Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Содержание и особенности правовой охраны недр





Содержание

Введение 3

1. Рациональное использование недр: понятие и юридические критерии 7

2. Правовые проблемы обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации 13

Заключение 16

Список использованной литературы 19

Введение

Актуальность исследования. Россия богата запасами разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, хозяйственное использование которых является основой экономического благополучия нашей страны. Однако при этом необходимо бережное отношение к содержащимся в недрах полезным ископаемым, поскольку они являются невозобновляемыми ресурсами и потребление их человеком происходит несравнимо быстрее, чем восстановление в природной среде.

Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется все возрастающими объемами изъятия, в связи с чем все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых природных ресурсов.

Исчерпаемость ресурсов недр явным образом демонстрирует статистика в отношении такого стратегически важного сырья, как нефть. По данным BP Statistical Review of World Energy, в России при существующем уровне потребления разведанных запасов нефти хватит лишь на 20,6 года, в США - на 11,3, а в Саудовской Аравии - на 72,4 года.

Осознание, с одной стороны, определяющего значения недр как источника минеральных ресурсов, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей общества, а с другой - исчерпаемости этих ресурсов обусловило необходимость упорядочить при помощи юридических средств общественные отношения в сфере хозяйственного использования недр в целях обеспечения их рационального использования.

Нарастание стратегического риска исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны отмечается и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.. Стратегический характер проблемы исчерпания полезных ископаемых, по нашему мнению, обусловлен следующим. Во-первых, сама постановка проблемы исчерпаемости акцентирует внимание на невозобновляемости ресурсов недр и связанной с этим задаче поиска альтернативных источников энергии. Во-вторых, зависимостью экономики страны от экспорта сырья. В-третьих, проблемой с воспроизводством минерально-сырьевой базы. Исчерпание минерально-сырьевых ресурсов означает уменьшение количества ликвидных запасов полезных ископаемых в результате их добычи, сопровождаемое низким уровнем прироста разведанных месторождений. При этом, как отмечается, исчерпание полезных ископаемых требует создания правовых механизмов их использования с учетом интересов общества, в т.ч. будущих поколений. Учеными отмечается, что для России острейшей проблемой является истощение невозобновимых ископаемых ресурсов (нефть, газ, металлы и пр.) и, очевидно, что предотвратить процесс их утраты нереально.

С учетом этого минерально-сырьевая безопасность наряду с уже предпринимаемыми в данном направлении действиями должна обеспечивается, на наш взгляд, следующими мерами:

- созданием эффективного правового механизма стимулирования геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- созданием оптимальных правовых условий для вовлечения в разработку экономически нерентабельных месторождений полезных ископаемых;

- планированием использования всех выявленных месторождений в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- обеспечением охраны недр и рационального использования месторождений, включая обеспечение полноты изъятия полезных ископаемых, недопущение потерь при их транспортировке, переработке полезных ископаемых, использовании отходов горного производства;

- обеспечением рационального использования уже переработанных полезных ископаемых во вторичном по отношению к горнодобывающему производстве;

- развитием энергосбережения, включая экономное расходование ресурсов всеми потребителями;

- созданием правового механизма стимулирования внедрения энергосберегающих технологий, уменьшения энергозатратности производственных циклов;

- снижением до уровня, отвечающего интересам национальной безопасности, поставок сырья за рубеж.

Задачи, стоящие перед законодательством о недрах, исходя из приведенного понимания обеспечения минерально-сырьевой безопасности, представляются следующими. Полагаем, что горное законодательство должно ориентироваться на то, что обеспечение минерально-сырьевой безопасности предполагает прежде всего удовлетворение внутренних потребностей именно в сырье, а не в средствах от его продажи. Правовой аспект обеспечения минерально-сырьевой безопасности видится в развитии правовых мер охраны недр и обеспечении их рационального использования. Прежде всего обновлению и совершенствованию подлежат нормы горного законодательства в виде базового для данной отрасли Закона Российской Федерации "О недрах". О необходимости кардинальной переработки данного Закона говорят как специалисты горно-геологической сферы, так и ученые-юристы. В литературе высказываются мнения о необходимости кодификации законодательства о недрах с принятием отдельных законодательных актов по важнейшим институтам горного права. Особое внимание в контексте рассматриваемой темы при совершенствовании законодательства о недрах следует обратить на развитие правового механизма охраны недр.

Объект исследования: отношения, вытекающие из содержания и особенностей правовой охраны недр.

Предмет исследования: процесс организации процесса правового регулирования содержания и особенностей правовой охраны недр.

Цель исследования: изучение содержания и особенности правовой охраны недр.

Задачи исследования:

- рассмотреть процесс рационального использования недр: понятие и юридические критерии;

- охарактеризовать правовые проблемы обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, правовой инструментарий обеспечения минерально-сырьевой безопасности должен охватывать не только требования рационального использования и охраны недр, но и воспроизводство минерально-сырьевой базы, включая повышение эффективности геологической разведки, а также процесс последующей переработки добытого сырья. При этом обеспечение минерально-сырьевой безопасности не исчерпывается совершенствованием только законодательства о недрах. Правовое обеспечение минерально-сырьевой безопасности - это комплексная задача, требующая параллельно с модернизацией экономики и производства проведения модернизации всего правового массива, регулирующего отношения на смежных с недропользованием направлениях: энергосбережение, повышение энергоэффективности производства, оптимизация налоговой политики. Непосредственно с минерально-сырьевой безопасностью связаны вопросы энергозатратности производства, которые характеризуют уровень развития российской экономики и являются объективной величиной, с учетом которой следует оценивать минерально-сырьевую обеспеченность. В разы сократить энергетическую затратность производства даже с учетом его модернизации в ближайшее время не получится. Поэтому, продавая сегодня полезные ископаемые, государство должно быть готово к тому, что их придется покупать самим в уже вполне реально обозримом будущем.

В Приказе Федерального агентства по недропользованию "Об основных приоритетных направлениях научно-исследовательских и тематических работ в сфере деятельности Федерального агентства по недропользованию" <18> был определен перечень резервных проектов научно-исследовательских работ в сфере недропользования. В данном перечне указывалась разработка системы оценки состояния национальной минерально-сырьевой безопасности на основе сбалансированного развития и использования минерально-сырьевого потенциала твердых полезных ископаемых России в условиях интенсификации процессов глобализации. Полагаем, что наличие такой системы по всем видам полезных ископаемых позволило бы предметно оценивать риски минерально-сырьевой безопасности страны.

--------------------------------

<18> Приказ Роснедр от 19 апреля 2007 г. N 469 "Об основных приоритетных направлениях научно-исследовательских и тематических работ в сфере деятельности Федерального агентства по недропользованию" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Определенный интерес в этом плане представляет ст. 2.2 Закона Российской Федерации "О недрах", согласно которой в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр <19>. Данная норма была введена Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <20>, ст. 12 которого предусматривалось, что порядок формирования федерального фонда резервных участков недр устанавливается Правительством Российской Федерации по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу этого Федерального закона. Указанный срок истек, однако необходимый порядок не установлен, в связи с чем норма о федеральном фонде резервных участков недр пока не применяется, но, как представляется, в аспекте минерально-сырьевой безопасности она имеет значительный потенциал и рассчитана на перспективу.

--------------------------------

<19> Формулировка "обеспечение в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых", на наш взгляд, близка по значению к понятию минерально-сырьевой безопасности.

<20> Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 18. Ст. 1941.

В заключение отметим, что современное законодательство о недрах, а также правовые акты, регулирующие смежные с недропользованием направления, подлежат совершенствованию в целях обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны по вопросам стимулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы, энергосбережения и энергоэффективности экономики, развития правового механизма рационального использования и охраны недр, включая внедрение в законодательство и практику горных отношений нормирования допустимого изъятия полезных ископаемых. Совершенствование законодательства о недрах, направленное на обеспечение минерально-сырьевой безопасности страны, следует рассматривать в качестве приоритетной задачи законотворческой деятельности.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 900 "Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение".

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

5. Приказ Минприроды России от 16 июля 2008 г. N 151 "Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

6. Российская геологическая энциклопедия: В 3 т. Т. 2. М.; СПб., 2011.

7. Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. N 4.

8. Бобылев С.Н. Цели развития тысячелетия ООН и обеспечение экологической устойчивости России // Экологическое право. 2006. N 1. С. 44.

9. Клюкин Б.Д. Законодательная база горного права Российской Федерации: современные проблемы и пути совершенствования // Экологическое право. 2002. N 3.

10. Салиева Р.Н., Фаткудинов З.М. Правовые проблемы регулирования нефтегазодобычи // Российская юстиция. 2009. N 4.

11. Боева А.А. Кодификация законодательства о недропользовании в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. 2009. N 4.

12. Храмов Д.Г. Право пользования недрами в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

13. Сыродоев Н.А. Правовая охрана недр в СССР. М., 1976.

14. Мухитдинов Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами. Алма-Ата, 1972.

15. Навроцкая Л.Г. Теоретические вопросы правового регулирования горных отношений в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.

16. Перчик А.И. Горное право: Учеб. пособие. М., 2008.

17. Комиссаренко В.С. Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

18. Яновский А.Е. Основные начала горного законодательства и пересмотр его в России. СПб., 1900.

19. Боголюбов С.А. Экологическое (природоресурсное) право. М., 2010.

20. Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. Вып. 4.

21. Башмаков Г.С., Каверин А.М., Краснов Н.И. Законодательство о недрах. М., 1976.

22. Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года // СЗ РФ. 2010. N 26. Ст. 3399.

23. Перчик А.И. Теоретические аспекты формирования сырьевой безопасности как базовой составляющей энергетической безопасности // Энергетическое право. 2006. N 2. С. 12.

24. Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика: Монография. М.: ООО "Издательство "Нестор Академик", 2007.

25. Козловский Е.А. Минерально-сырьевые проблемы национальной безопасности России. М., 1997; Кривцов А.И., Беневольский Б.И., Мигачев И.Ф. Проблемы национальной минерально-сырьевой безопасности // Отечественная геология. 2001. N 1. С. 11 - 14.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Правовой статус Федеральной службы судебных приставов
  2. Формирование корпоративной культуры на примере ОАОВЫМПЕЛКОМ
  3. Эссе-Рецензия по философии на книгу Ницше Ф. Воля к власти
  4. Договор социального найма жилого помещенияпроблемы теории и практики
  5. Взаимосвязь способа досуга
  6. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  7. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления в РФ
  8. Взаимосвязь химии и физики
  9. Объекты конституционно-правовых отношений
  10. Денежные реформы в истории России
  11. Функции финансов организаций (корпораций)
  12. Значение идей Р. Оуэна для развития менеджмента
  13. Операционная система для NAS
  14. Информационно-коммуникационные технологии
  15. Арабская весна 2011-2012гг.: причины, основные события, последствия
  16. Письмо и проблемы в его овладении младшими школьниками
  17. Изучение и анализ технологического процесса работы службы «Room-service»
  18. практическое задание по юриспруденции
  19. Партийные системы современного мира
  20. Формы и методы бюджетного планирования
  21. Роль СМИ в формировании общественного мнения в современной России
  22. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  23. Расследование незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
  24. Воображение
  25. Контрольная работа Конституционный уровень обеспечения
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: