Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Функции речевой деятельности





Содержание

Введение 3

1.Речь в системе деятельности человека 4

2.Функции речевой деятельности 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

Актуальность исследования. Социально-коммуникативные процессы являются условием и предпосылкой развития и становления человека в обществе, поэтому их изучение всегда привлекало внимание наук о человеке, в том числе и в педагогической области.

Однако успешная реализация человека в современной социальной среде требует речевой культуры особого характера - способности к эффективной коммуникации, интерактивному взаимодействию, познавательному и деловому общению. Речевая способность, то есть способность пользоваться выработанным обществом языком, современной коммуникационной стратегией, является необходимой предпосылкой любой деятельности.

Таким образом, необходимость повышения речевой культуры невозможна без становления речевой деятельности как сущностно­личностной характеристики, которая формируется в жизнедеятельности человека, в том числе и в процессе школьного образования. Рассмотрение закономерностей формирования речевой деятельности школьников является педагогической проблемой, что определяет необходимость ее анализа с позиций педагогической науки.

В связи с этим рассмотрение вопросов о функциях речевой деятельности представляется актуальной темоой для исследования.

Цель исследования: изучить функции речевой деятельности

Задачи исследования:

- рассмотреть речь в системе деятельности человека;

- проанализировать функции речевой деятельности.

Заключение

Речевая деятельность и лежащая в ее основе система словесных знаков - язык - изучается не только психологией, но и другими науками, важнейшей из них является лингвистика (языкознание), изучающая язык как абсолютную систему безотносительно к его функциям в речевой деятельности. На сегодняшний день лингвистами сформирован оригинальный взгляд на язык: язык рассматривается не только как система, развивающаяся исторически, не только как застывшее множество слов и правил их употребления, но и как особая деятельность человека.

Другая дисциплина, психолингвистика, которая стремиться сочетать в себе систему понятий и методов психологии с огромным опытом ис­следования языка, накопленным лингвистикой, и вскрыть соотнесенность единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности, рас­сматривает речь как деятельность, включая ее в процесс слушания (восприятия, говорения) и процесс говорения (выражения, самовыражения). Предметом психолингвистики является изучение внутренних (психических) механизмов порождения и восприятия речи, что предполагает наличие у человека так называемой языковой способности. Впервые языковую способность выделил академик Л.В.Щерба. Она входила в его известную трехчленную систему:

1) речевая организация (психологическая организация индивида);

2) языковая система (обобщение правил, которое делается «на основании всех актов говорения и понимания, имевших место в опре­деленную эпоху жизни той или иной общественной группы»);

3) языковой материал (речевая деятельность - «совокупность актов говорения и понимания).

Эта трехчленная система впоследствии была модифицирована советским лингвистом А.А.Леонтьевым, который выделил «языковую способность» (отражение системы языка в сознании говорящего на этом языке), «языковой процесс», то есть собственно речь, реализацию языковой способности, и «языковой стандарт» - язык как систему, существующую вне индивида.

Помимо различения языка и речи, ученым выделено таким образом еще нечто в сознании говорящего человека, позволяющее ему пользоваться языком, говорить и понимать сказанное (языковая способность). Это механизм, обеспечивающий речевую деятельность.

Список литературы

1. Ахманоеа О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

2. Бюлер К. Теория языка // Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков. Ч. 2. М.: Просвещение, 1965.

3. Галунов В.И. Структура речевого процесса // Модели речевого процесса в норме и патологии. – Л., 1980.

4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. – М., 1966.

5. Гаузенблаз К. О характеристике и классификации речевых произведений // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. – М., 1978. С. 57–78.

6. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М., 1992.

7. Глухое В.П. Основы психолингвистики /Учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 2005.

8. Глухое В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Изд. 2-е. – М., 2004.

9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Изд. 2-е. – М., 2011.

10. Горошко Е.И. Языковое сознание. – М.: Институт языкознания РАН, 2012.

11. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова . -- М: «Прометей» МПГУ, 2012. — 252 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Формирование имиджа руководителя органа внутренних дел в сфере государственной службы Российской Федерации
  2. Развитие оценки программ и политик в России
  3. Дисциплина Муниципальное право России
  4. Связь особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению с характером взаимоотношений с матерью
  5. Ислам в России в период с 1917 до настоящего времени
  6. Возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования
  7. Цели и функциональная структура государственного управления
  8. Договор аренды транспортного средства
  9. Внебюджетные фонды
  10. Проблема профориентации подростков
  11. Краеведение Забайкалья
  12. Экономический рост и качество жизни
  13. Правовой статус личности в арабских государствах
  14. Таможенный контроль
  15. Правонарушения среди подростков
  16. Теории инфляции и их эволиция
  17. Нарушение письма у младших школьников
  18. Предпринимательский риск и способы его измерения
  19. Катализаторы в нефтепереработке
  20. Методика обучения отдельным гимнастическим упражнениям
  21. ПРОЦЕСС ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ В ЩЕПУ
  22. Уголовная ответственность за преступления террористической направленности
  23. Евангелия от Марка общая характеристика
  24. Размещение внутрихозяйственных дорог и объектов инженерного оборудования территории с/х организации
  25. Социальное положение неполных семей в современной России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: