Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе





Содержание

Введение……………………………….…………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе………………………………………………………………..6

1.1. Лингвистический аспект изучения синтаксиса и пунктуации…………....6

1.2. Основные единицы синтаксиса ……………………………………………12

1.3. Основные единицы пунктуации……………………………………………18

Глава 2. Методический характер и психолого-педагогические аспекты изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе……….……..21

2.1. Психолого-педагогические основы обучению русскому языку в начальной школе………………………………………………………………………...21

2.2. Содержание обучения синтаксиса и пунктуации в начальной школе…..29

2.3. Методические подходы к обучению элементов синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе……………………....................32

Глава 3. Работа по формированию синтаксических и пунктуационных умений на уроках русского языка в начальной школе…………………………………48

3.1. Выявление уровня синтаксических и пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста………………………………………………….49

3.2.Разработка и реализация уроков русского языка по формированию синтаксических и пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….……………………….55

3.3. Анализ результатов опытно-практической работы……………………….63

Заключение ………………………………………………………………………68

Список литературы………………………………………………………………70

Приложение……………………………………………………………………....73

Введение

Одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентирует на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана, в частности, с обучением синтаксису и пунктуации, поскольку это составная часть коммуникативной деятельности, в процессе которой ученик овладевает основами синтаксиса и пунктуации как основными элементами средства общения.

В данной выпускной квалификационной работерассматривается проблема формирования и совершенствования пунктуационных и синтаксических умений младших школьников. Важность этой проблемы обусловлена тем, что синтаксическая и пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. И чем лучше будет организовано усвоение этих навыков в младшем звене, тем более эффективным становится процесс совершенствования пунктуационной и синтаксической грамотности школьников на последующих этапах обучения.

На начальном этапе обучения синтаксису важно научить детей правильно строить предложения, соблюдать порядок слов, понимать элементарную структуру предложения, которая описана в трудах многих исследователей. Так, проблема порядка слов в свете актуального членения предложения исследовалась многими лингвистами. Ею занимались В.Г. Адмони, П. Адамец, Э.А. Клочкова, И.И. Ковтунова, И.А. Кравчук, О.А. Крылова, О.А. Лаптева, А.С. Мельчук,И.И. Меньшиков, О. И. Москальская, М.М. Никитина, Т.М. Николаева, И.П. Распопов, Л.М. Рогова, О.Б. Сиротинина, Й. Фирбас, А.А. Чистякова и др. Известный вклад в теорию обучения пунктуации и синтаксису внесли А.Н.Пешковский, Л.В.Щерба, С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро и др.

Научно-методические основы методики синтаксиса и пунктуации были заложены еще в XIX веке в трудах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота, Й.Х.Востокова и др. Эти ученые вели поиски практических путей обучения синтаксиса и пунктуации: развивали в детях видение всех элементов письменной речи, пунктуационную зоркость.

По мнению исследователей, изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Но, к сожалению, в современной школе отмечается невысокий уровень пунктуационной и синтаксической грамотности учащихся, слабая методическая база для обучения синтаксису и пунктуации именно младших школьников. Все это определило выбор темы работы и ее актуальность.

Проблема выпускной квалификационной работы: поиск эффективных методов развития синтаксических и пунктуационных умений на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста.

Цель состоит в теоретическом изученииэлементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе и практической разработке системы эффективного развития синтаксических и пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста.

Объект- синтаксические и пунктуационные умения младших школьников.

Предмет - система работа на уроках русского языка по развитию синтаксических и пунктуационных умений младших школьников.

Для реализации поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо осуществить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе;

2. Рассмотреть методические подходы к обучению элементов синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе;

3. Выявить уровень синтаксических и пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста;

4. Провести работу по формированию синтаксических и пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и проанализировать ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- анализ лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

- обобщение передового педагогического опыта по теме;

- диагностические задания;

- наблюдение;

- математическая обработка результатов;

- анализ результатов опытно-практической работы.

Опытно-практическая работа проводилась на базе ГБОУ СОШ № 789, во 2 «А» классе, в период с 30 марта по 27 апреля 2014 г.Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Заключение

Определяя значение работы по русскому языку в школе, К.Д.Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». Оно объясняет ему природу, знакомит с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с историей общества и его стремлениями; родной язык вводит ребёнка в народную поэзию, даёт логические понятия и философские воззрения.

Специфика обучения родному языку вообще, и в особенности на начальном этапе, состоит в том, что он является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным предметам.

Для того, чтобы младший школьник в процессе обучения успешно овладевал речью, её синтаксическим строем, важно, чтобы он ещё до школы умел использовать в своей речи все грамматические формы родного языка.

В современном языкознании язык рассматривается как система разных уровней, низшим из которых является фонетика, высшим - синтаксис. В синтаксисе изучаются, во-первых, правила связи слов и форм слов, т.е. словосочетания, предложения, сложные предложения.

Синтаксические единицы: словосочетание, предложение (простое и сложное) - состоят из морфологических единиц: слов и форм слова. Каждая из единиц нижележащего уровня участвует в конструировании единиц вышележащего уровня. Поднимая вопрос, что такое синтаксис, следует отметить ещё и тот факт, что он, опираясь на смысловые закономерности, напрямую зависит от интонационно-ритмической организации текста.

Синтаксис неразрывно связан с пунктуацией. Поэтому, рассматривая синтаксис текста, нельзя забывать о знаках препинания. Зачастую пунктуационная система базируется на синтаксической почве, но это вовсе не значит, что пунктуационная система копирует структуры предложений, подчиняясь им. Указывая на членение речи знаками препинания, пунктуация в первую очередь опирается на синтаксис и является средством выявления разных смысловых оттенков, которые присущи разным частям письменного текста. Словом, назначение знаков препинания - помогать выявлению синтаксического строения речи.

Система работа по синтаксису и пунктуации осуществляет основную цель обучения русскому языку на начальном этапе: развивает мышление и речь учащихся, способствует осознанию элементов грамматического строя речи, воспитывает любовь к родному языку и прививает интерес к его познанию.Вся эта система работы по синтаксису и пунктуации своим содержанием, методами и приёмами, дидактическим материалом обеспечивает достаточный уровень знаний, умений и навыков, формирование синтаксического строя речи младших школьников, необходимые им для работы в среднем звене школы.

В ходе опытно-практической работы мы оценили начальный уровень развития синтаксических и пунктуационных умений у младших школьников, на констатирующем этапе он оказался низким. Далее нами был разработан и проведен формирующий этап - система уроков русского языка по повышению синтаксических и пунктуационных умений младших школьников. Полученные нами на контрольном этапе данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Мы добились высоких результатов в развитии синтаксических и пунктуационных умений учащихся 2-го класса. Таким образом, поставленная цель, достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе: Пособие для учителя. М., 2007. - 235с.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. М., 1999. -148с.

3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: Владос, 2001. - 224с.

4. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1990. -189с.

5. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2003. -387с.

6. Брагина Е.И. Методика изучения обобщенных синтаксических знаний и формирования синтаксических умений и навыков // Начальная школа. 2008. № 12. С. 28-30.

7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2002. - 298с.

8. Золотова Г.Д., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. -206с.

9. Иванкина Н.К. Лингвистические основы методики работы над синтаксисом // Начальная школа. 2007. № 1. С. 15-17.

10. Кальневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Проблемные уроки. Ростов н/Д: «Учитель», 2006. - 465с.

11. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.- 293с.

12. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: Дрофа. 2000. -147с.

13. Лизунова А.В. Система работы над темой «Главные члены предложения» в начальной школе // Начальная школа. 2004. №7. С. 19-21.

14. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2004. -453с.

15. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 267с.

16. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 199с.

17. Овчинникова И.Г. Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе // Начальная школа: плюс - минус. 2002. № 6. С. 38-44.

18. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. - 146с.

19. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. - 119с.

20. Поспелов Н.С. Вопросы синтаксиса русского языка // Мысли о русской грамматике. М., 1990. - 226с.

21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов; под ред. И.А. Сафроновой. М.: Просвещение, 2010. - 156с.

22. Примерные программы по учебным предметам / под ред. Л.П. Савельевой. М.: Просвещение, 2010. - 197с.

23. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. М.: Высшая школа, 2003.

24. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2003. -346с.

25. Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов / М.И. Кузнецова. М.; СПб.: Просвещение, 2011. - 304с.

26. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М.: «Академия», 2000. - 298с.

27. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2002. - 402с.

28. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М., 1999. - 176с.

29. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1998. - 154с.

30. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2007. - 228с.

31. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., 2006. -188с.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. -177с.

33. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002.- 275с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Противоправное поведение, правонарушение
  2. Вооружённые силы как элемент правоохранительной системы Российской Федерации
  3. Современная социально-демографическая ситуация в России
  4. Кража и её виды
  5. Трудовой договор
  6. Страховая пенсия по старости
  7. Формирование механизма эффективного взаимодействия между властью и обществом
  8. Женевская конференция 1864 г
  9. Развитие творческих способностей ДОУ
  10. Индивидуализация обучения на уроках математики как фактор оптимизации учебной деятельности в начальной школе
  11. Система расчетов с покупателями и заказчиками ТСЖ
  12. Определение арбитражного суда
  13. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  14. Криминологическая характеристика
  15. Квантовая механика
  16. Судебная реформа Александра II содержание, роль в создании независимости суда
  17. Арабское завоевание Европы. Основные этапы и значение
  18. Правонарушения в процессе учебно-тренировочной деятельности
  19. Отчет о выполнении учебного плана
  20. Тепловой, конструктивный и гидравлический расчеты горизонтального теплообменника для охлаждения воды в схеме производств
  21. Государственная регистрация права раздельной собственности супругов основания и порядок внесения сведений в ЕГРП
  22. Понятие и виды политического(государственного) режима
  23. Послевоенный мир
  24. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  25. Понятие и основное назначение организационных отношений
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: