Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов





Содержание

Введение 3

1.Правовые основы общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов 7

1.1 Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов 7

1.2 Формы прямой демократии как средство реалтзации контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов 9

1.3 Правовая природа контрольной деятельности в сфере государственного (муниципального) управления 12

2.Общественные институты, контролирующие деятельность государственных (муниципальных) органов РФ 15

2.1Общественная палата и ее место в процессе общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов 15

2.2 Совершенствование правового регулирования деятельности Общественной палаты РФ 16

2.3 Роль СМИ и общества в реализации контроля за деятельностью государственных (муниципальных органов 22

3.Эффективность контроля общественных организаций за деятельсностью государственных (муниципальных) органов г. Москвы 26

3.1 Практика деятельности органов местного самоуправления 26

3.2 Критерии оценки эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления 27

3.3 Гражданский контроль за деятельностью государственных (муниципальных) органов 33

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Введение

Контрольные полномочия населения в отношении деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения обусловлены рядом статей Конституции РФ. Прежде всего конституционными положениями о том, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130), что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления (ст. 3), что каждый имеет право свободно получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).

Таким образом, население имеет значительные конституционные полномочия, которые могут использоваться для контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственных (муниципальных) органов, для анализа ее эффективности. На этой основе местное сообщество потенциально получает широкие возможности для влияния как на выработку планов и программ развития муниципальных образований, так и для контроля за реализацией муниципальных правовых актов.

Контрольной деятельности способствует то, что органы и должностные лица муниципального образования работают открыто и гласно, обеспечивая возможность получения гражданами, общественными объединениями и средствами массовой информации полных и достоверных сведений о результатах решения вопросов местного значения.

Все это создает необходимые условия для осуществления широкого и всестороннего общественного контроля. Законодательством установлен достаточно широкий круг форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления, которые могут использоваться для общественного контроля за деятельностью муниципальных органов и их должностных лиц. С.А. Авакьян подразделяет эти формы на следующие категории: а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования); б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений, - эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан). Думается такая классификация вполне рациональна, так как позволяет учитывать весь набор форм непосредственной демократии для привлечения населения к местному самоуправлению и их использования в контрольной сфере.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что рассмотрение вопросов, которые касаются форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов представляется достаточно актуальным, так как вопросы контроля влекут за собой четкое и правильное выполнение вышеуказанными органами своих обязательств.

Степень разработанности темы исследования. Правовые вопросы о формах и методах общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов исследовались многими авторами, среди них: Алдаева О.С., Арутюнян Р.Э., Гончаров В.В., Гомола А.И., Гриб В.В., Десятых П.В. и др.

В тоже время, следует отметить, недостаточную, на наш взгляд, проработанность вопросов форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

Целью исследования является изучение форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

Исходя из цели исследования были выделены ряд задач:

- рассмотреть понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов;

- показать формы прямой демократии как средство реалтзации контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов;

- Правовая природа контрольной деятельности в сфере государственного (муниципального) управления

- охарактеризовать роль общественной палаты и ее место в процессе общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов;

- проанализировать совершенствование правового регулирования деятельности Общественной палаты РФ;

- показать роль СМИ и общества в реализации контроля за деятельностью государственных (муниципальных органов;

- изучить практику деятельности органов местного самоуправления;

- показать критерии оценки эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления;

- опрохарактеризовать гражданский контроль за деятельностью государственных (муниципальных) органов

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в результате общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

Предмет исследования: правовые проблемы форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: диалектический (как основной способ объективного и всестороннего познания действительности); анализа и синтеза, системно- структурный метод и др.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой теоретико-методологической основы для дальнейшей научной работы по совершенствованию правовых основ форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

Практическая значимость работы связана с тем, что в ней содержатся конкретные предложения и рекомендации по реализации вопросов связанных с формами и методами общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

Структура исследования определялась поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Гражданское общество, используя свой внутренний потенциал и закономерности общественного развития, способно самоорганизовываться и предлагать наиболее эффективные меры, необходимые для решения общественно значимых проблем.

Так, представляются необходимыми такие комплексные меры, как:

1) совершенствование правовой базы и эффективной правоприменительной практики в рамках охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Общественная палата РФ, которая начала заниматься мониторингом правоприменения еще до принятия в 2011 г. Указа Президента РФ "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", установила, что буквально во всех областях - от сельского хозяйства до обустройства государственной границы - есть огромные проблемы, связанные с наличием коррупционных схем;

2) проведение качественной реформы судебной системы, с тем чтобы:

- обеспечить: каждому заинтересованному лицу реальную возможность защитить свои права и свободы или охраняемые законом интересы в суде; получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ; максимальную приближенность судов к населению; правильное и единообразное применение федерального законодательства на всей территории России; вынесение законных и обоснованных решений, их обжалование и - в случае нарушения закона - отмену; исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений; повышение уровня профессиональной подготовки судей и сотрудников аппарата судов;

- повысить статус и роль суда в обществе и государстве;

- установить надлежащую процедуру рассмотрения дел, обеспечивающую доступность суда для всех заинтересованных лиц, возможность равноправного участия сторон в состязательном процессе;

- сформировать судебный корпус, способный по своему мировоззрению, образованию, нравственным, волевым и иным качествам выполнять возложенные на него обязанности;

3) профилактическая работа среди молодежи, ее социализация, организация занятости и досуга;

4) социальная адаптация людей, освободившихся из мест лишения свободы;

5) привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций;

6) создание правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних;

7) широкая информационная кампания по пропаганде идей гуманизма, общечеловеческих ценностей, толерантности;

8) повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, знающего проживающий контингент и неблагополучные семьи на территории своего муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений;

9) принятие федеральных законов по совершенствованию правового статуса потерпевшего от преступления;

10) и т.д.

Для решения этих и других проблем необходим комплекс законодательных, правоприменительных, экономических, политических, организационных, научных, образовательных и других мер, а также качественный диалог между властью и гражданским обществом.

Положительные тенденции в этом направлении имеют место быть уже сегодня. Примером тому может служить, складывающаяся в последние годы социальная коалиция тех, кто заинтересован в жизни по законам и правилам. Это совершенно новая ситуация для нашей страны. В эту коалицию входят представители власти (главы субъектов РФ, муниципальных образований и т.д.), бизнеса, некоммерческих организаций, гражданские активисты и т.д., осознающие необходимость гражданского (общественного) контроля, инициирующие и реализующие идеи, касающиеся совершенствования всех сфер общественной жизни, пробуждающие гражданскую активность у остального населения.

Все это позволяет сделать вывод о том, что развитый гражданский (общественный) контроль является гарантией качественной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вовлечение граждан в процесс управления государством повышает уровень их доверия к органам власти, обеспечивает устойчивое, поступательное развитие общества и позволяет достичь баланса интересов государства и человека в деле признания прав и свобод последнего действительно высшей ценностью. В то же время институты гражданского общества не должны полностью поглотить государство, подменив осуществление его основных функций негосударственными структурами. Без эффективной реализации государством основных его функций невозможно создание и развитие полноценного гражданского общества в России.

Рассмотренные нами проблемы гражданского (общественного) контроля... разумеется, не претендуют на истину в последней инстанции; кому-то из заинтересованных читателей они покажутся дискуссионными.

Истиной является лишь то, что уже сейчас налицо явные тенденции участия и возрастающей роли все более укрепляющихся институтов гражданского общества, осуществляющих гражданский (общественный) контроль, в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993 // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета"- N 7- 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ" - N 4- 26.01.2009- ст. 445, "Парламентская газета"- N 4- 23-29.01.2009.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228;

3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063;

4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

5. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2789.

6. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (в ред. от 25.12.2008) "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277;

7. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. Ст. 3009.

8. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497; ст. 68

9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2.

10. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 05.04.2010) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 1995. N 48.

11. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875;

12. Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (в ред. от 12.01.2010) "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1277.

13. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // СЗ РФ. 2013. N 10. Ст. 1019.

Литература

14. Алдаева О.С. Ресурсы легитимности и влияния института общественной палаты: российский и региональный аспект // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. N 1. С. 51 - 56.

15. Арутюнян Р.Э. Типология институтов общественного контроля при органах государственной власти России // Закон и право. 2009. N 11. С. 38 - 39. Гончаров В.В., Ковалев Л.И. Проблемы организации и деятельности Общественной палаты Российской Федерации // Современное право. 2010. N 4. С. 50 - 54.

16. Гомола А.И., Гомола И.А., Борисова Е.В. Правовые основы государственного и муниципального управления. М., 2009.

17. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества. М.: Юрист, 2010.

18. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. 2010. N 3.

19. Десятых П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

20. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 // СЗ РФ. 2011. N 21. Ст. 2930.

21. Писарев А.Н. Полномочия высших органов государственной власти России по осуществлению гражданского контроля за армией // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 9.

22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 13.12.2012.

23. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. В.И. Шкатулла. М., 2010.

24. Серебренников В.В. Гражданский контроль над армией // Кентавр. 2012. N 11.

25. Серов В.В. Гражданский контроль над армией // Клуб "Реалист". 2009. N 15.

26. Усватов И.С. Общественная палата как элемент структуры гражданского общества: Анализ отечественного опыта // Бизнес в законе. 2009. N 3. С. 25 - 27.

27. Холопов В.А. Электронная демократия как ресурс модернизации современной политической системы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Кража и её виды
  2. Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере
  3. Предмет экономической социология
  4. Взаимодействие органов представительной и исполнительной власти муниципального образования)
  5. Инструментальные средства создания локальных информационных систем
  6. Помехи
  7. Правовое регулирование торговли антиквариатом
  8. Уголовное право в Древнем Риме
  9. Перспективы и регулирование фондового рынка в России
  10. Механизм юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  11. Социология П.Сорокина
  12. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татавтодор»
  13. Генпрокуратура РФ состав и компетенции
  14. Древняя Русь
  15. Принципы права социального обеспечения
  16. Лоббизм
  17. Реклама и продвижение товаров в Интернете
  18. Эффективность технического обслуживания системы зарезервированного электропитания NTX
  19. Гендерная мотивация школьников
  20. Развитие творческих способностей ДОУ
  21. Каково значение культурологических знаний в развитии личности школьника
  22. Иудейская пресса в наше время
  23. Финансовый контроль осуществляемый министерством финансов Российской Федерации
  24. Развитие теоретических взглядов на роль и место суда и судебной власти в дореволюционной России
  25. Контрольная работа по дисциплине психология и педагогика
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: