Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социальная работа с детьми разведенных родителей





Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к социальной работе с детьми в семьях разведенных родителей .......................................................................................6

1.1. Современные тенденции в социологическом анализе развода....................6

1.2. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы....13

1.3.Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.............................................................................................................20

Глава 2. Практика социальной работы с детьми разведенных родителей: состояние и перспективы.................................... .............................................................26

2. 1 Основные подходы к социальной работе с детьми в ситуации развода родителей в странах мира .................................................................................................28

2.2 Проблемы организации социальной работы с "детьми развода" в современной России ...........................................................................................................29

2.3. Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей ................................................................................................... 29

Заключение ............................................................................................................. 32

Литература...............................................................................................................34

Приложение №1.......................................................................................................36.

Приложение№2.......................................................................................................37

Введение

Актуальность и значимость темы исследования. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Для раскрытия актуальности темы данной работы важно отметить, что социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Это находит выражение в росте малодетных семей - по данным социологов, таких семей уже более половины, увеличении числа искусственных абортов; росте числа бесплодных супружеских пар - по данным ряда исследований, их число достигает 15-20% общего числа супружеских пар; увеличении естественной убыли населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности населения ежегодно.

Сохраняется тенденция роста младенческой смертности, в основном связанной с ухудшением здоровья матери; растет число больных новорожденных, 20% детей дошкольного возраста страдают хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми; увеличивается число неполных семей и семей с неродными родителями; растет число разводов.

Влияние развода родителей на процесс социализации детей - особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо.

Таким образом, социальное развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте. Для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей - это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи.

Государство заинтересовано в семье, активно действующей, способной осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только свое выживание, но и постоянное развитие. Этому, несомненно, способствует и социальная работа с семьей.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей социальной работы в семьях разведенных родителей.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов социальной работы с детьми, проживающих в семьях разведенных родителей.

Объектом курсовой работы является социальная работа с семьями.

Задачами курсовой работы является:- рассмотрение основных теоретических подходов к социальной работе с семьями;- анализ практики и технологий социальной работы с детьми разведенных родителей.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и детско-родительских отношений. Эти отношения уникальны и неповторимы, потенциал их огромен, хотя они несут и положительные, и отрицательные предпосылки, закладывая основы для будущих бед и радостей.

Супружество, родительство и семья - ключ к человеческой жизни, школа человечности. В семье любой из нас, опираясь на две великие социокультурные силы - труд и общение, постепенно формирует представления о самоценности, внутреннем достоинстве других людей. Семья как малая социальная группа, с одной стороны, создает благоприятные условия для развития позитивных чувств, поскольку в ней люди более открыты, просты в общении, практически постоянно находятся в личных взаимоотношениях (так называемая ситуация лицом к лицу).

У семьи есть уникальные возможности привить ребенку чувства любви, свободы, уважения, долга, стремление к творчеству и познанию. Семья как особая солидарность людей, основанная на естественных и социокультурных правах и ценностях, служит одним из условий гармоничного человеческого бытия. Эта солидарность постоянно нарушается, однако семья всегда находит в себе силы для удовлетворения своих потребностей. Индивидуализация, одиночество в семье, эгоизм внутрисемейного организма, самостоятельность в семье как малой социально-психологической группе, распространение в широком массовом сознании представлений о легкости расторжения брака - сегодня для науки, а самое важное для реальной жизни, стали явлениями привычными. Наиболее заметным явлением, демонстрирующим нарушения единства семьи, является развод, который в современных обществах стал массовым.

В настоящее время, с одной стороны, весьма распространенной является точка зрения, согласно которой развод (если рассматривать его как явление, направленное против пережитков прошлого в брачно-семейных отношениях, против унижений и физических истязаний одного из супругов) - средство нравственного возвышения супружества, утверждения равноправия между полами.

Современная семья наполнена памятью предыдущих поколений, а отдельные черты этой памяти уходят в глубь истории поколений, в результате она воспроизводит данный социальный опыт в последующих поколениях. В результате роста разводимости в обществе распространяются установки на легкость расторжения брака, что отрицательно сказывается на готовности супругов к преодолению трудностей.

Важно, что родительские социальные роли детерминированы не только чувствами, эмоциями и отношениями, но и другими социальными институтами (культурой, государством, поселенческим сообществом, религией). То есть, с одной стороны, родительство предопределено внешними предпосылками, а с другой - зависит от внутренних семейных факторов. Одним из таких факторов, безусловно, является развод, ведь в этой ситуации выполнение родителями своих функций и обязательств по отношению к детям затрудняется, а нередко, как мы знаем, прекращается вообще.

Развод родителей для детей - потенциальный фактор десоциализации еще и потому, что “будучи социальным институтом и малой социально-психологической группой семья незаменима для естественного и гармоничного развития личности. Ей свойственно богатство разноплановых связей, чувств, ролей и ценностей. Любовь родителей не есть дело случая в истории семьи, ее невозможно представить и в качестве волевых усилий родителей или даже увязать ее прочно с родительским долгом, по большому счету родительская любовь есть “благотворная необходимость” для человеческого сообщества. Кроме того, сложно даже представить, каким образом могло бы существовать человечество вне родительской любви. В генезисе данной любви, как в принципе и любых других чувств, лежат другие импульсы и чувства, более простые и глубокие. Данные факты, мы полагаем, являются основными в вопросе онтологии родительской любви. Развод же - это не просто изменение или прекращение отношений между супругами, между родителями и детьми.

Однако ребенок по многим основаниям традиционно являлся и в настоящий момент, пусть в меньшей степени по сравнению с прошлым, но все же остается помехой для распада брачно-семейных отношений, для многоликости института родительства. Дети всегда были скрепляющей, объединяющей потребностью и ценностью. Принято считать, что дети - это цветы жизни, но чтобы эти цветы росли и распускались, родители вкладывают в них свои чувства, эмоции, надежды, планы, труд, время и деньги. Родители, тем более дети, далеко не всегда понимают что основные удары, с помощью которых все распадается и коверкается, идут извне, со стороны рыночной системы. Многие родители укоряют себя в том, что они не сумели приспособиться, не сумели остановить процессы расщепления, бросили детей на произвол судьбы. Речь идет о положении и судьбе самого ребенка. Идет ожесточенная борьба за детей до развода, во время развода и после него. Нарастает стремление обзавестись чужим ребенком у супругов, которым природа не предоставила подобной возможности. Наконец, в условиях низкой рождаемости единственные дети становятся редкой ценностью, но, как и все редкое, значимость и ценность ребенка сегодня существенно возрастает. Для родителей, несомненно, есть и другие качества детей, которые являются для них существенными. Дети всегда выполняли реальную роль против одиночества, наличие ребенка всегда оказывалось сдерживающим фактором ухода мужчины из семьи или прекращения отношений с женщиной. Рождение ребенка - это реальный, бесспорный факт для ближайшего окружения, для родственников родителей о признании дееспособности как мужской, так женской. Реализация мужской и женской части воспроизводства поколения всегда почиталась в культуре, высоко ценилась как в макро-, так и в микросреде человеческих сообществ и имеет глубокую основу в процессе становления и реализации личностных способностей. Все указанные ценности детства обладают интегральными качествами разного уровня и относятся к анахроничному социальному опыту, вне которого немыслимы родительство, семья, да и культура в целом. Важно не допустить их обесценивания. Тенденции этого уже наметились во многих современных обществах. Это особенно важно именно потому, подчеркнем снова, что наличие общих детей сегодня остается чуть ли не единственным фактором, скрепляющим семью в ситуации затяжного брачно-семейного конфликта и препятствующим очередному разводу. Обращение к обозначенной проблеме в рамках данной работы актуально еще и потому, что рост числа расторгнутых браков, а значит, и детей в разведенных семьях в современной России накладывается на процессы, сопровождающие экономический кризис (социально-правовая незащищенность, бедность, безработица и пр.), в связи с чем проблемы, порождаемые разводом, воспринимаются острее. К сожалению, в отечественной семейно-демографической политике и социальной практике не сложилось концепции защиты детей в ситуации развода, не выработан комплексный и системный подход к решению их проблем, мало используются возможности минимизации деструктивных последствий разводов. Устойчивая тенденция увеличения числа разведенных семей не позволяет надеяться на быстрое устранение явления и вынуждает наряду с мерами по сокращению числа разводов ставить вопрос о поиске путей оптимизации процесса социализации несовершеннолетних в рамках самой распавшейся семьи. Рассмотренные проблемы показывают, насколько среди механизмов профилактики и компенсации отрицательных последствий родительского развода для детей важна социальная работа. Разумеется, нельзя абсолютизировать труд социальных работников: они не всемогущи, не всесильны, не всезнающи. Нуждающиеся в помощи дети и их разведенные родители, как и любой человек, живут своей неповторимой жизнью. В результате знание специалистами по социальной работе проблем семьи и детей всегда фрагментарно. У мира семьи и детства, как и у мира культуры, нет границ, не все в их бездонной сфере доступно для науки и процесса помощи. Но это не значит, что социальный работник не должен их исследовать и оказывать при необходимости столь важные помощь и поддержку. Он, несомненно, имеет уникальные возможности для постижения особенностей семей и детей, а также для профилактики и компенсации негативного влияния разводов.

Заключение

В эволюции развода как явления на основе ряда критериев в законодательстве, особенности реакции социального окружения, наличие санкций со стороны государства в отношении разведенных нами выделены несколько этапов, смена которых хронологически совпадает со сменой экономических формаций.

Показано, что развод в различные периоды человеческой истории имел разные характеристики. Восприятие его общественным мнением на каждом этапе отличалось: имело место и негативное, и лояльное отношение.

Характер реакции определяли социокультурные, религиозные, национальные установки конкретной группы, класса, общности. Инициатором развода могли выступать разные стороны, в том числе и социальное окружение семьи. Применительно к анализу развода в современном социуме предлагаем все страны (культуры, народы) классифицировать:

1) в зависимости от категоричности запрета в законодательстве (юридическое расторжение брака невозможно; прекращение брака декларативно допускается, но на практике обставлено множеством формальных препятствий, которые делают его почти неосуществимым; развод допускается при наличии определенных, закрепленных в законе причин или условий; расторжение брака возможно при обоюдном согласи супругов; законы, регламентирующие процесс расторжения брака, отсутствуют);

2) по степени официальности при решении вопроса о расторжении брака (расторгнутым признается лишь брак, прекращенный исключительно в судебном порядке; брак может быть расторгнут в органах ЗАГС; брак считается расторгнутым после совершения специальных ритуалов, обрядов).

В отечественной науке нами выделено три уровня анализа развода:

1) теоретические обобщения общеметодологического и прикладного характера на основе проверенных научных результатов и неоднократно подтвержденных эмпирических данных, общепризнанные среди специалистов и являющиеся опорными точками для дальнейших исследований в указанной области;

2) положения, не вызывающие дискуссий, но в силу немногочисленности фактов, на которых они базируются, требующие дальнейшего эмпирического подтверждения, что поможет подняться на более высокий уровень знания;

3) результаты научных изысканий, основанные на небесспорной, часто противоречивой интерпретации фактов, что порождает многочисленные дискуссии.

Социологический анализ явления осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье как малой социальной группе, где он рассматривается как событие, как механизм выхода из затяжного брачно-семейного кризиса, как переворот в системе ролей и позиций человека, как смена брачного статуса, как гибель или реорганизация семьи и т. д.

Нами под разводом понимается процесс реорганизации семьи как ряд стадий во времени (предразводная ситуация, собственно бракоразводная процедура, постразводный период), который приводит к разрыву брачно-семейных отношений и связан с изменениями в социальных статусах, ролях и межличностных связях.

Нами выделены два блока отрицательных последствий развода родителей для социализации детей: кратковременные и долгосрочные. Первые связаны с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обострившийся перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию.

Семья разведенных родителей, являясь одним из видов неполных семей, характеризуется наличием как общих с ними проблем (нарушение средовой адаптации, низкий уровень социальной активности членов, нарушение полоролевой идентификации, материально-бытовые затруднения, необходимость сочетания, родительских и профессиональных ролей и др.), так и специфическими трудностями. Вторичный анализ работ ведущих специалистов в области семьеведения и результаты собственного прикладного исследования позволяют автору утверждать, что особенности социального статуса семей разведенных родителей выражаются в резкой реорганизации социальных и родственных связей из-за разрыва супругов; психосоматических нарушениях здоровья детей и родителей; не всегда адекватном отношении со стороны окружающих; асоциальном поведении детей как реакции на родительский развод и свой “особый” социальный статус; формировании у них негативных образцов будущего семейного поведения; необходимости раздела имущества; подорванном доверии бывших супругов друг к другу и ребенка к родителям; сохранении возможности передачи несовершеннолетнего “ушедшему” родителю и т. д.

Семьи разведенных родителей в большинстве случаев не в состоянии без внешней поддержки справиться с трудностями. При условии комплексного использования ведущих технологий (социальная профилактика, социальная диагностика, социальное посредничество, социальное консультирование, социальная терапия и коррекция, социальная адаптация и реабилитация, социальное обеспечение и обслуживание), при наличии соответствующего научно-исследовательского, нормативно-правового, финансового, кадрового, информационного, программного обеспечения, а также четких стандартов оценки эффективности социальная работа позволяет в значительной степени минимизировать негативное воздействие развода на юных членов семьи.

В рамках европейской модели имеют место четыре стратегии помощи: 1) помощь малообеспеченным; 2) поддержка всех семей с детьми, в том числе семей разведенных; 3) помощь одиноким родительницам; 4) содействие сочетанию разведенным супругами родительских и профессиональных ролей. В России подобная работа строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус детей, упорядочивающих права и обязанности разведенных (разводящихся) родителей по отношению к ним, устанавливающих порядок разрешения спорных вопросов и проблем предоставления нуждающимся необходимой помощи.

Среди проблем в области организации подобной деятельности нами выделены: отсутствие ясных представлений о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство и общество должны им предоставить; несовершенство процесса управления социальной работой с "детьми развода", ведомственная разобщенность служб и учреждений; недостаток материальных, информационных, кадровых ресурсов; отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социально-правовой помощи, на которых должна основываться система помощи данной категории; сложности с выявлением семей, с установлением первичных контактов; частые несвоевременность и безадресность помощи, недоверие членов разведенных семей к специалистам разных областей социальной сферы, ориентированность родителей и детей на само- и взаимопомощь; недостаточное использование превентивных и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие собственно ранней профилактики.

С нашей точки зрения, социальная работа по минимизации негативного воздействия развода родителей на социализацию детей может быть эффективной: если будут выработаны инновационные подходы к ее организации, а именно, если удастся подвести индивида к осознанию семейных проблем и их последствий, к пониманию того, какую цену он должен будет заплатить за те или иные варианты развития ситуации развода, что способен будет изменить, а что нет; если содержание и формы работы будут на раннем этапе предупреждать негативные явления в развитии семьи как малой группы и социального института в нравственном, духовном и физическом становлении личности ребенка; если работа будет направлена не только на саму конфликтную ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды ребенка, семьи, социума в целом; если сформируется государственно-общественная система помощи, содействующая развитию семьи с детьми, реализации ее потенциала; если в работу окажутся включены все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровнях при активной позиции членов самой семьи.

Предлагаемая нами модель государственно-общественной системы помощи детям в семьях разведенных родителей может опираться на следующее: а) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов (с учетом дифференцированного подхода к проблемам данной категории нуждающихся); постановку стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективных в настоящем и перспективных ее направлений и методов;

б) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработку стандартов социальной работы с данной категорией и критериев ее эффективности;

в) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки;

г) децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основного объема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства респондентов;

д) приоритет превентивной практики, создание государственно-общественной системы профилактики разводов и их деструктивных последствий; преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;

е) профессионализацию воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовку, переподготовку, повышение квалификации специальных кадров судей,;

ж) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать помощь семье через совершенствование работы и расширение функций уже существующих (суды, комплексные центры социального обслуживания населения, образовательные учреждения, реабилитационные центры, психологические службы и консультации и т. д.),

з) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;

и) использование исторического отечественного опыта подобной работы; обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны;

к) адаптацию зарубежных форм работы с учетом политических, социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности;

л) поддержку добровольческих инициатив; утверждение форм межсекторного взаимодействия и создание банка данных о передовом опыте подобного сотрудничества;

м) активизацию собственных сил и возможностей членов разведенных семей в разрешении трудных ситуаций; поощрение развития само- и взаимопомощи;

н) создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых форм и методов работы; формирование общественного мнения, ориентированного, во-первых, на разрушении негативных стереотипов в отношении разведенных и членов их семей, во-вторых, на преодоление восприятия государственной системы помощи как непрофессиональной, бюрократической, безадресной и т. д.

Реализация выделенных направлений повысит качество социальной работы с детьми из семей в ситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации его деструктивного влияния.

Список литературы

1. Cоциально-инновационный вызов. - Электронный ресурс. - Режим доступа//www.spkurdyumov. narod. ru/Romanov333.htm

2. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фичдора // Дошкольное воспитание. - 2012. - №12.

3. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей /В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2012.

4. Камышова Е.В., Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М., 2013.

5. Мы и дети…- Электронный ресурс. - Режим доступа//www. demograf. omskmintrud. ru/default.asp?…objValue.

6. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА - М, 2012.

7. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2012.

8. Психология:... коррекции психики детей, переживших развод родителей»…Социальная работа с детьми разведенных родителей… - Электронный ресурс. - Режим доступа//www. petaref. com/?page=viewref&id=3011

9. Работа социального педагога с детьми разведенных родителей....- Электронный ресурс. - Режим доступа//www. nice-referat. ru/pedagogika/5778

10. Савинов, Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие / Л.И. Савинова, Е. В Кузнецова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

11. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012

1. Азисова Н. Н. Демографические проблемы молодой семьи в Мордовии // Демографическая ситуация: региональный аспект: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 15.16 дек. 2000 г., Саранск, 2001. - С. 136.141.

4. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений (Спецпрактикум по соц. пс-гии) / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

5. Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П. Андреев, Ю. М. Коржевская, Н. Б. Костина. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

7. Антонов А. И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов: Учеб. пособие / Ред. совет: В. М. Бахмин и др. - М.: Nota Bene, 1998.

8. Антонов А. И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - С. 182.198.

9. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996.

12. Аромштам М. С. Ребенок и взрослый в “педагогике переживания”. - М.: Линка-Пресс, 1998.

17. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

18. Блау П. М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 8.30.

19. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО “Модэк”, 1998.

20. Бойко В. В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В. В. Бойко, К. М. Оганян, О. И. Копытенкова. - СПб.: Сударыня, 1999.

24. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы: Пособие. - М.: SVR - Аргус, 1994.

31. Видра Д. Развод: трагедия или надежда? // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 11. - С. 92.102.

36. Вольфсон С. Я. Семья и брак в их историческом развитии. - М.: Соцэкгиз, 1937.

41. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - М.: Наука, 1984.

43. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. - 1995. - № 5. - С. 18.19.

44. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001.

45. Гурко Т. А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

47. Гурко Т. А. Развод в молодой семье: причины и последствия // Тез. район. конф.: “Социальные последствия и меры профилактики развода”. Май 1984. - М.: АН СССР. Ин-т социол. исслед. 1984. - С. 49.52.

48. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

49. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности. Автореф… канд. филос. наук. - М., 1983.

50. Девяткина Е. Н. Оптимизация адресной социальной помощи на муниципальном уровне / Е. Н. Девяткина, Е. В. Кузнецова, З. Н. Лазарева // Вестн. Мордов. ун-та. - 2001. - № 3.4. - С. 52.56.

51. Девяткина Е. Н. Адресная социальная помощь : социологический анализ (на материалах Республике Мордовия) / Е. Н. Девяткина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004.

52. Дементьева И. Ф. К проблеме социальных факторов развода // Тез. район. конф.: “Социальные последствия и меры профилактики развода”. Май 1984. - М.: АН СССР. Ин-т социол. исслед., 1984. - С. 30.32.

53. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. - 2001. - № 11. - С. 108.113.

55. Дементьева И. Ф. Развод и дети. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - (Серия: Семья и воспитание).

57. Демидов А. М. Семья с одним родителем (социологич. аспекты): Автореф. … канд. филос. наук. - М., 1987.

58. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб.: Петербург XXI век, 1997.

59. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социс. - 1991. - № 2. - С. 18.26.

60. Елизаров В. В. Семейная политика в условиях демографического кризиса // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы (Материалы к российской науч.-практ. конф.). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - С. 35.49.

64. Закирова В. М. Развод и насилие в семье - феномены семейного неблагополучия / В. М. Закирова // Социс. - 2002. - № 12. - С. 131.133.

65. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). - СПб.: Респекс, 1995.

66. Захаров А. И. Невроз у детей и подростков: анализ, этнология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988.

67. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX) / Пер. с нем. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

69. Инновационные технологии и методы социального обслуживания семьи и детей. - М.: МГСУ, 2001.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Управление персоналом в организации социальной сферы
  2. Принципы уголовного судопроизводства
  3. Уголовная ответственность за должностные преступления
  4. Использование динамических и статистических методов в исследовании роли политического лидера
  5. Основные идеи М. Лютера
  6. Конституционное право Контрольная работа
  7. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
  8. Место сотрудников ОВД в системе социальной стратификации современного российского общества
  9. Разработка рекомендаций по повышению уровня занятости населения в муниципальном образовании МО (на материалах администрации Шпаковского муниципального района)
  10. Театрализованные игры, как средство формирования взаимоотношений у детей среднего возраста
  11. Информационные системы
  12. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения
  13. Нейропсихологический анализ
  14. Независимость судей в Российской Федерации
  15. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
  16. Физические лица, как субъекты административного права
  17. Классификация прав и свобод человека
  18. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции
  19. Зар плат
  20. Подходы и принципы формирования социального пакета
  21. Правоотношение как вид общественного отношения
  22. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
  23. Управление источниками финансирования оборотного капитала предприятия (на примере предприятия ООО"Пмк-77 ")
  24. Темперамент и характер
  25. Контрольная работа по Конституционному праву
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: