Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности





Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы внешнеторговой политики России

1.1. Сущность, задачи и основные направления внешнеторговой политики

1.2. Тарифное регулирование внешнеторговой политики

1.3 Классификация нетарифных ограничении

Глава 2. Роль внешнеторговой политики в обеспечении экономической безопасности страны

2.1 Критерии и показатели экономической безопасности России

2.2. Анализ основных показателей экономической безопасности России

Глава 3. Основные направления развития внешнеторговой политики России

3.1. Совершенствование внешнеторговой политики России

3.2. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России

Заключение

Список литературы

Введение

Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг.

ВТП - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.

Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Экономическая безопасность

государства изучается современными учёными как целостное понятие и емкая

структура, содержащая различные элементы, в том числе бюджетно-

финансовая безопасность страны, особая роль которой отмечается не только

учеными, но и многими специалистами в сфере национальной безопасности.

Современное состояние экономики и развитие процессов

интернационализации внешней торговли диктует необходимость разработки

новых подходов к методическому и теоретическому обеспечению

таможенного регулирования в современных условиях. В экономике весьма

активными темпами идет процесс по образованию глобальных финансовых

рынков, включающих в себя экономическое взаимодействие большого

количества стран с различным уровнем развития экономической

инфраструктуры и экономического потенциала. В связи с этим такие явления,

как глобализация и интернационализация международной торговли

оказывают чрезвычайно сильное влияние на состояние экономики каждой

отдельно взятой страны и зависимость от внешних факторов ее экономической

инфраструктуры и состояния экономической безопасности. Указанные

процессы в свою очередь остро ставят вопрос обеспечения экономической

безопасности как защищенности экономики отдельно взятой страны от

внешних и внутренних негативных воздействий.

Глобализация представляет собой процесс превращения мирового

хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

На сегодняшний день процесс глобализации становится ведущей тенденцией

В развитии современной мировой экономики, так как затрагивает все страны

независимо от уровня их экономического развития. Глобализация как явление

начала складываться одновременно с формированием мировой экономики,

однако достаточного размаха достигла только в XIX-начале XX в., когда его

влияние стало ощутимо для экономик ведущих стран мира

В работах современных учёных финансовой безопасности уделяется

достаточно много внимания, однако данный вопрос рассматривается в

основном без учёта влияния таких факторов как расширение внешней

торговли и изменения механизмов её регулирования в современных условиях.

В сфере разработки механизмов обеспечения бюджетной безопасности

государства и её защиты от внутренних и внешних угроз в основном

существует «пробельность» методического и теоретического обеспечения,

характеризуемая тем, что данная проблема стоит на стыке регулирования

внешней торговли и обеспечения сбалансированности бюджетной системы.

На сегодняшний день не получили достаточного развития вопросы

исследования влияния институциональных и экономических условий внешней

торговли на состояние финансово-бюджетной системы Российской

Федерации. Также не в полной мере исследованы механизмы и система

обеспечения бюджетной безопасности государства как основополагающего

фактора обеспечения стабильного социально-экономического развития.

В настоящий момент должна быть создана отлаженная и надежная

система государственного воздействия на внешнюю торговлю, позволяющая

осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших

экономических преобразований, а также способная взять на себя функции

управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне.

При этом необходимо четко определить границы, критерии или условия

государственного вмешательства во внешнеторговые отношения (в частности,

границы разумного таможенного регулирования), а также обеспечить

развитие эффективных методов таможенно-тарифной и налоговой политики

государства в целях обеспечения бюджетно-финансовой безопасности как

составляющей экономической безопасности страны

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объект исследования - Внешнеторговая политика России.

Предмет исследования - система национальной безопасности страны.

Цель работы - Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1)Теоретические основы внешнеторговой политики России

2) Роль внешнеторговой политики в обеспечении экономической безопасности страны

3) Основные направления развития внешнеторговой политики России

Вопросы экономической безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С. и др.

Заключение

В данной работе определены теоретические основы внешнеторговой политики России, роль внешнеторговой политики в обеспечении экономической безопасности страны, основные направления развития внешнеторговой политики России. Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую «стратегичность», устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического характера - унификация и снижение импортных пошлин, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости

Наиболее важными задачами в области внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность, должны стать:

- продолжение курса либерализации внешней торговли при соблюдении экономических интересов Российской Федерации и обеспечении ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

- дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;

- поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

- проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

- обеспечение наиболее благоприятных для Российской Федерации условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

- стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

- организация бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и т.д.).

При условии формирования чёткой стратегии внешнеэкономических связей Российской Федерации в долгосрочной перспективе есть благоприятная возможность повысить эффективность внешеэкономической деятельности страны, достичь сбалансированной структуры экономики и устойчивого роста ВВП.

В целом для обеспечения интересов экономической безопасности России весьма актуален поиск новых стратегических ориентиров экономического развития, выбор современной модели международной специализации, учитывающей национальные интересы в условиях дальнейшей глобализации мирового рынка. Одним из таких ориентиров может выступить развитие химической промышленности России за счет переориентации с внешнего рынка на внутренний: строительство новых заводов по производству СПГ, строительство нефтеперерабатывающих заводов, развитие отраслей химической промышленности. Но кроме угроз на внешнем рынке есть ряд проблем на внутреннем, устранение которых позволит выйти на мировой уровень развития энергетического сектора внешней торговли: высокая степень износа основных фондов ТЭК (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60%; в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%); несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты; слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; зависимость российской экономики и энергетики от экспорта природного газа и нефти. Анализ энергетической стратегии России позволил выделить факторы снижения угроз экономической безопасности: развитие и территориальная диверсификация энерготранспортной инфраструктуры; формирование нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны; освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и северных территорий России; развитие нетопливной энергетики; развитие энергосбережения; развитие химической промышленности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

2. Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб, пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л»

3. Валютное регулирование и валютный контроль. / Под ред. В.М. Крашенинникова. - М.: Экономистъ, 2005.

4. Калимов Д.А. Валютное регулирование в Российской Федерации: Издательство деловой и учебной литературы, 2005

5. Валютное регулирование в системе государственного управления

экономикой: Учебник / под общ, ред. В.М. Крашенинникова. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012. - 399с.

6. Вагин В.Д. Валютное регулирование и валютный контроль (в схемах и

таблицах): Учебно-наглядное пособие. - М.: РИО РТА, 2011. - 65с

7. Марейчев С.Е. Современный валютный рынок и валютное регулирование

в России. Метод. указания. - М.:МИЭТ, 2009. - 68 с.

8.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 608с.

9.Михайленко Р.В. Валютное регулирование в России.- М.: МАКС Пресс, 2011.- 124с.

10.Наговицин А.Г. Валютная политика. - М.: Экзамен, 2010.- 512с.

11.Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике. - М.: ФА, 2009.- 256с.

12.Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения: учебное пособие для ВУЗов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

7. Справочная поисковая система КонсультантПлюс

8. www. customs.ru. Информация, доступная через сеть Интернет

9. www. cbr. Ru - сайт Центрального банка России

10. www. Imf.org. - сайт Международного валютного фонда

11.www. worldbank.org - сайт Всемирного банка

12. www.wto.org - сайт Всемирной торговой организации (ВТО)

Статистические справочники за различные годы

13. Российский статистический ежегодник

14. International Financial statistics. Yearbook.

15. International Financial statistics. (систематическое издание)


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Великая Смута начала XVII в. – комплекс социальных и политических противоречий 2 заказ
  2. Глава 1. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения как объект социологического исследования
  3. Система мотивации и стимулирования труда работников подразделения медицинской службы входящее в состав работников ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ»
  4. Осмотр места происшествия при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях
  5. Требования к оформлению работ
  6. Формы и методы бюджетного планирования
  7. Отчет по практике
  8. Государственная служба в ОВД
  9. Современные проблемы естествознания и метафизическая парадигма
  10. Исполнение наказания в виде смертной казни
  11. Разработка финансового платапри постройки цементного завода, мощностью 2,3 мл.тонн в год, с использованием башенного крана
  12. Принципы права социального обеспечения
  13. Особенности регулирования труда спортсменов
  14. Национальное своеобразие фразем со значением «возраст» в русском и английском языках
  15. Одиночество как проблема социальной работы
  16. Предварительное расследование ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
  17. Особенности правового регулирования общеизвестных товарных знаков в РФ и США
  18. Авторское право на фотографические произведение
  19. Правовое регулирование организации и деятельности ярмарок и выставок
  20. Дисциплинарная часть древнерусских монастырских уставов
  21. Контрольная работа по международному частному праву
  22. Разработка алгоритма автоматического распознавания автомобильных регистрационных номеров
  23. Особенности спортивной фотосъемки
  24. Судебное представительство, его виды
  25. Дисциплинарное производство в ОВД
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: