Контрольные полномочия населения в отношении деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения обусловлены рядом статей Конституции РФ. Прежде всего конституционными положениями о том, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130), что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления (ст. 3), что каждый имеет право свободно получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).
Таким образом, население имеет значительные конституционные полномочия, которые могут использоваться для контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственных (муниципальных) органов, для анализа ее эффективности. На этой основе местное сообщество потенциально получает широкие возможности для влияния как на выработку планов и программ развития муниципальных образований, так и для контроля за реализацией муниципальных правовых актов.
Контрольной деятельности способствует то, что органы и должностные лица муниципального образования работают открыто и гласно, обеспечивая возможность получения гражданами, общественными объединениями и средствами массовой информации полных и достоверных сведений о результатах решения вопросов местного значения.
Все это создает необходимые условия для осуществления широкого и всестороннего общественного контроля. Законодательством установлен достаточно широкий круг форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления, которые могут использоваться для общественного контроля за деятельностью муниципальных органов и их должностных лиц. С.А. Авакьян подразделяет эти формы на следующие категории: а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования); б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений, - эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан). Думается такая классификация вполне рациональна, так как позволяет учитывать весь набор форм непосредственной демократии для привлечения населения к местному самоуправлению и их использования в контрольной сфере.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что рассмотрение вопросов, которые касаются форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов представляется достаточно актуальным, так как вопросы контроля влекут за собой четкое и правильное выполнение вышеуказанными органами своих обязательств.
Степень разработанности темы исследования. Правовые вопросы о формах и методах общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов исследовались многими авторами, среди них: Алдаева О.С., Арутюнян Р.Э., Гончаров В.В., Гомола А.И., Гриб В.В., Десятых П.В. и др.
В тоже время, следует отметить, недостаточную, на наш взгляд, проработанность вопросов форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.
Целью исследования является изучение форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.
Исходя из цели исследования были выделены ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов;
- показать формы прямой демократии как средство реалтзации контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов;
- Правовая природа контрольной деятельности в сфере государственного (муниципального) управления
- охарактеризовать роль общественной палаты и ее место в процессе общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов;
- проанализировать совершенствование правового регулирования деятельности Общественной палаты РФ;
- показать роль СМИ и общества в реализации контроля за деятельностью государственных (муниципальных органов;
- изучить практику деятельности органов местного самоуправления;
- показать критерии оценки эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления;
- опрохарактеризовать гражданский контроль за деятельностью государственных (муниципальных) органов
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в результате общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.
Предмет исследования: правовые проблемы форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: диалектический (как основной способ объективного и всестороннего познания действительности); анализа и синтеза, системно- структурный метод и др.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой теоретико-методологической основы для дальнейшей научной работы по совершенствованию правовых основ форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.
Практическая значимость работы связана с тем, что в ней содержатся конкретные предложения и рекомендации по реализации вопросов связанных с формами и методами общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.
Структура исследования определялась поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.