…27

Выводы по первой главе………………………………………………...……………………..…35

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ…………………………………………………………………………………….…36

2.1 Цель, задачи, принципы и методы экспериментальной работы…………………………....36

2.2 Методика реализации педагогических условий организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения..41

2.3 Интерпретация и оценка полученных результатов…….……………………………..…….58

Выводы по второй главе…………………………………………………………………...…...…63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........................……..64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………...….66

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендательное)……………………………………………………...…..68

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)……………………………………………...………………..…69

ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)…………………………………………………………….……70

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное)…………………………………………………………...…......72

Ведомость ВКР……………………………………………………………………………….……74

Введение

Актуальность. Игра это разумная и целесообразная, деятельность, подчиненная правилам системы поведения. Игровая деятельность имеет аналогию с трудовой деятельностью взрослого человека, признаки которой полностью совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Игра - естественная форма труда ребенка, приготовление к будущей жизни. Ребенок всегда играет, и его игра имеет смысл, соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Для школьников игра - сфера их социального творчества, место их общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна, в игре ребенок много узнает о самом себе.

Игра позволяет смягчить проявление авторитарной позиции педагога, уравнивает в правах всех участников. Это особенно важно для получения социального опыта, в том числе опыта взаимоотношений с взрослыми людьми.

В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять. У школьника часто выявляется игровой дефицит - при желании играть, ребенок не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, обеспечивая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Применение игровой технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.

Отсюда вытекает проблема исследования - какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения?

Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих повышению эффективности организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Предмет исследования - игровая технология как средство обучения на уроках географии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу - организация игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:

ü обеспечивается формирование у учащихся среднего звена положительной мотивации к игре как средству обучения на уроках химии;

ü обеспечивается развитие воображения у учащихся;

ü обеспечивается развитие коммуникативных способностей.

Исходя из цели и для проверки выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи педагогического исследования:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого - педагогической теории и практике, уточнить признаки содержания базового понятия «игровая технология».

2. Уточнить функции игры и игры, используемые в среднем и старшем школьном возрасте.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие повышению эффективности организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

4. Апробировать методику реализации выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили - в отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Ю.П. Азаров, М.М. Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, О.С. Газман, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, В.С. Мухина, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин и др.; психологические аспекты игры глубоко проанализированы отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.; в работах Р.И. Жуковской, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкой, П.А. Рудик, В.Н. Терского, К.Д. Ушинского, М.Г. Яновской и др. разработаны основы детской игры; в нашей стране психолого-педагогические и методологические основы создания и применения игр в учебно-воспитательном процессе были предложены Ю.К. Бабанским (познавательные игры), А.А. Вербицким (учебно-деловые игры), Ю.Н. Кулюткиным (педагогические игры), П.И. Пидкасистым (обучающие игры), Г.С. Сухобской (учебно-имитационные игры), И. М. Сыроежкиным (дидактические игры) и другими; теория коммуникации (В.Д. Жирнов, Ю.М. Жуков, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Е.В. Руденский, В.С. Семенов, И.В. Федякин, В.Д. Ширшов и др.); деятельностный подход в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Г.Г. Гранатов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход в образовании (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Э.Г. Юдин и др.); личностно-ориентированный подход в образовании (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория и методология педагогических исследований (В.И. Андреев, М.И. Грабарь, А.Г. Гостев, П.М. Жучек, Т.Е. Климова, В.И. Михеев, А.Я. Найн, В.Н. Сычкова, З.А. Шакурова и др.). В исследовании рассматривались работы ученых, исследовавших проблему игры: Н.П. Аникеевой, В. Всеволодского-Гернгросса, Г. В. Плеханова, Е.А. Покровского, Г. Спенсера, Д.Б. Эльконина и др.; классиков психологии и педагогики Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Значительное влияние на исследование оказали работы, связанные с изучением сущности обучающей игры: М.В. Кларин, В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, А.С. Прутченков, Е.С. Рапацевич, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методологической литературы; комплексная диагностика с использованием тестирования; наблюдение; эксперимент; беседа; описание; анализ; обобщение и систематизация результатов эксперимента; методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «игровая технология»; функции игры и игры, используемые в среднем и старшем школьном возрасте; разработке и теоретическом обосновании педагогических условий, повышающих эффективность организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Практическая значимость исследования - разработана методика реализации педагогических условий, повышающих эффективность организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Опытно - экспериментальной базой исследования выступила МОУ Гимназия № 53 г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 45 человек: 8«б» - экспериментальный, 8«а» - контрольные классы.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников 67; 4 приложения. В работе представлено 7 таблиц и 5 рисунков.

Заключение

Настоящее дипломное исследование посвящено теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих повышению эффективности организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

В соответствии с поставленной целью гипотеза опиралась на предположение о том, что организация игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий: обеспечивается формирование у учащихся среднего звена положительной мотивации к игре как средству обучения на уроках химии; обеспечивается развитие воображения у учащихся; обеспечивается развитие коммуникативных способностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «игровая технология»; функции игры и игры, используемые в среднем и старшем школьном возрасте; разработке и теоретическом обосновании педагогических условий, повышающих эффективность организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Практическая значимость исследования - разработана методика реализации педагогических условий, повышающих эффективность организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

Опытно - экспериментальной базой исследования выступила МОУ СОШ № 53 г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 45 человек: 8«б» - экспериментальный, 8«а» - контрольные классы.

Обобщая результаты теоретико-экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:

1. Анализ литературы показывает - проблема организации игровой технологии как средства обучения в общеобразовательном учебном заведении является актуальной, требующей своего дальнейшего осмысления. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, необходимостью научно обоснованного решения практических задач организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

2. Под игровыми технологиями понимаем вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

3. Функции игры: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации человека в игре, коммуникативная игра, диагностическая функция, игротерапевтическая функция, функция коррекции в игре, развлекательная функция.

4. Игры, использование которых целесообразно в среднем и старшем школьном возрасте: деловые, имитационные, операционные, исполнение ролей, «деловой театр», психодрама и социодрама.

5. Выделенные и теоретически обоснованные в процессе исследования педагогические условия, способствующие повышению эффективности организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения, включают в себя следующее: обеспечивается формирование у учащихся среднего звена положительной мотивации к игре как средству обучения на уроках химии; обеспечивается развитие воображения у учащихся; обеспечивается развитие коммуникативных способностей.

6. Полученные результаты дали нам основания для проведения экспериментальной работы по организации игровой технологии как средства обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения.

7. Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.

Список литературы

1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы: рекомендации для игровых технологий в школе, 2002. – 58 с.

2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005. .

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 350 с..

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвеще-ние, 2002.

5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогческих исследований. М.: Педагогика, 1992. - 207 с.

7. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 456 с.

8. Бюлер, К. Духовное развитие ребенка [Текст] / К. Бюлер.– М.: Новая Москва, 1924.– 301 с.

9. Волгина Н.А. Энциклопедический словарь. 2005. – 688 с.

10. Выготский JI. С. Избранные педагогические исследования / М., 1956. -189 с.

11. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии.М.:Педагогика,1989.-192 с.

12. Выготский, Л.С.Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагоги-ка, 1991.– 671 с.

13. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии.М.: Просвеще-ние, 2000.

14. Гросса, К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гросса.– Киев, 1916.– 62 с.

15. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М.,2003

16. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

17. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермо-лаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с

18. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004 г. Минкин Е. М. От иг-ры к знаниям. 2-е издание– М.: Просвещение,2005.

19. Закон Российской федерации "Об образовании" //Сборник законодательных актов РФ. М.: Известия, 1992. – 124 с.

20. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 178 с.

21. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М.: Просвещение,2004.

22. Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры [Текст] / Д.М. Златопольский.– СПб.: BHV, 2004.– 400 с.

23. Идрисов, А.Е. Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков [Электронный документ] / А.Е. Идрисов.– (http://festival.1september.ru/articles/213802/). 05.03.09

24. Интернет- ресурс http://freeplayonlinegame.ru/himiya_tag.html игры по химии.

25. Интернет –ресурс http://www.mailcleanerplus.com/profit/elbib/obrlib.php

26. Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. «Система заданий для развития умения рас-суждать» // Химия в школе. – 2000. - 7. - стр. 11-20.

27. Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2006. - 6.- стр.

28. Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Хи-мия в школе. –2009. - 2. - стр. 15-19. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.3-е издание – М.: Просвещение,2005.

29. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

30. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756 Р (п. 2). М., 2002. - 25 с.

31. Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 2-е издание ,2006.

32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М: Смысл: Академия, 1997.– 121 с.

33. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

34. Лихачев Б.Т Педагогика.М.:1992.-100 с.

35. Маркова А. К. Формирование мотивация учения в школьном возрасте / М.: Просвещение, 2003. - 355 с.

36. Методика организации игры [Электронный документ ]. – (http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra6/). 26.02.09

37. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид.– М.: Наука, 1988.– 221 с.

38. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркив В.И. Стимулирование побуждения к учению / Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркив В.И. - М.: Просвещение, 2006. – 255 с.

39. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2005. – 6 - стр.35.

40. Пальчевский В.В., Фридман JI.C. Учебно-методический комплекс средств обучения //Педагогика, № 6., 2001. – 32 с.

41. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1999 – 286с..

42. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов //Под ред - Г.И.Щукиной. Вып. 3. Л.: ЛГПИ, 1975. - 89 с.

43. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1978. – 67 с.

44. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996.

45. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкаси-стый, Ж.С. Хайдаров.– М.: Роспедагенство, 1996.– 268 с.

46. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 2004. - 173 с.

47. Платонов К. К. Об изучении и формировании личности учащегося / К. К. Плато-нов, Адаскин Б. И. М., 1969. - 87 с.

48. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 576с.

49. Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся старших классов в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. №4, 2001. – 94 с.

50. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АН СССР, 1958. - 147 с.

51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2 изд. - М.: Педагогика, 1976. - 288 с.

52. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное об-разование, 1996.

53. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.– 256 с.

54. Скаткин м.Н.Методология и методика педагогических исследований .М.:Педагогика ,1984.-150с.

55. Фрейд, З. Психологические этюды. Навязчивые действия и религиозные обряды [Текст] / З. Фрейд.– Минск, 1997.– 566 с.

56. Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990 – 576 с.

57. Хейзинг, Й. «Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры» [Текст] / Й. Хейзинг – М.: Прогресс, 1997.– 345 с.

58. Церенова, О.А. Технология игровых форм обучения [Электронный документ] / О.А. Церенова.– (http://cityref.ru/prosmotr/10761–0.htm). 20.02.09

59. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований [Текст] / С.А. Шапкин // Психологический журнал.– 1999.– т. 20.– № 1.– С. 86 - 102

60. Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. «Ролевые игры на уроках химии» // Химия в школе. – 1991. - 3. - стр. 31-36.

61. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков – М.: Новая школа, 1994.– 240 с.

62. Штремплер .И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

63. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности/В сб.: Нововве-дения в организациях. – М.:Просвещение,2003.

64. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста [Текст] / В. Штерн.– М., 1922.– 280 с.

65. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова.– М.: Просвещение, 1967.– 360 с.

66. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.– М.: Просвещение, 1978.– 360 с.

67. http://pedsovet.su/load/97 Педсовет онлайн. Игры по химии.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Знакомство с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ №730
  2. Бух учет
  3. Микеланджело
  4. Контроль результатов обучения по информатике.
  5. Правовые основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления
  6. Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих
  7. Виды правонарушений
  8. Государственная служба как профессиональная деятельность
  9. Влияние международных норм права на формирование судебной практики в Российской Федерации
  10. Дидактические пинципы профессиональго обучения
  11. Расчет абсорбера
  12. практическое задание по юриспруденции
  13. Категория самооценки и ее функции в художественном дискурсе
  14. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  15. Маркетинговое планирование на ООО "Лотос"
  16. Формирование механизма эффективного взаимодействия между властью и обществом
  17. Антропологические находки и морфологические особенности неандертальцев
  18. Местное самоуправление: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
  19. Форма государственного правления
  20. Требования к оформлению работ
  21. Судебная власть в современном государстве
  22. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени Ф.Бекон, Р. Декарт
  23. Использование современных технических средств на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
  24. Культурный шок
  25. Международно-правовой статус непризнанных и частично признанных государственных образований
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: