Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социальное воспитание понятие, сущность, принципы





Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы социального воспитания 5

1.1 Понятие, сущность социального воспитания 5

1.2 Цели и задачи социального воспитания 14

2.Практика социального воспитания 35

2.1 Особенности социального воспитания детей 35

2.2Процесс социализаци личности 37

Заключение 40

Список использованной литературы 43

Введение

Социальное воспитание направлено прежде всего на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. М.А. Галагузова поддерживает данное определение.

В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики.

Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным "социальное". И с этой точки зрения выделяет два основных его толкования в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово "социальное".

В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации — как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией . При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное воспитание — конфессия и т. д.

В другом понимании слово "социальное" отражает содержательную направленность воспитания, и в таком толковании социальное воспитание означает "целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе" . Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики, делает вывод М.А. Глагузова, является видовым понятием по отношению к категории "воспитание", которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта меж научная категория и в категориальную систему социальной педагогики. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.

Объект исследования: социальное воспитание.

Предмет исследования: процесс социального воспитания, его поняие, основы и принципы.

Цель исследования: изучить процесс социального воспитания.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие, сущность социального воспитания;

- показать цели и задачи социального воспитания;

- охарактеризовать особенности социального воспитания детей;

- проанализировать процесс социализаци личности.

Заключение

Определение «социального воспитания» А. В. Мудриком является, на наш взгляд, базовым при рассмотрении той части общей социализации личности, которая обозначена им как социальное воспитание с акцентом на включение тех детей с особыми потребностями в общество, которые наиболее часто и устойчиво имеют затруднения при вхождении в социум.

Большинство детей с особыми потребностями проживают в специализированных интернатах, которые в России в течение многих лет выполняют социально-педагогические функции, деятельность их профилирована и дифференцирована. Работа с детьми в условиях школы-интерната направлена на то, чтобы обогатить эмоциональные и личностные контакты со взрослыми и сверстниками, удовлетворить потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, в исследовании предметного мира, а также чтобы стимулировать психомоторное развитие.

Однако в специфике детского дома-интерната для детей с особыми потребностями, его закрытости (организационной и психологической] проявляется противоречие между необходимостью социализации детей с особми потребностями и их реальным образом жизни и его содержанием, характеризующимся бедностью жизненного пространства в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Насыщение содержания жизнедеятельности детей с особыми потребностями путем расширения сферы их культурно-досуговой деятельности является важным средством социального воспитания.

Человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе.

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации, самореализации лично­сти.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитатель­ный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере досуга является существенная невостребованность кулыгурно- развивающего потенциала социокультурной сферы (Л. А. Акимова, Н. Д. Вавилина, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев и др.].

Для детей с особыми потребностями осо­бое значение имеет организация свободного времени, содержание и направленность кото­рого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободное время реализуются запросы социального вос­питания и существенно расширяются тради­ционные направления, формы, технологии работы с детьми-инвалидами. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного наполнения свободного времени, повышения качества деятельности социокультурных институтов.

Современные подходы в организации досуговой деятельности детей с особыми потребностями должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозиро­вать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области реабилитации детей с особыми потребностями, но и опыт, накопленный человечеством в области воспитания разных категорий детей.

Т. В. Гудина считает, что «культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации, Г. Р. Зиатдинова исследовала потенциал культурно-досуговой деятельности, которая, по ее мнению, в силу своего компенсаторного характера обладает значительными педагогическими ресурсами социализации личности ребенка-инвалида. Культурно-досуговая деятельность создает дополнительные по отношению к другим институтам условия личностного развития, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личностного становления; минимизирует сегрегационные условия жизнедеятельности личности ребенка с ограниченными возможностями.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что теоретическое определение социального воспитания в постиндустриальном обществе возможно как принципиальное многообразие концепций и образов, в которых отражается процесс становления человеческой идентичности в общем для всех («интерсубъективном») жизненном пространстве. Позитивный смысл такой позиции состоит в том, что выдвигается требование привлекать к обсуждению большее число разнообразных точек зрения, благодаря этому в социальном воспитании признается возможность существования различных линий поведения, каждая из которых - лишь одна из множества возможных.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Содействие ребёнку - развитие личности // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 39-45.

2. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефек¬тивных детей // Собр. соч. В 6-ти т. - Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. - М., 1983.

3. Гудина Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. № 1. - С. 241-245.

4. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000.

5. Зенъковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. № 2.

6. Зиатдинова Г. Р. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 11 (91]. - С. 132-136.

7. Концепция федеральной целевой программы «Дети Рос¬сии» на 2007-2010 годы // Российская газета. - 2 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2007/02/02/deti- rossii-dok.html/ (дата обращения 25.01.2013].

8. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

9. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001.

10. Мудрик А. В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 13-14.

11. Мудрик А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 51-56.

12. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993.

13. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : учеб. пособие / Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысаева, М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во Ярослав. педагогич. ин-та, 1997. - 196 с.

14. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.

15. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 416 с.

16. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Н. М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия,2004. - 394 с.

17. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1990.

18. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования // Педагогика. 2000. № 9.

19. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительно¬го образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2001. - 1 58 с.

20. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Социология Питирима Сорокина
  2. Основные идеи М. Лютера
  3. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
  4. Индивидуальный подход при обучении решению текстовых задач в малокомплектной школе
  5. Роль спорта в процессе социализации молодежи
  6. Диверсия
  7. Национализм в Европе в 20 веке
  8. Массово-информационное право как предмет регулирования
  9. Теория государства и права контрольная
  10. Правовой статус муниципальных образований
  11. Теория личности
  12. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
  13. Кафе Европа
  14. Типология политического лидерства в современной России
  15. Налогооблажение в современных условиях в Российской Федерации
  16. Дидактические игры
  17. Фридрих Ницше - конфликты в жизни и творчестве
  18. Организация оперативно-розыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел
  19. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
  20. Этические проблемы в оперативно-розыскной деятельности
  21. Международное сотрудничество в сфере коммерческого арбитража
  22. Основные принципы консультирования
  23. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  24. Методы управления кредитным риском. Порядок формирования, использования и учёта резерва на возможные потери по ссудам
  25. Международное право как особая форма права
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: