Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Создание советского государственного аппарата





Содержание

Введение 3

1.История создания советского государственного аппарата 8

1.1 История становления государственного аппарата в Советской России 8

1.2 Система государственного аппарата Советского государства 10

2.Основы становления государственной службы в Советской России 12

2.1 Проблемы становления государственного аппарата 12

2.2 Деятельность государственного аппарата 14

Заключение 25

Список использованной литературы 28

Введение

Актуальность исследования. Развитие государственности в России неразрывно связано со становлением института государственной службы, который зародился первоначально в Древней Руси, в основном сформировался в России монархической, прошел сложный советский период и продолжает активно развиваться в России современной. В последнее время наблюдается повышенный научный интерес к истории развития этого социального и правового института, содержащей много поучительного, полезного для успешного государственного строительства, для обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата и практического использования богатого исторического опыта. Знание истории, кроме того, позволяет избежать многих ошибок, которые с устойчивой закономерностью проявляются в деятельности органов государственной власти, характеризуют чиновничество как особый социальный слой.

В последнее время вышло немало научных трудов, посвященных этой проблематике, что избавляет автора от необходимости в деталях излагать весь сложный, противоречивый, подчас драматичный процесс развития госслужбы, рассматривать различные периоды и этапы этого длинного пути .

Практика функционирования государственного аппарата, его реорганизации, особенно в переломные периоды развития нашего государства, свидетельствует о необходимости периодически приводить работу государственной машины в соответствие с меняющимся укладом общественной жизни. Аппарат государства нуждается практически в постоянной корректировке его деятельности, включая совершенствование работы государственных служащих. Проблемы повышения эффективности работы государственных органов и их персонала, глубокого реформирования российской бюрократии пробудили живой и неподдельный интерес различных социальных групп российского общества, получили достаточно подробное освещение в целом ряде научных публикаций, появившихся в последнее время.

Радикальные преобразования государственной жизни на рубеже XX - XXI вв. содержат богатый положительный опыт прогрессивных перемен. Вместе с тем они отягощены грузом неудачных решений, в ряде случаев необоснованных ломок государственных структур, произвольного увольнения работоспособных специалистов, что дестабилизировало работу государственного аппарата, порождало многие негативные явления в среде государственных служащих.

С позиций современного анализа административной реформы и тесно связанной с ней реформы государственной службы нам представляется полезным обратиться к опыту реорганизации государственно-властных структур периода распада Советского Союза и становления новой российской государственности.

Исследование российской государственности можно разделить на три этапа: дореволюционный период, советский период и современный период.

Дореволюционные исследователи уделяли много внимания истории монархии, ее представителям. История государственного управления ассоциировалась с историей правящей династии, а государственное управление в представлении того времени опиралось главным образом на личности согласно монархической формуле "Государство - это монарх". Для Карамзина и некоторых других дореволюционных историков характерен монархический подход к системе государственного управления. В то же время некоторые исследователи делали попытку рассмотреть историю государственных институтов, анализируя социально-экономические и политические процессы, рассматривая структуру органов власти. Например, большой интерес с точки зрения изучения эволюции местного управления представляет описание городского управления в Новгороде, сделанное В.О. Ключевским . В работах С.Ф. Платонова анализируются политические реформы, оказавшие влияние на государственное управление, уделяется внимание вопросам управления на региональном и местном уровнях .

Советская школа ориентировалась на формационную теорию, политическую экономию. Развитие государственного управления в России воспринималось как постоянные конфликты между правящей верхушкой и угнетенными классами. Система государственного управления характеризовалась как классовый аппарат для подчинения народа. Идеологизированность советской науки требует критического отношения к работам, особенно посвященным XIX и XX вв. С точки зрения истории государственного управления большой интерес представляют, в частности, работы М.Н. Тихомирова (характеристика городского управления, хозяйственных взаимоотношений), А.А. Зимина (государственное управление России XV - XVI вв.), Ю.А. Лимонова (становление государственного управления в Северо-Восточной Руси), Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, Т.П. Коржихиной (история государственного управления в СССР), Л.В. Черепнина (исследование земских соборов), В.Л. Янина (самоуправление в Новгороде) .

Современные взгляды на историю государственного аппарата заключаются в том, что, с одной стороны, подход к истории управления становится более объективным, независимым от классовых или монархических пристрастий. С другой стороны, независимость исторической науки от государства привела ее к зависимости от рынка сбыта. Появилось очень много "сенсационных" теорий, цель которых - просто переписать историю и получить прибыль за счет скандала. Кроме того, очень мало литературы содержит взвешенную оценку системы отечественного государственного управления в XX в.

Объект исследования: общественные отношения возникающие в результате реформы государственного аппарата в советский период.

Предмет исследования: процесс создания советского государственного аппарата.

Цель исследования: изучить процесс создания советского государственного аппарата.

Задачи исследования:

- рассмотреть историю становления государственного аппарата в Советской России;

- показать проблемы становления государственного аппарата;

- проанализировать структуру государственного аппарата в Советской России;

- охарактеризовать деятельность государственного аппарата.

Методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались различные методы познания. Среди них доминирующее значение отводится общенаучным методам: диалектическому (в, аспекте взаимосвязи «общего» и «особенного», «абстрактного» и «конкретного»), системно-структурному, методу абстрагирования, анализа и синтеза. Важная роль принадлежит таким методам, как: функциональный, конкретно-исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, статистический.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области теории права: и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Краткое исследование некоторых документов и фактов позволяет сформулировать некоторые общие выводы, характеризующие результативность первых попыток осуществления реформ государственного управления и государственной службы, оценить эффективность кадровых решений по замещению высших государственных должностей в органах исполнительной власти.

Во-первых, реорганизации государственного аппарата носили бессистемный, хаотический характер в отсутствие какой-либо стратегии реформ и продуманного перехода от прежнего состояния государственной машины к качественно новому.

Во-вторых, практически все попытки высшего политического руководства страны реформировать бюрократические структуры встречали молчаливое и упорное сопротивление со стороны значительной части "старого" и определенных категории "нового" чиновничества.

В-третьих, основной направленностью реформ были организационно-структурные преобразования, частично вопросы совершенствования правового регулирования деятельности государственного аппарата.

В-четвертых, в ходе преобразований явно недооценивался человеческий фактор, психология чиновника практически никогда в расчет не принималась, что во многом губительно сказывалось на практическом воплощении намеченных мероприятий.

В-пятых, многие кадровые назначения оказались настолько неудачными, что усугубили в обществе негативное отношение к власти, усилили ее отчуждение от народа, масштабы которого приобретают угрожающий характер. В действиях руководства страны по осуществлению реформы власти наметилась в последнее время положительная, на наш взгляд, тенденция, заключающаяся в тактике эволюционного осуществления прогрессивных преобразований на основе научно разработанных и официально утвержденных концепций административной реформы и реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Это дает основание надеяться, что осуществляемые в настоящее время реформы хотя бы частично достигнут намеченных целей.

Можно предположить, что в реальной действительности основными направлениями реформ, скорее всего, будут: дальнейшее совершенствование правового регулирования организации и деятельности государственного аппарата и его персонала - государственных служащих; структурные корректировки федеральных органов исполнительной власти, совершенствование их взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; усиление начал профессионализма и компетентности в кадровой составляющей намеченных реформ. Таким образом, управление, право и кадры - основа построения современного и эффективного государственного аппарата, отзывчивого на запросы российского общества. Главной же целью деятельности российского чиновничества должно стать служение человеку.

Таким образом, с момента образования советской власти и на протяжении 1920 -х. годов в государственный аппарат советской России входили представители разных социальных слоев, разного возраста, национальности, образования и даже разного отношения к современному государственному строю. Такое соотношение было явлением вынужденным вследствие нехватки «советских» руководящих кадров. Тем не менее, правящая партия пыталась регулировать численность старого чиновничества и новых руководителей и соотношение между ними.

В первые послереволюционные годы в советской России начинает складываться логически построенный новый государственный аппарат. Он имел множество как положительных так и отрицательных черт, дающих почву для дальнейшего его развития.

Современное российское общество, взяв курс на построение правового, демократического государства, провозгласило приверженность принципам международного права, которое не позволило включить в Конституцию Европейского Союза даже упоминание о христианских корнях европейской культуры. Европейский пример объединения национальных систем права в единую систему права базируется на идее общности исторических судеб народов, населяющих Европу. Следовательно, Россия свою объединительную идею должна искать в своей реальной истории и в своем национально-географическом пространстве, которое со временем может стать единым евразийским правовым пространством, т.к. на нем российская самобытность пользуется заслуженным признанием. Попытки объявить, что с каждым очередным переворотом наступает новая эпоха, приводят к тому, что корабль российской государственности, слегка качнувшись, снова возвращается на избранный курс, и основные характеристики национального правосознания, испытывая правопреемственность, постепенно обогащаются новым содержанием, исходящим как от внутренних, так и от внешних факторов селективного освоения общечеловеческих ценностей. Тем самым история Российского государства и права показывает, что в основе объединительной идеи лежат ценности, выработанные на протяжении всей истории и сублимированные в конкретное время и для конкретных задач.

Список литературы

1. Архипова Т.Г., Румянцев М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII - XX века. М.: РГГУ, 2000;

2. Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180.

3. Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180.

4. Берендст Э.Н. О прошлом и настоящем русской администрации (Записка, сост. в дек. 1903 г.) / Вступ. ст. А.С. Сенина; Гос. публ. истор. биб-ка России. М., 2002;

5. Воротников А.А. Бюрократия в Российском государстве историко – теоретический аспект: Дис. … доктора. юрид. наук. Саратов 2005

6. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: Сб. документов. М., 1957. С. 15-16

7. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.

8. Государственная служба. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. М., 2004;

9. Декреты Советской власти Т.1 Гостполитиздат 1957 г. с. 341

10. Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 г. - декабрь 1991 г.). М.: Щит М, 1999; Курицын В.М. История государства и права России. 1929 - 1940 гг.: Учебное пособие для высшей школы. М.: Международные отношения, 1998.

11. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: ОЛМА ПРЕСС; Звездный мир, 2002.

12. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV века. М.: Мысль, 1991;

13. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. М.: Наука, 1988;

14. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1993. с.573

15. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2007.

16. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1998.

17. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. Р.Г. Пихои. М.: РАГС, 2003;

18. История государственного управления изд. 2-е дополненное под общ. ред. Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002 //WWW.I-U.RU

19. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. / Подготовка текста В.Б. Муравьева. М.: Московский рабочий; Слог, 1994.

20. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9 ч. М.: Мысль, 1987; Ключевский В.О. О российской государственности. М.: Мысль, 2003.

21. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986;

22. Ленин Полное собрание сочинений. издание пятое. Издательство политической литературы 1973г. Т. 45 с. 108-109

23. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л.: Наука, 1987;

24. Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. М.: Изд. РАГС, 2005;

25. Орлова Н.Е. История государства и права России. XIX - XX вв.: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

26. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1914.

27. Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991. С45-46

28. Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.

29. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. М.: Юрист, 2000;

30. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII - XV вв. М.: Московский рабочий, 1992;

31. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI - XVII вв. М., 1978; Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962.

32. Чистиков А.Н. Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России 1917-1920-х гг. Автореф. дис …. Доктора истор. наук Санкт – Петербург 2007. С. 13.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Древняя Русь
  2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСБ РОССИИ И СО СПЕЦ СЛУЖБАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ
  3. Государственная служба политико-правовой аспект
  4. Межбюджетные отношения
  5. Система гражданско-правовых договоров ОТЧЕТ по производственной практике
  6. Симпатии, антипатии, уважение
  7. Деятельность полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе итоги и перспективы
  8. Семейное право. Контрольная работа
  9. философия наука религия
  10. Проблемы обеспечения и реализации права на свободу слова и информации
  11. Модернизация политической системы в современной России
  12. Права человека и их защита на современном этапе
  13. Методы развития творческих способностей старшеклассников
  14. Гражданско правовые способы защиты собственности
  15. Значение теории государства и права
  16. Театрализованные игры, как средство формирования взаимоотношений у детей среднего возраста
  17. Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения
  18. Монархия как форма государства
  19. Правовой статус Федеральной службы судебных приставов
  20. По социальной психологии
  21. Православные и мусульмане сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций
  22. Здравоохранение
  23. Дисциплина Муниципальное право России
  24. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
  25. Ограничение виндикции в Российском гражданском праве
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: