Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

ДИНАМИКА ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ





Содержание

Введение

Глава 1 «Проблема внимания в психологии»

1.1. Проблема внимания в отечественной психологии

1.2. Проблема внимания в зарубежной психологии

1.3. Психологические особенности внимания младшего школьника

Глава 2 «Эмпирическое исследование внимания младших школьников»

2.1. Задачи и методика исследования

2.2. Количественный и качественный анализ фактического материала

2.3. Психолого-педагогические выводы и рекомендации по развитию внимания младших школьников

Заключение

Список литературы

Приложение (Протоколы)

Введение

Внимание представляет собой избирательную направленность сознания на тот или иной объект. В психологии проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных. Сложность изучения проблемы внимания объясняется особым местом данного психического процесса среди других: внимание не имеет своего собственного содержания, но в то же время проявляется на всех уровнях психической организации.

Особая роль психологами отводится вниманию в учебно-познавательной деятельности школьников. Сосредоточенность и направленность сознания ученика на определенные объекты и явления необходимы на всех этапах учебной деятельности. Часто трудности в обучении объясняются не отсутствием способностей, не слабо развитым мышлением или плохой памятью, а недостаточно развитым вниманием. Поэтому развитие внимания учащихся является первостепенной задачей любого учителя. Внимательные ученики легче усваивают учебный материал, у них не возникает трудностей с выполнением самостоятельных заданий, такие дети выполняют задания с большей аккуратностью.

Всё выше перечисленноенаталкивает обратиться к рассмотрению внимания младших школьников и на его изменение в зависимости от возраста ребёнка. Более подробное изучение данного вопроса позволит понять возрастные закономерности и психологическую природу данного процесса, а также обратиться к рассмотрению проблем, связанных с развитием внимания у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности, что и определяет актуальность выбранной темы.

Проблема внимания как в отечественной, так и в зарубежной психологии изучена многими авторами. Существенные затруднения в данной проблеме вызывают попытки проанализировать и систематизировать все факты, связанные с особенностями развития внимания младших школьников.

В настоящее время наиболее изученными являются функции внимания и его связь с другими психическими процесса. Изучению процесса внимания в онтогенезе посвятили свои труды такие учёные, как Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А.М. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Э. Титченер и другие.

Цель исследования: на основе теоретического анализа научных подходов к проблеме внимания и эмпирического исследования выявить особенности внимания в младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания;

2) определить психологические особенности внимания младших школьников двух возрастных категорий (учащихся 2 и 4 классов);

3) в соответствии с полученными результатами исследования разработать рекомендации, направленные на повышение уровня внимания.

Объект исследования:психологическая характеристика внимания.

Предмет исследования:психологические особенности внимания школьников 2 и 4 класса.

Методы исследования:для достижения целей выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:

1) анализ теоретических источников;

2) количественный и качественный анализ полученных данных.

Нами были использованы такие психологические методики, как методика Ендовицкой и методика «Шифровка» (тест Пьерона-Рузера).

База исследования:учащиеся 2-го и 4-го классов школы № 11 им. Г.М. Пясецкого г. Орла. В исследовании приняли участие 40 испытуемых. Из них - 20 учащиеся 2-го класса и 20 испытуемых - учащиеся 4-го класса.

В результате проделанной работы было собрано 160 протоколов, которые представлены в приложении.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

Проведённое нами в рамках данной работы исследование позволяет сделать ряд выводов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что однозначного решения проблемы внимания нет как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Наибольшие разногласия возникли у учёных в вопросе о самостоятельности данного процесса: одни психологи считают внимание самостоятельным процессом, занимающим важное место в познании, другие, напротив, отрицают суверенитет внимания и рассматривают его в составе других психических процессов.

В отечественной психологии внимание изучалось как проявление активности личности, которая является субъектом данного процесса. Способность личности управлять своим внимание формируется в онтогенезе по мере овладения знаковыми системами (жесты, слова и т.д.).

Представители деятельностного подхода затрагивают вопрос о самостоятельности процесса внимания. Так, внимание характеризуется с нескольких позиций: как деятельность контроля; как проявление только ведущего уровня организации деятельности; как акт, направленный на функционально-физиологическую сторонудеятельности, которая формируется субъектом каждый раз в зависимости от конкретных условий деятельности.

В зарубежной психологии проблема внимания достаточно широко освещена в когнитивной психологии. Процесс внимания рассматривается здесь с трёх позиций:

1. Внимание как селекция. Главным понятием данной теории является понятие «селекции», то есть отбора.

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы. Внимание здесь определяется как усилие, для которого необходимы ресурсы.

3. Внимание как перцептивное действие. Внимание рассматривается как перцептивное действие, которое носит автоматический характер, но может преобразовываться в процессе научения.

В развитии процесса внимания выделяют два основных направления: направление натурального развития внимания и направление культурного развития внимания. Натуральное развитие внимания характеризуется органическим процессом роста и развития нервных функций ребёнка.Суть культурного развития внимания заключается в том, что в процессе жизни человек вырабатывает ряд стимулов (знаков), с помощью которых человек овладевает процессами своего поведения и направляет его.

Главной особенностью внимания младших школьников является слабость произвольного внимания. Это приводит к тому, что учащийся всё внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки.

Роль внимания в этот период очень велика: оно помогает в усвоении компонентов учебной деятельности, способствует развитию психических новообразований, содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.

Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.В то же время внимание младших школьников обладает рядом особенностей:

1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание.

2. Объём внимания младшего школьника (4 - 6 объектов) меньше, чем у взрослого (6 - 8), распределение - слабее.

3. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью и лёгкой отвлекаемостью.

4. Младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

5. Внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей.

Как показывает опыт, большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание та­ких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.

Целью эмпирического исследования было определение уровня развития внимания в двух возрастных категориях младших школьников, с тем, чтобы выявить общую динамику данного процесса.

В ходе исследования было проведено изучение свойств вниманияучащихся 2 и 4 класса. Проведенное исследование показало, что дети обладают разным уровнем концентрации и объёма внимания, т.е. диапазон индивидуальных различий этих свойств широкий.

На основании выводов, полученных в ходе эмпирического исследования, были разработаны рекомендации для развития внимания.

Список литературы

1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2006. - 336с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Психология внимания / Под ред. Ю. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: АСТ Издательство, 2008. - 701с.

3. Завьялова, Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. - М.: Аркти, 2008. - 56с.

4. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - 400 с.

5. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. - М.: МПСИ, 2005. - 656 с

6. -Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007 . - 688с.

7. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С. Лучинин. - М.: Экзамен, 2006. - 287с.

8. Страхов, И.В. Воспитание внимания у школьников / И.В. Страхов. - М.: Владос, 2002. - 146 с.

9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671с.

10. Рибо, Т. Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

11. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 583 с.

12. Леонтьев, А.Н. Развитие внимания / А.Н. Леонтьев. - М.: Владос, 2008. - 278с.

13. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2009. - 544 с.

14. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л.И. Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 150 с.

15. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

16. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.

17. Фаликман, М. Когнитивная психология: история и современность / М. Фаликман и В. Спиридонова В.. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 384 с.

18. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

19. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2005. - 208 с.

20. Страхов И.В. Воспитание устойчивости внимания школьников на уроках / И.В. Страхов. - М.: ГУПИ МП РСФСР, 1958. - 127 с.

21. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.

22. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1960. - 159 с.

23. Ланге, Н.Н.Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания / Н.Н. Ланге. - М.: Наука, 1967. - 140 с.

24. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 3 - С. 33-38.

25. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 1958. - 256 с.

26. Дудьев, В.П. Психомоторика: cловарь-справочник / В.П. Дудьев. - М.: Владос, 2008 г. - 368.

27. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н., А.А. Пузырея и В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1979. - 295 с.

28. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений в 6 т. / И.П. Павлов. - М.-Л.: АН СССР, 1951. - т. III, кн. 2.

29. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2003. -449с.

30. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Коммуникативная компетентность педагога
  2. Криминологическая характеристика миграционной преступности на примере северо-востока России
  3. Политика советского государства в отношении Русской православной церкви 1920-80 гг. 20 вв
  4. Занятость и безработица.Экономические и социальные издержки безработицы.
  5. Антропологические находки и морфологические особенности неандертальцев
  6. Разработка проекта по продвижению базы активного отдыха на примере «Экстримлэнд»
  7. Сергей Андреевич Муромцев ученый, педагог, государственный деятель
  8. Атрибутивные свойства бытия пространство, время, движение, развитие
  9. Управление персоналом
  10. Біoетика. Біологічна концепція етики і культурогенезу
  11. СМИ в информационном обществе
  12. Адміністративна відповідальність: поняття, властивості та нормативно-правове забезпечення
  13. Строительные нормы и правила при строительстве дорог
  14. Направление деятельности образовательного учереждения по защите прав обучающихся
  15. Государственно-правовые и политические связи государств мира с их бывшими колониями
  16. Понятие о Евангелии
  17. Дидактические пинципы профессиональго обучения
  18. Внедрение инновационных технологий, способствующих повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения
  19. Обеспечение режима и безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы в современных условиях
  20. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на уроке музыки
  21. После Петра 1 и до президента Медведева
  22. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  23. Место России в мировом хозяйстве и международном размещении производства. Интеграционные группировки
  24. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  25. Маркетинговое планирование на ООО "Лотос"
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: