Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Депортация крымских татар





Содержание

Введение 3

1.Советская национальная политика времен Великой Отечественной войны: 5

1.1 Причины сталинских депортаций 5

1.2 Характер и методы национальной политики Сталина 8

2.Процесс переселения: изгнание или безопасность: 9

2.1 Выборочные депортации с аннексированных территорий Польши, Прибалтики и Румынии в 1939-1941 гг. 9

2.2 Тотальные превентивные депортации советских немцев, финнов и греков в 1941 - 1942 гг. 11

2.3 Тотальные депортации "возмездия" народов Северного Кавказа и Крыма в 1943-1944 гг. 12

2.4 Компенсационные принудительные миграции в 1941-1946 гг. 15

2.5 Этнические и иные депортации после окончания Второй мировой войны в 1949-1953 гг. 16

2.6 Депортация крымских татар 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Введение

Депортации (насильственные миграции) — это одна из специфических форм или разновидностей политических репрессий.

Они являются и своеобразной формой учета и принуждения государством его не индивидуальных, а групповых политических противников (не столь важно, подлинных или мнимых). Случаи, когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии и т. д.), а практически вся она полностью, называются тотальной депортацией. Мы сознательно избегаем употребления вошедшего (благодаря событиям в Югославии) в 1990*е гг. в широкий обиход термина «этническая чистка (etnic cleansing)»: на наш взгляд, он слишком нечеток и расширителен. К тому же многие виды депортаций, именуемые ниже «зачистками»3 (территории или границ), не носили этнической окраски.

Определяющими же особенностями именно депортаций как репрессий являются их административный (внесудебный) характер и их списочность, то есть направленность не на конкретное лицо, не на индивидуального гражданина, а на целую группу лиц, подчас весьма многочисленную и отвечающую заданным сверху критериям. Решения о депортациях принимались, как правило, руководителями партии и правительства, по инициативе органов ОГПУ–НКВД–КГБ и ряда других ведомств. Это ставит депортации вне компетенции и правового поля советского судопроизводства (как и вне международного и союзного законодательства о военнопленных) и резко отличает системуспецпоселений от системы исправительно*трудовых лагерей и колоний, а также системы лагерей для военнопленных и интернированных («архипелаги» ГУЛАГ и ГУПВИ).СССР — страна традиционно высокой мобильности населения. Однако в ее основе — не простой и свободный выбор гражданами своего местожительства, обусловленный их индивидуальными предпочтениями и особенностями факторов рынков труда и жилья, но совершенно иной тип мобильности, носящей плановый, массовый и приказной — одним словом, принудительный — характер. Кульминацией такого рода «мобильности» и являлись депортации населения, по праву ставшие одной из главных составных частей сталинских репрессий.

Цель: характеристика процесса депортаций народов в годы Великой Отечественной войны.

Задачи работы: рассмотреть характер и причины национальных депортаций в СССР в годы Великой Отечественной войны, рассмотреть процессы депортации некоторых народов СССР.

Заключение

Факты депортации народов СССР в годы Великой Отечественной войны - это история, одна из её трагических страниц. Война не ограничивается только сражениями на театрах военных действий, это неимоверно тяжелый труд в тылу, многочисленные жертвы среди мирного населения, всевозможные лишения. Во время войны терпят лишения не только солдаты в окопах, но и мирное население. Сегодня, поднимая на щит депортируемых, надавливая на больную мозоль кавказского самолюбия, определенные политические круги накапливают себе капитал. А публикации ряда изданий, некоторые научные труды, сродни фашистским подстрекательным листовкам, играют на обидах полувековой давности, сеют вражду между нациями и народностями.

Объективная точка зрения на события, связанные с депортацией, все-таки возобладала в Генеральном штабе ВС РФ в 2003 году: «Ни перед каким народом, проживающим ныне в пределах Российской Федерации, российское общество и государство, не несут исторической ответственности за какое - либо «проявление» геноцида. Что касается сегодняшних претензий к Российской Федерации по поводу имевших место в 40-е годы событий, связанных с перенаселением народов Чечни и Ингушетии, то они были вызваны объективными причинами, связанными с безопасностью южных границ государства.

Осознание данного исторического факта составляет основу формирования государственно-патриотического сознания граждан России, представителей органов государственной власти, военнослужащих Вооруженных Сил, других войск»

Список литературы

1. Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину «Согласно вашему указанию». М., 2010.

2. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы. Юридическая лит. М. 2010.

3. Воспоминания Е. П. Егорова, участника депорт. немцев Поволжья., В. Т. Огрызко, участника депорт. народ. Северного Кавказа, Крымских татар и.д.р.

4. Дзинтарс Я. «Пятая колонна». М., 2010.

5. И. Сталин, Л. Берия. Их надо депортировать (документы, факты, комментарии). М., Дружба народов. 2010.

6. Ионг Л. Немецкая «пятая колонна» во второй мировой войне. М., 2010.

7. Марченко Г. В. Государственная национальная политика на Северном Кавказе (20-40-е гг. ХХ в.). РостовН\Д, 2012.

8. Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов. 2011.

9. Окороков А.В. Антисоветские формирования в годы второй мировой войны. М., 2010.

10. Сидоренко В.П. Войска НКВД на Кавказе в годы Великой Отечественной войны. СПб,2009.

11. Смирнов П.А. Депортация: преступление или наказание? \\ На боевом посту № 10, 1995, с. 41.

12. Сысоев Н.Г. Жандармы и чекисты: от Бенкендорфа до Ягоды. М. Вече. 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гражданское общество в структуре социального государства и как инструмент управления государством
  2. Современные факторы развития государственного и муниципального сектора
  3. Методы усиления стимулирующей функции заработной платы в современной российской экономике
  4. Преддипломная производственная практика
  5. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
  6. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  7. Организация и развитие электронного бизнеса
  8. Разработка контроллера для системы дистанционного мониторинга потребления электрической энергии
  9. Международное частное право
  10. Контрольная работа по дисциплине психология и педагогика
  11. Системы обработки информации
  12. Культура в классической немецкой философии
  13. Возникновение автократии в России
  14. Любовь как психологическое состояние
  15. Мотивационная сфера личности
  16. Кокни – язык трущоб
  17. Кривая Безье - кто такой Безье
  18. ООН история эволюция структура
  19. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  20. Анализ стоимости жилой недвижимости в г.Челябинске
  21. Транспортный налог в России
  22. Отчет по практике менеджера в ООО «Управляющая компания «Иван Калита» в г. Краснодар
  23. Изучение диагностического оборудования ООО «Диагностика-Энергосервис».
  24. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX века.doc
  25. Анализ влияния занятий различными видами оздоровительной аэробики на организм девушек старшего школьного возраста
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: