Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Функции речевой деятельности





Содержание

Введение 3

1.Речь в системе деятельности человека 4

2.Функции речевой деятельности 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

Актуальность исследования. Социально-коммуникативные процессы являются условием и предпосылкой развития и становления человека в обществе, поэтому их изучение всегда привлекало внимание наук о человеке, в том числе и в педагогической области.

Однако успешная реализация человека в современной социальной среде требует речевой культуры особого характера - способности к эффективной коммуникации, интерактивному взаимодействию, познавательному и деловому общению. Речевая способность, то есть способность пользоваться выработанным обществом языком, современной коммуникационной стратегией, является необходимой предпосылкой любой деятельности.

Таким образом, необходимость повышения речевой культуры невозможна без становления речевой деятельности как сущностно­личностной характеристики, которая формируется в жизнедеятельности человека, в том числе и в процессе школьного образования. Рассмотрение закономерностей формирования речевой деятельности школьников является педагогической проблемой, что определяет необходимость ее анализа с позиций педагогической науки.

В связи с этим рассмотрение вопросов о функциях речевой деятельности представляется актуальной темоой для исследования.

Цель исследования: изучить функции речевой деятельности

Задачи исследования:

- рассмотреть речь в системе деятельности человека;

- проанализировать функции речевой деятельности.

Заключение

Речевая деятельность и лежащая в ее основе система словесных знаков - язык - изучается не только психологией, но и другими науками, важнейшей из них является лингвистика (языкознание), изучающая язык как абсолютную систему безотносительно к его функциям в речевой деятельности. На сегодняшний день лингвистами сформирован оригинальный взгляд на язык: язык рассматривается не только как система, развивающаяся исторически, не только как застывшее множество слов и правил их употребления, но и как особая деятельность человека.

Другая дисциплина, психолингвистика, которая стремиться сочетать в себе систему понятий и методов психологии с огромным опытом ис­следования языка, накопленным лингвистикой, и вскрыть соотнесенность единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности, рас­сматривает речь как деятельность, включая ее в процесс слушания (восприятия, говорения) и процесс говорения (выражения, самовыражения). Предметом психолингвистики является изучение внутренних (психических) механизмов порождения и восприятия речи, что предполагает наличие у человека так называемой языковой способности. Впервые языковую способность выделил академик Л.В.Щерба. Она входила в его известную трехчленную систему:

1) речевая организация (психологическая организация индивида);

2) языковая система (обобщение правил, которое делается «на основании всех актов говорения и понимания, имевших место в опре­деленную эпоху жизни той или иной общественной группы»);

3) языковой материал (речевая деятельность - «совокупность актов говорения и понимания).

Эта трехчленная система впоследствии была модифицирована советским лингвистом А.А.Леонтьевым, который выделил «языковую способность» (отражение системы языка в сознании говорящего на этом языке), «языковой процесс», то есть собственно речь, реализацию языковой способности, и «языковой стандарт» - язык как систему, существующую вне индивида.

Помимо различения языка и речи, ученым выделено таким образом еще нечто в сознании говорящего человека, позволяющее ему пользоваться языком, говорить и понимать сказанное (языковая способность). Это механизм, обеспечивающий речевую деятельность.

Список литературы

1. Ахманоеа О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

2. Бюлер К. Теория языка // Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков. Ч. 2. М.: Просвещение, 1965.

3. Галунов В.И. Структура речевого процесса // Модели речевого процесса в норме и патологии. – Л., 1980.

4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. – М., 1966.

5. Гаузенблаз К. О характеристике и классификации речевых произведений // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. – М., 1978. С. 57–78.

6. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М., 1992.

7. Глухое В.П. Основы психолингвистики /Учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 2005.

8. Глухое В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Изд. 2-е. – М., 2004.

9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Изд. 2-е. – М., 2011.

10. Горошко Е.И. Языковое сознание. – М.: Институт языкознания РАН, 2012.

11. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова . -- М: «Прометей» МПГУ, 2012. — 252 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Прекращение трудового договора
  2. Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве
  3. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  4. Категория самооценки и ее функции в художественном дискурсе
  5. Генпрокуратура РФ состав и компетенции
  6. Государственное управление как система
  7. Русское государство в период татаро-монгольского ига
  8. Виявлення особливостей мовної репрезентації концепту «Втрачене покоління», також розкриття його сутності та найбільш характерних рис у романі Ф.С Фіцджеральда «Великий Гетсбі».
  9. Развитие письменности в истории цивилизации пиктография, идеология, алфавиты
  10. Социология образования
  11. Место, роль ОВД и ВВ в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  12. Хоровая самодеятельность России прошлое и настоящее
  13. СИСТЕМАТИЗАЦІЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВИХ АКТІВ В
  14. Влияние сульфата меди на прорастание семян и рост проростков кукурузы
  15. Значение теории государства и права
  16. Таможенное дело
  17. Раскол русской православной церкви.Патриарх Никон.Старообрядчество
  18. Рефлексия режима Виши во Франции
  19. Рисование и развитие личности ребенка
  20. Государственная социальная политика РФ
  21. Основные понятия системы Windows XР
  22. Формирование творческих способностей учащихся начальной школы средствами русского музыкального искусства
  23. Механизм административно-правового регулирования
  24. Позитивистская философия
  25. Международное право как особая форма права
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: