Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Типология политического лидерства в современной России





Содержание

Введение 3

1.Понятие политического лидерства 6

2. Типология политического лидерства в России 13

Заключение 21

Список использованной литературы 24

Введение

Актуальность исследования. В условиях реформирования российского политическое лидерство становится одним из важнейших общественно-политических институтов, активно влияющих на процессы развития социума. Политическое лидерство становится основой и направляющей силой движения государства к тем или иным целям. От характера политического лидерства зависит общее направление деятельности государства в современном мире.

До Февральской революции 1917 г. в России правили цари, представлявшие собой (по М. Веберу) традиционное лидерство. С победой социалистической революции в России наступила эра вождей. Еще при жизни В. И. Ленина стали называть «вождем». Однако более других в роли вождя преуспел И. В. Сталин. Хитростью, коварством, точным расчетом в политических интригах он постепенно уничтожил основных своих оппонентов и сконцентрировал в своих руках абсолютную власть.

Другой причиной появления в России и СССР «великого и ужасного» вождя всех времен и народов явилось то, что большинство граждан страны были носителями патриархальной и подданнической политической культуры . Многие столетия правления абсолютной монархии в России и патриархальный уклад жизни заложили в сознание и подсознание народа устойчивые представления о том, что во главе государства обязательно должен находиться всемогущий царь, вождь, генеральный секретарь.

Власть преемников Сталина (Хрущева, Брежнева и др.) была частично ограничена таким партийным органом, как Политбюро ЦК КПСС, и термин «вождь» по отношению к ним почти перестал употребляться, хотя по сути они также являлись вождями.

В 90-х гг. XX в. первый Президент РФ Б. Н. Ельцин сумел сконцентрировать в своих руках почти неограниченную власть и из легитимного лидера по сути превратился в вождя. В конце своего второго президентского срока, очевидно, опасаясь, что с избранием нового независимого от «семьи» президента ему (Ельцину) и его ближайшему окружению придется ответить за многие принятые в период правления политические решения , Ельцин, не дожидаясь президентских выборов, в конце декабря 1999 г. передал всю полноту власти В. В. Путину, которого буквально накануне он назначил Председателем Правительства РФ.

Такая форма передачи власти характерна не для демократической республики, а для монархического или тоталитарного государства. Этот прецидент является первой составляющей вождизма. Суть его заключается в том, чтобы власть не досталась «чужакам».

В любом демократическом обществе такая передача власти возмутила бы свободных граждан, и приемник не имел бы никаких шансов победить на предстоявших президентских выборах. Однако В. В. Путин на выборах 2000 г. набрал необходимое количество голосов и стал законно избранным Президентом. Возникает вопрос: почему народ оказал ему доверие?

Дело в том, что здесь сыграла свою роль вторая составляющая вождизма - подданническая политическая культура, носителями которой являются большинство граждан России. Подданные, как правило, голосуют за того, кто находится у власти. Кроме того, находящийся у власти В. В. Путин и его «команда» имели возможность использовать всю мощь властного ресурса (в том числе и средства массовой информации) для агитации в свою пользу.

В настоящее время в определенных кругах муссируется вопрос о продлении президентского срока с четырех до семи лет. Принятие таких поправок в Конституции РФ могут продлить президентский срок В. В. Путина как минимум еще на 14 лет. Поэтому Россия имеет все шансы снова вернуться к эпохе вождизма.

Объект исследования: типы политических лидеров.

Предмет исследования: процесс формирования типологии российских политических лидеров.

Цель исследования: исследование типологии политического лидерства в России.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие политического лидерства; дать определение лидерства в современной науке;

- рассмотреть типологию политического лидерства в России.

Заключение

Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.

В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции - институциализация и профессионализация лидерства.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов - норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательной актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживается собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой». В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения».

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.

Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях.

В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

Список литературы

1. Абашкина Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США// США: Экономика, политика, идеология, 2010. № 1.

2. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. — М.,2012.

3. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования 2011 № 3. С. 139 — 147.

4. Грушин Б.А. Массовое сознание. – М.: 2012. – 367 с.

5. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: Книга для политиков, и бизнесменов, мужчин и женщин / Пер. с англ. М., 2011.

6. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М., 2011.

7. Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются. Как стать и остаться эффективным политическим лидером. — М., 2010.

8. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Полис, 2010. № 6. С. 66 — 82.

9. Ковалевский П.И. Психиатрические этюды из истории//Диалог, 1991— 2010.

10. Кривоносов А.Д. PR текст в системе публичных коммуникаций. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011.

11. Массовое сознание и массовые действия. – М., 2010.

12. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации // Полис, 2011. № 1. С. 94 —117.

13. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2009.

14. Понеделко А. В., Лукашев А. В. «Черный PR» как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера. СПб., 2010.

15. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2011.

16. Почепцов Г.Г. Как ведутся тайные войны. Психологические/ информационные операции. – Харьков, 2011.

17. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефлбук. – К.: Ваклер, 2004.

18. Радунски П. Ведение избирательной кампании – форма политической коммуникации // Политические партии в условиях демократии. – Санкт Аугустин: Фонд Конрада Аденауэра, 2011.

19. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.: ФАИР, 2012. – 607 с.

20. Уледов А.К. Структура общественного сознания. – М.: Мысль, 2003. – 324 с.

21. Цветков Э.А. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния: Краткое руководство менеджеров, практических психологов, психотерапевтов, коммуникаторов (Психонетика). – СПб.: Лань, 2011. – 104 с.

22. Чалдини Р. Психология влияния /пер. с англ. Е. Волков. – СПб.: Питер, 2011. – 270 с.

23. Чулков Г. Императоры. Психологические портреты. — М., 2010.

24. Шеркович К. Реклама и психология // Проблемы теории и практики управления. – М.: 2010. – № 3.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Совершенствование кадровых технологий
  2. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  3. Статус Прокуратуры Российской Федерации
  4. Международный договор как основной источник международного права
  5. Каково значение культурологических знаний в развитии личности школьника
  6. Юридическая ответственность как средство обеспечения государственной безопасности
  7. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  8. Государство и религия. Особенности реализации свободы вероисповедания в воинских подразделениях
  9. Прохождение учебной практики в УФССП России по Москве Царицынский ОСП
  10. Культура цвета в средневековой Японии
  11. Понятие «общество» как система
  12. Правовое регулирование организационно-структурного построения органов внутренних дел
  13. Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ
  14. Дидактические пинципы профессиональго обучения
  15. Политические процессы в 1930-е г.г
  16. Несостоятельность идеологии перестройки. Эволюционный путь с революционными последствиями
  17. Загрязненные сточные воды цеха холодной прокатки
  18. Перевозка кирпича на железнодорожном транспорта
  19. Преддипломная практика специалиста правого управления (на примере правового управления администрации Ванинского муниципального района)
  20. Разработка информационной системы автоматического системного тестирования web-приложения
  21. Иностранная интервенция в Россию рол, цели и задачи
  22. Информатика. Информационные технологии.
  23. Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры
  24. Тактика допроса
  25. Устройство детей на воспитание. Усыновлениеудочерение как форма устройства детей на воспитание
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: