Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Девиантное поведение подростков





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 8

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков 8

1.2 Причины появления девиантного поведения 15

1.3 Cущность и содержание социальной профилактики 23

Выводы по 1 главе 26

Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29

2.1 Организация и проведение исследования 29

2.2 Анализ и обобщение результатов 61

2.3 Формы и методы профилактической работы с подростками девиантного поведения 65

Выводы по 2 главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Введение

Актуальность исследования. В современном российском обществе происходят кризисные процессы, которые негативно влияют на психологию людей, особенно подростков, порождая девиантное поведение.

Девиации возникают из-за высокого темпа радикальных технологических преобразований, которые постоянно выдвигают новые требования. Огромный наплыв информации создает «шумы», которые губительно действуют на подростка, который еще не имеет четкой жизненной позиции. Они вызывают у ребенка чувство безнадежности и раздражение. При этом нарастает реакция протеста, иногда неосознанного, усиливается индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности приводит к девиантному поведению.

Остро встает проблема такого поведения в подростковом возрасте, когда происходит переход к новой ступени развития личности. Среди подростков усиливается негативизм, демонстративное поведение по отношению к взрослым, учащаются случаи проявления жестокости и агрессивности.

Актуальной остаётся проблема эффективной психологической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. В отечественной психологии под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Однако исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качествам или свойствам, которые способны меняться. Эффективная психологическая коррекция девиантного поведения ребенка предполагает, в первую очередь, грамотное выявление психологических причин нарушений поведения.

Степень разработанности проблемы. В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания.

Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.

Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.

Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с токи зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.

Цель исследования: определить социально-психологические причины возникновения девиантного поведения подростков.

‒ проанализировать девиантное поведение подростков;

‒ показать причины появления девиантного поведения;

‒ проанализировать содержание социальной профилактики;

‒ показать организацию и проведение исследования;

‒ дать анализ и обобщение результатов;

‒ определить формы и методы профилактической работы с подростками девиантного поведения.

Объект исследования - девиантное поведение подростков.

Предмет исследования - дефекты социализации как одна из причин возникновения девиации у подростков.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что дефекты социализации имеют непосредственное отношение к проявлению девиантного поведения подростков; работа по профилактике девиантного поведения подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с подростками, и направлена на положительный результат.

Для успешной реализации цели и подтверждения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику девиантому поведению;

- проанализировать причины появления девиантного поведения подростков;

- определить сущность и содержание социальной профилактики девиантного поведения;

- провести исследование эффективности профилактической работы среди подростков с девиантным поведением.

Методики исследования:

- «Диагностика агрессивных и враждебных реакций» опросник Басса - Даркли;

- опросник структуры темперамента- автор: В.М. Русалов (ОСТ);

- диагностика агрессивности в отношениях А. Асингера (Стиль общения);

- диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас).

Экспериментальная база. Эксперимент проводился с учениками восьмого класса _______, расположенной по адресу: город __________________________

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Заключение

Проблема девиантного поведения изучается давно и остается актуальной. Девиантное поведение, обычно, закладывается в подростковом возрасте, именно в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, известно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко поведение детей бывает трудным.

Ведь можно заметить, что среди молодежи усилилось вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи (70% преступлений совершается лицами до 30 лет). Среди них выделяются подростки.

Важным фактором отклонений в развитии ребенка является неблагополучие семьи. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и адаптации. Реакция детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна), наблюдаются различные формы нарушения поведения:

- повышение агрессивности;

- выраженная драчливость;

- жестокость или неуверенность в себе;

- робость;

- нарушение общения со сверстниками;

- снижение самооценки[2].

Девиантное поведение выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Материальное положение многих слоев населения находится за чертой бедности, произошло расслоение общества на богатых и бедных; увеличилось количество безработных, инфляция, коррупция. Все это создает конфликтные ситуации, а они, следовательно, приводят к девиациям.

Цель нашего исследования состояла в определении социально-психологических причин возникновения девиантного поведения подростков.

Для успешной реализации цели нами были решены следующие задачи:

- дана характеристика девиантому поведению;

- проанализированы причины появления девиантного поведения подростков;

- определена сущность и содержание социальной профилактики девиантного поведения;

- проведено исследование эффективности профилактической работы среди подростков с девиантным поведением.

Итак, причинами девиантного поведения подростков выступают социально-педагогические: неблагоприятные семейные условия; негативное влияние референтной микрогруппы; педагогические ошибки в воспитании; некомпетентность подростков в правовых вопросах; равнодушное отношение общества к жизнедеятельности и судьбе подростков; отсутствие или недоступность внешкольной досуговой инфраструктуры. Следовательно, основные меры по предотвращению правонарушений должны предприниматься семьей, педагогическим коллективом, коллективами внешкольных образовательных и досуговых учреждений. Они могут быть направлены на организацию досуга подростков; на создание условий для занятия спортом; на формирование четко осознанных жизненных целей; на информированность подростков о различных способах социальной адаптации, а так же на пропаганду правовых знаний и формирование правовой компетентности подростков.

Гипотеза исследования, состоявшая в предположении того, что дефекты социализации имеют непосредственное отношение к проявлению девиантного поведения подростков; работа по профилактике девиантного поведения подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с подростками, и направлена на положительный результат, нашла свое подтверждение.

В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции и государственной политики детства.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2010

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2008

3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2009

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2008

5. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М., 2010. – 240 с.

6. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2010

7. Гришин А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 2006

8. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 2010

9. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 2005

10. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 2010.

11. Иовлева Т.Е., Салмина Н.Г., Тиханова Н.Г. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации. // Вопросы психологии. – 2007

12. Егорова Б.С. Генетика поведения: психологический аспект. – М., 2008. – 210 с.

13. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 2008.

14. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2009. – 320 с.

15. Зубов В.Н., Нехорошева И.В. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению. // Вопросы психологии. – 2009

16. Казанская В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии. - 2002

17. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

19. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 200

20. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для подростков. – М., 2009

21. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

22. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 2006

23. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2010

24. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2006

25. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2009

26. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2007

27. Крысько В.В. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006

28. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2008

29. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 2006

30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,2010

31. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 2006

32. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением - М., 2006

33. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010

34. Мокшанцев Р.К., Мокшанцева А.А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009

35. Мудрик А.В. Введение в педагогику. - М., 2005

36. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2010.

37. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. – М.,2007. – 260 с.

38. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2005

39. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 2007

40. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 2004

41. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 2007

42. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

43. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 2005

44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003

45. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,2001

46. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 2004

47. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2003

48. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2010

49. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск,2006

50. Холостова В.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

51. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. - М.,2006

52. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. - М, 2008


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Государственное управление как система
  2. Проблема мотивов и эмоций в классической философии и психологии и в творчестве А.Н. Леонтьева
  3. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру
  4. Содержание и особенности правовой охраны недр
  5. Религиозно-философские взгляды Льва Александровича Тихомирова
  6. разработка аппаратно - программного комплекса для удаленного изучения сетевых технологий на базе оборудования Cisco
  7. Основополагающие методы создания интерфейсов
  8. Теория В. Д. Сорокина и ее роль в развитии науки
  9. Организация и проведение специальной операции по пресечении захвата собственного объекта ОВД
  10. Разработка мобильных приложений на примере приложения "Яндекс.маркет"
  11. Понятие правонарушения
  12. Особенности работы с обращениями граждан в ОВД РФ
  13. Биллинговые системы
  14. Нейрондық желілер
  15. Международное право
  16. эффективность органов законодат власти
  17. Правовая культура
  18. Прекращение брака
  19. Природно-туристские ресурсы и их роль в развитии туризма на Камчатке
  20. Курсовая по Основам Жилищного Законодательства
  21. Исполнение приговора, как стадия уголовного судопроизводства
  22. Диалектика мужского и женского начал в культуре
  23. Влияние отношения к профессиональной ситуации на эмоциональное состояние педагогов.doc
  24. Методы оценки финансовых активов Газпром
  25. Представительство в гражданском процессе понятие, основания, виды
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: