Актуальность исследования. Россия богата запасами разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, хозяйственное использование которых является основой экономического благополучия нашей страны. Однако при этом необходимо бережное отношение к содержащимся в недрах полезным ископаемым, поскольку они являются невозобновляемыми ресурсами и потребление их человеком происходит несравнимо быстрее, чем восстановление в природной среде.
Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется все возрастающими объемами изъятия, в связи с чем все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых природных ресурсов.
Исчерпаемость ресурсов недр явным образом демонстрирует статистика в отношении такого стратегически важного сырья, как нефть. По данным BP Statistical Review of World Energy, в России при существующем уровне потребления разведанных запасов нефти хватит лишь на 20,6 года, в США - на 11,3, а в Саудовской Аравии - на 72,4 года.
Осознание, с одной стороны, определяющего значения недр как источника минеральных ресурсов, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей общества, а с другой - исчерпаемости этих ресурсов обусловило необходимость упорядочить при помощи юридических средств общественные отношения в сфере хозяйственного использования недр в целях обеспечения их рационального использования.
Нарастание стратегического риска исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны отмечается и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.. Стратегический характер проблемы исчерпания полезных ископаемых, по нашему мнению, обусловлен следующим. Во-первых, сама постановка проблемы исчерпаемости акцентирует внимание на невозобновляемости ресурсов недр и связанной с этим задаче поиска альтернативных источников энергии. Во-вторых, зависимостью экономики страны от экспорта сырья. В-третьих, проблемой с воспроизводством минерально-сырьевой базы. Исчерпание минерально-сырьевых ресурсов означает уменьшение количества ликвидных запасов полезных ископаемых в результате их добычи, сопровождаемое низким уровнем прироста разведанных месторождений. При этом, как отмечается, исчерпание полезных ископаемых требует создания правовых механизмов их использования с учетом интересов общества, в т.ч. будущих поколений. Учеными отмечается, что для России острейшей проблемой является истощение невозобновимых ископаемых ресурсов (нефть, газ, металлы и пр.) и, очевидно, что предотвратить процесс их утраты нереально.
С учетом этого минерально-сырьевая безопасность наряду с уже предпринимаемыми в данном направлении действиями должна обеспечивается, на наш взгляд, следующими мерами:
- созданием эффективного правового механизма стимулирования геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- созданием оптимальных правовых условий для вовлечения в разработку экономически нерентабельных месторождений полезных ископаемых;
- планированием использования всех выявленных месторождений в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- обеспечением охраны недр и рационального использования месторождений, включая обеспечение полноты изъятия полезных ископаемых, недопущение потерь при их транспортировке, переработке полезных ископаемых, использовании отходов горного производства;
- обеспечением рационального использования уже переработанных полезных ископаемых во вторичном по отношению к горнодобывающему производстве;
- развитием энергосбережения, включая экономное расходование ресурсов всеми потребителями;
- созданием правового механизма стимулирования внедрения энергосберегающих технологий, уменьшения энергозатратности производственных циклов;
- снижением до уровня, отвечающего интересам национальной безопасности, поставок сырья за рубеж.
Задачи, стоящие перед законодательством о недрах, исходя из приведенного понимания обеспечения минерально-сырьевой безопасности, представляются следующими. Полагаем, что горное законодательство должно ориентироваться на то, что обеспечение минерально-сырьевой безопасности предполагает прежде всего удовлетворение внутренних потребностей именно в сырье, а не в средствах от его продажи. Правовой аспект обеспечения минерально-сырьевой безопасности видится в развитии правовых мер охраны недр и обеспечении их рационального использования. Прежде всего обновлению и совершенствованию подлежат нормы горного законодательства в виде базового для данной отрасли Закона Российской Федерации "О недрах". О необходимости кардинальной переработки данного Закона говорят как специалисты горно-геологической сферы, так и ученые-юристы. В литературе высказываются мнения о необходимости кодификации законодательства о недрах с принятием отдельных законодательных актов по важнейшим институтам горного права. Особое внимание в контексте рассматриваемой темы при совершенствовании законодательства о недрах следует обратить на развитие правового механизма охраны недр.
Объект исследования: отношения, вытекающие из содержания и особенностей правовой охраны недр.
Предмет исследования: процесс организации процесса правового регулирования содержания и особенностей правовой охраны недр.
Цель исследования: изучение содержания и особенности правовой охраны недр.
Задачи исследования:
- рассмотреть процесс рационального использования недр: понятие и юридические критерии;
- охарактеризовать правовые проблемы обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации.