Актуальность. Процесс формирования конституционно-правового статуса полицейского имеет в России длительную историю, не смотря на то, что только в 2012 году в России произошла практическая и содержательная замена "полиции" на "полицию". Период советского реформирования института полиции оказал несомненное влияние на тот облик "полиции-полиции-полиции", который мы видим на сегодняшний день. И сегодняшнего полицейского можно наделить как чертами присущими полицейским дореволюционной России, так и содержательными элементами полиции советского периода.
Законопроект «О службе в органах внутренних дел РФ» прописал основные права и обязанности полицейских, а также обозначил статус полицейских как федеральных госслужащих.
В России с 1 марта вступил в силу федеральный закон «О полиции», главной целью которого является - выстраивание партнерских взаимоотношений между гражданами и стражами правопорядка.
Практически в Министерстве Внутренних дел появился принципиально новый институт - полиция. С принципиально новыми задачами и целями.
21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю — её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».
На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете.
Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:
Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция[12].
Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция»).
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.
В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.
В уникальных для России онлайн-обсужденях законопроекта «О полиции» приняли участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, был достаточно изменен, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, было исключено положение о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в жилища граждан, и на земельные владения, которые им принадлежат, которые занимаются разнообразными видами общественных объединений и организаций, а также вызвавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудников полиции, которые обращены к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законном порядке не будет установлено иное»), но согласно мнению политиков оппозиционеров политиков данные формулировки были лишь завуалированы, но не исключены.
С долей критики, которая приходит на данный закон со стороны определенных прослоек общества и категории партий оппозиционного направления, законопроект был все-таки принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За процедуру принятия закона высказались только представители Единой России. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было.
Новый закон формулирует обязанности и права сотрудников полиции, их конституционно-правовой статус, перечень и характер тех ограничений и запретов, которые тесно связаны со службой в структуре института полиции, требования, которые будут предъявляться к служебному поведению, система специализированных званий.
Одно из основных направлений в характере деятельности института полиции в целом и полицейских в частности является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств на права и свободы граждан Российской Федерации, иностранцев, которые проживают или находятся временно в России, лица без гражданства.
Вместе с тем, что полицейские теперь кроме противодействия преступности, обеспечивают правопорядок в общественных местах, безопасность дорожного движения, охраняет имущество и объекты, в том числе на договорной основе, полицейские занимаются вопросами экспертно- криминалистической деятельности.
Полиция пройдя многовековую историю всегда была важным институтом в обществе. Полицейский стоит на страже общественного порядка, как бы сказали в советское время "хранит покой страны родной". В результате исторического развития конституционно-правовых норм и их частой трансформации представляется актуальным рассмотреть вопросы, которые касаются конституционно-правового статуса полицейского в современной России.
Цель работы: характеристика конституционно-правового статуса полицейского.
Задачи работы: анализ понятия, сущности, содержания, конституционно-правового статуса сотрудника полиции; охарактеризовать историю формирования конституционно-правового статуса полицейского; осветить зарубежный опыт правового положения полицейских иностранных государств и возможность использование в РФ; рассмотреть классификацию прав и свобод сотрудника полиции и их краткое содержание, а так же классификацию обязанностей сотрудников полиции и их краткое содержание.