Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Философское учение Гегеля





Содержание

Введение…………………………………………………………….. 2-3

Глава 1. Философия истории Гегеля……………………………….. 4

§1. Исходные посылки построения………………………………….4

§2.Философия истории Гегеля……………………………………...5-7

Глава 2.Гегелевское понимание свободы………………………….8-11

Глава 3.Гегель о взаимоотношениях государства и личности……12

§1. Философское учение Гегеля о государстве………………......12-18

Заключение…………………………………………………………19-20

Список литературы…………………………………………………..21

Введение

Философия - сфера смыслов, с одной стороны, и наука об истине с другой. Поэтому можно было бы сказать, что философия истории должна отвечать на вопрос о смысле истории, смысле существования народов и человечества в целом и давать ответ на вопрос о том, что такое история. Уже в такой общей формулировке можно разглядеть разницу в подходах к объяснению истории. Эту разницу можно определить как различие в исходных посылках дальнейших рассуждений. Первый подход сугубо телеологичен: смысл есть предельная цель существования, - в этом случае философия истории отвечает на вопрос "зачем?", неявно полагая историю как данность, требующую осмысления. Второй подход требует раскрытия сущности истории, и вопрос об осмысленности исторического процесса может в принципе не ставиться, - здесь требуется глубокая проработка концептуального каркаса - понятий, которые в дальнейшем используются для построения объяснительных схем. Склоняясь ко второму подходу, под философией истории ниже я буду понимать более узко схему объяснения истории. Принципиально можно выявить два способа объяснения: первый - телеологический (через цели), второй - каузальный (через причины).

Если говорить о философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, то своеобразие его подхода к объяснению исторического процесса заключается в сочетании обоих способов. Это сочетание стало возможным благодаря его диалектике (знаменитое построение суждений по типу "тезис - антитезис - синтезис"), включающей противоречие как элемент языка логики. Подобная "поправка" позволила "замкнуть" логику (в смысле ее полноты) и добиться известной целостности построений. Как следствие, всякое понятие у Гегеля на протяжении одной работы может многократно менять свое значение (оно постоянно "уточняется", "отрицая" предшествующие дефиниции). Кроме того, Гегель строит философскую систему. Последнее означает, что рассмотрение какого-либо отдельного аспекта системы невозможно без контекста построений (т.е. без знания большей части работ Гегеля); первое же говорит нам о ненадежности цитатного (ссылочного) метода обоснования мнения автора. Поэтому настоящая работа не является анализом философии истории Г.В.Ф.Гегеля как таковой. Гегель интерпретирует историю, эксплицируя свою онтологическую (общефилософскую) концепцию под соответствующим углом зрения. Исходные посылки его модели истории конечно необходимо рассмотреть, но, по возможности, я попытаюсь вынести их за скобки и попробую рассмотреть формальный схематизм Гегелевского объяснения истории. Когда я говорю о формальном схематизме, я предполагаю возможность соотнесения объяснительной схемы Гегеля с целой группой задач, имеющих иное содержание, но такое же по форме решение. Если говорить об объяснении истории, то следует обосновать два утверждения ("прямая и обратная теоремы"):

1. объяснительная схема, используемая Гегелем, может быть применена для решения той же задачи (объяснения истории) с заменой понятийного каркаса (значений параметров), и

2. обоснование схемы можно провести, исходя из иных исходных посылок, нежели те, которыми пользовался Гегель - обратная задача.

Основной тезис настоящей работы: история (по Гегелю) может быть описана линейной моделью в рамках общесоциального подхода.

Заключение

Философия истории у Гегеля носит теологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознание достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Сословный строй, монархия, вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.Диалектический метод Гегеля, применённый в его понимании общества и государства, организованному по тоталитарному образцу. В соответствии со своим пониманием человека и общества, Гегель формирует новую концепцию философии истории.Согласно Гегелю в истории действует мировой разум или абсолютный дух, который является свободой и необходимостью одновременно. История по Гегелю развивается по определенному плану, предполагающему конечную цель, а следовательно в истории действует провидения, она является провиденциалистской. Конечной целью исторического процесса по Гегелю является торжество свободы, то есть такое общественно-государственное устройство, где будут свободны все. Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое им место в ряду гениев мысли - одно из самых почетных. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.

Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего - он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

Философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

Иными словами - все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм.

Список литературы

1. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 221с.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 367с.

3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 1993. - 337с.

4. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128с.

5. Сергейчик Е.М. Философия истории. - СПб.: Лань, 2002. - 608с.

6.Богомолов А.С. Гегель и наше время .Вестн. Моск. ун-та. Сер.№7 -Философия. -1970. № 4. -С.З- 14.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Создание советского государственного аппарата
  2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  3. Гражданское право по соборному уложению 1649 г
  4. Образ другого индейцы глазами конкистадоров в конце 15-16 веках
  5. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности Новосибирской области
  6. Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по защите права интеллектуальной собственности, а также научные публикации
  7. Арбитражный процесс задачи
  8. Функции финансов организаций (корпораций)
  9. Истоки и тенденции в развитии русской средневековой культуры
  10. Организация и продвижение национального праздника «Шермиции» на материалах Городского Дворца Культуры «КУБАНЬ» г. Усть-Лабинск Краснодарского края
  11. Субъект РФ
  12. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
  13. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Петрарка, Данте
  14. Виды дивидендной политики корпорации на примере ОАО «Казанский МЭЗ».
  15. Международный правовой договор в системе национального права
  16. Защита устройства по сертификату IP
  17. Математика и история
  18. Доклад по ВТО
  19. Категория самооценки и ее функции в художественном дискурсе
  20. Теория денег
  21. Классификация и структура цен
  22. Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека
  23. Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине 19 - начала 20 века
  24. Воспитание у детей любви к родному краю
  25. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: