Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социально- педагогическая профилактика конфликтов в системе ученик - ученик





Содержание

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………

Глава I Теоретические исследования межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

1.1 Понятие конфликта и его социальная роль…………………………………………

1.2 Межличностные конфликты в системе ученик - ученик ……………………………….

1.3 Модели и основные направления формирования профилактики межличностных конфликтов социальным педагогом…………………………………………….

Глава II Эмпирическое исследование причин межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

2.1.Программа исследования …………………………………………………….

2.2 Диагностика причин межличностных конфликтов в системе ученик - ученик …………

2.3 Программа профилактики межличностных конфликтов в системе ученик - ученик …...

2.4 Повторная диагностика на выявление межличностных конфликтов в системе ученик- ученик ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………….

Введение

Конфликты в жизни человека играют важнейшую роль, в развитии личности, школы, семьи и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде и, как следствие, формирование конфликтности в системе ученик-учение среди подростков. В этих условиях особенно актуализируется роль социально-педагогической работы по профилактики конфликтов.

В научной литературе проблеме связанной с конфликтами и их разрешением посвящено множество исследований, направленных на изучение разносторонних аспектов данного вопроса. Так Э. Гидденс, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и другие считают, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами, а П. А. Сорокин Я.А., Анцупов, А.И. Шипилов определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели.

Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты особенно подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Многие зарубежные и отечественные психологи, педагоги, отмечая кризисность переходного периода, выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков это - Г.М. Андреева, С.Л. Беличева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Э.И. Киршбаум, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.. Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.

Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.

В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами профилактики в ситуации конфликта, особенно в системе ученик - ученик. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, подростки плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Главным противоречием является то, что в системе ученик - ученик проявления конфликтности оказываются нормой поведения, но на уровне образовательных учреждений системы профилактических мер, направленных на коррекцию данных явлений в подростковой среде, отсутствуют. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Анализ теоретических работ и сложившейся практики позволил выделить проблему исследования, которая состоит в разработке систем профилактических мер по коррекции конфликтности ученик - ученик.

Объект исследования: профилактика конфликтов в системе ученик - ученик, для подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.

Предмет нашего исследования являются способы работы социального педагога по профилактике конфликтов в системе ученик - ученик подросткового возраста в общеобразовательной школе.

Цель состоит в том, чтобы изучить социально педагогические условия становления конфликтов в системе ученик - ученик подростков и предложить социально-педагогические рекомендации по коррекции их поведения

Для достижения этой цели поставлены задачи:

1. Проанализировать современную научную литературу, социально - педагогическую, психолого-педагогическую, методическую и другую специальную литературу, с целью выявления сущности проблемы конфликтов в системе ученик - ученик подросткового возраста.

2. Рассмотреть особенности межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

3. Изучить особенности конфликтов в системе ученик - ученик.

4. Обосновать принципы и методы исследования.

5. Разработать систему профилактических мер по коррекции и профилактике протекания межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературы и социально- педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

-тест на оценку уровня конфликтности личности;

-тест на оценку поведения в конфликте (методика К. Томса);

-коммуникативные и организаторские способности (КОС);

-методика определения самооценки;

Опытно-экспериментальная работа на базе МОУ лицей г. Орехово-Зуево, учащиеся 8 «Б» и 8 «В» классов в возрасте 14-15 лет и в количестве 50 человек.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе социального педагога, психолога, учителей и родителей, классных руководителей при решении задач формирования личности, конструктивных отношений в системе ученик - ученик.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:

· провели теоретический анализ причин возникновения конфликтов в школьном коллективе;

· перечислили распространённые способы профилактики конфликтов;

· провели диагностическое исследование межличностных отношений в классном коллективе;

· подобрали тренинговые упражнений, способствующие, самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.

Проблема конфликта в школьном классе на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку класс - это достаточно большое объединение людей разных по своим взглядам, ценностям, имеющих свои индивидуальные особенности. В настоящее время в конфликтологии существует мнение о том, что большую часть конфликтов можно было бы избежать, если бы люди умели адекватно воспринимать конфликт, себя и партнера по общению. В связи с этим, на первое место выступает профилактика конфликта. В школе профилактикой конфликта в классе может заниматься классный руководитель психолог, социальный педагог и др. Чтобы предупредить школьный конфликт, существует много разных методов. Один из наиболее эффективных методов организации групповой работы с учениками - это профилактика с элементами тренинга, которая решает широкий круг задач, важных для осуществления профилактики межличностных конфликтов, а также формирует мотивационную сферу личности.

Завершая свою работу, отмечу, что для достижения эффективности в такой работе недостаточно овладеть технологией, посредством которой это делается. Ведь любая профилактика - это процесс творческий, подразумевающий высокую степень новизны и неопределенности, как для участников, так и для ведущего. Более того, часть профилактических упражнений как раз и подбирается таким образом, чтобы смоделировать подобные ситуации и научить школьников конструктивно вести себя в них, а именно в конфликтных ситуациях. Любой план профилактики - это лишь общий ориентир, стратегический план действий. Ситуация, сложившаяся в конкретном классе в каждый момент времени, будет уникальной, потребует проявления со стороны ведущего гибкого и творческого поведения, а также открытости к новому жизненному и профессиональному опыту. Этим работа ведущего сложна, но все же она интересна.

В ходе теоретического исследования мне удалось описать межличностные конфликты школьников и профилактику школьного конфликта, а в процессе практического исследования - разработать профилактические занятия с элементом тренинга по профилактике межличностных конфликтов в системе ученик- ученик.

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 2007. - 110 с.

2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Наука, 2001. - 346с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,2008, с. 249-262.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 2008. - 448с.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 2009.- 534с.

6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. - М., 2008. - 378с.

7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2009.- 208 с.

8. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 2008. - 124с.

9. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 2008. - 86с.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2009. - 352с.

11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2011.- 304с.

12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,2008. - 212с.

13. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 2008.- 94с.

14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 436с.

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2007.

16. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2011 - 32с.

17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2011.-224с.

18. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2011.- 192с.

19. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2012. - 236с.

20. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2011.- 124с.

21. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 2008. - 386с.

22. ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. - М., 2012.-400с.

23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2008.- 244с.

24. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов». - М.,2008.- 268с.

25. Золотова И.А. Программа развития аддиктивных подростков. - Зеленодольск, 2013.- 112с.

26. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии.- М., 2008.- 264с.

27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М., 2008.- 242с.

28. Журнал «Справочник кадровика» №10 2010г. Социолог, Л.В. Бершова “Конфликты в организации и методы их профилактики”.

29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. - М., 2007. - 142с.

30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. - М.,2007.- 128с.

31. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М., 2008.- 448с.

32. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М., Дело, 2009.- 254с.

33. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2008. - 320с.

34. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М., Просвещение, ВЛАДОС, 2007.

35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования6 Учеб. пособие. - М., 2012.- 448с.

36. Педагогический конфликт: теория и технология /Общ. редакция А.С. Гусевой. - М., 2008.- 314с.

37. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2009. - 324с.

38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2007. - 262с.

39. Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико- методологический анализ. - М., 2008.- 154с.

40. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. - М., 2010.- 264с.

41. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М., 2011. - 368с.

42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - М., 2009.- 412с.

43. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2008.- 144с.

44. Съедин С.И. Основы управления. - М., 2008.- 112с.

45. Фэйр М. «Выиграть может каждый». - М,2009.- 98с.

46. «Хрестоматия по социальной психологии» /под ред. Т.В.Кутасова. - М., 2010.- 238с.

47. Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб., 2011. - 270с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Английская философия 18 век
  2. Правовая и нормативная регламентация делопроизводства в ОВД
  3. расширяемый язык разметки XML
  4. Планування та побудова локальної мережі
  5. Бухгалтерский учет денежных средств
  6. Уголовная ответственность за должностные преступления
  7. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  8. Теоретические основы учёта и анализа движения денежных средств
  9. Исследования социально-психологических качеств руководителя организации
  10. Лазерные технологии
  11. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Пожарный Максимум».
  12. Правовые проблемы выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг
  13. Реализация уголовной политики в сфере защиты сотрудников органов внутренних дел от преступных посягательств
  14. Зарождение и развитие городов 9-18 веков
  15. Методы обеззараживания воды
  16. Гостиничная индустрия
  17. Конституционное право
  18. разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом предприятия ОАО санаторий «Белые Ключи».
  19. гражд проц право.docx
  20. Отклонения в общении подростков
  21. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
  22. Международная охрана авторских прав
  23. Проблема рака молочной железы (РМЖ)
  24. Совершенствование логистической системы как факт развития монобрендовой сети
  25. Принципы охранной деятельности
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: