Купить эту работу у автора

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Содержание и особенности правовой охраны недр






300 руб. *
Купить работу




* Автор подтвердил что работа написана им собственоручно и свободно не распростроняется по сети Интернет. Данную работу Вы можете использовать для написания выпускного проекта.


Содержание

Введение 3

1. Рациональное использование недр: понятие и юридические критерии 7

2. Правовые проблемы обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации 13

Заключение 16

Список использованной литературы 19

Введение

Актуальность исследования. Россия богата запасами разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, хозяйственное использование которых является основой экономического благополучия нашей страны. Однако при этом необходимо бережное отношение к содержащимся в недрах полезным ископаемым, поскольку они являются невозобновляемыми ресурсами и потребление их человеком происходит несравнимо быстрее, чем восстановление в природной среде.

Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется все возрастающими объемами изъятия, в связи с чем все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых природных ресурсов.

Исчерпаемость ресурсов недр явным образом демонстрирует статистика в отношении такого стратегически важного сырья, как нефть. По данным BP Statistical Review of World Energy, в России при существующем уровне потребления разведанных запасов нефти хватит лишь на 20,6 года, в США - на 11,3, а в Саудовской Аравии - на 72,4 года.

Осознание, с одной стороны, определяющего значения недр как источника минеральных ресурсов, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей общества, а с другой - исчерпаемости этих ресурсов обусловило необходимость упорядочить при помощи юридических средств общественные отношения в сфере хозяйственного использования недр в целях обеспечения их рационального использования.

Нарастание стратегического риска исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны отмечается и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.. Стратегический характер проблемы исчерпания полезных ископаемых, по нашему мнению, обусловлен следующим. Во-первых, сама постановка проблемы исчерпаемости акцентирует внимание на невозобновляемости ресурсов недр и связанной с этим задаче поиска альтернативных источников энергии. Во-вторых, зависимостью экономики страны от экспорта сырья. В-третьих, проблемой с воспроизводством минерально-сырьевой базы. Исчерпание минерально-сырьевых ресурсов означает уменьшение количества ликвидных запасов полезных ископаемых в результате их добычи, сопровождаемое низким уровнем прироста разведанных месторождений. При этом, как отмечается, исчерпание полезных ископаемых требует создания правовых механизмов их использования с учетом интересов общества, в т.ч. будущих поколений. Учеными отмечается, что для России острейшей проблемой является истощение невозобновимых ископаемых ресурсов (нефть, газ, металлы и пр.) и, очевидно, что предотвратить процесс их утраты нереально.

С учетом этого минерально-сырьевая безопасность наряду с уже предпринимаемыми в данном направлении действиями должна обеспечивается, на наш взгляд, следующими мерами:

- созданием эффективного правового механизма стимулирования геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- созданием оптимальных правовых условий для вовлечения в разработку экономически нерентабельных месторождений полезных ископаемых;

- планированием использования всех выявленных месторождений в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- обеспечением охраны недр и рационального использования месторождений, включая обеспечение полноты изъятия полезных ископаемых, недопущение потерь при их транспортировке, переработке полезных ископаемых, использовании отходов горного производства;

- обеспечением рационального использования уже переработанных полезных ископаемых во вторичном по отношению к горнодобывающему производстве;

- развитием энергосбережения, включая экономное расходование ресурсов всеми потребителями;

- созданием правового механизма стимулирования внедрения энергосберегающих технологий, уменьшения энергозатратности производственных циклов;

- снижением до уровня, отвечающего интересам национальной безопасности, поставок сырья за рубеж.

Задачи, стоящие перед законодательством о недрах, исходя из приведенного понимания обеспечения минерально-сырьевой безопасности, представляются следующими. Полагаем, что горное законодательство должно ориентироваться на то, что обеспечение минерально-сырьевой безопасности предполагает прежде всего удовлетворение внутренних потребностей именно в сырье, а не в средствах от его продажи. Правовой аспект обеспечения минерально-сырьевой безопасности видится в развитии правовых мер охраны недр и обеспечении их рационального использования. Прежде всего обновлению и совершенствованию подлежат нормы горного законодательства в виде базового для данной отрасли Закона Российской Федерации "О недрах". О необходимости кардинальной переработки данного Закона говорят как специалисты горно-геологической сферы, так и ученые-юристы. В литературе высказываются мнения о необходимости кодификации законодательства о недрах с принятием отдельных законодательных актов по важнейшим институтам горного права. Особое внимание в контексте рассматриваемой темы при совершенствовании законодательства о недрах следует обратить на развитие правового механизма охраны недр.

Объект исследования: отношения, вытекающие из содержания и особенностей правовой охраны недр.

Предмет исследования: процесс организации процесса правового регулирования содержания и особенностей правовой охраны недр.

Цель исследования: изучение содержания и особенности правовой охраны недр.

Задачи исследования:

- рассмотреть процесс рационального использования недр: понятие и юридические критерии;

- охарактеризовать правовые проблемы обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, правовой инструментарий обеспечения минерально-сырьевой безопасности должен охватывать не только требования рационального использования и охраны недр, но и воспроизводство минерально-сырьевой базы, включая повышение эффективности геологической разведки, а также процесс последующей переработки добытого сырья. При этом обеспечение минерально-сырьевой безопасности не исчерпывается совершенствованием только законодательства о недрах. Правовое обеспечение минерально-сырьевой безопасности - это комплексная задача, требующая параллельно с модернизацией экономики и производства проведения модернизации всего правового массива, регулирующего отношения на смежных с недропользованием направлениях: энергосбережение, повышение энергоэффективности производства, оптимизация налоговой политики. Непосредственно с минерально-сырьевой безопасностью связаны вопросы энергозатратности производства, которые характеризуют уровень развития российской экономики и являются объективной величиной, с учетом которой следует оценивать минерально-сырьевую обеспеченность. В разы сократить энергетическую затратность производства даже с учетом его модернизации в ближайшее время не получится. Поэтому, продавая сегодня полезные ископаемые, государство должно быть готово к тому, что их придется покупать самим в уже вполне реально обозримом будущем.

В Приказе Федерального агентства по недропользованию "Об основных приоритетных направлениях научно-исследовательских и тематических работ в сфере деятельности Федерального агентства по недропользованию" <18> был определен перечень резервных проектов научно-исследовательских работ в сфере недропользования. В данном перечне указывалась разработка системы оценки состояния национальной минерально-сырьевой безопасности на основе сбалансированного развития и использования минерально-сырьевого потенциала твердых полезных ископаемых России в условиях интенсификации процессов глобализации. Полагаем, что наличие такой системы по всем видам полезных ископаемых позволило бы предметно оценивать риски минерально-сырьевой безопасности страны.

--------------------------------

<18> Приказ Роснедр от 19 апреля 2007 г. N 469 "Об основных приоритетных направлениях научно-исследовательских и тематических работ в сфере деятельности Федерального агентства по недропользованию" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Определенный интерес в этом плане представляет ст. 2.2 Закона Российской Федерации "О недрах", согласно которой в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр <19>. Данная норма была введена Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <20>, ст. 12 которого предусматривалось, что порядок формирования федерального фонда резервных участков недр устанавливается Правительством Российской Федерации по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу этого Федерального закона. Указанный срок истек, однако необходимый порядок не установлен, в связи с чем норма о федеральном фонде резервных участков недр пока не применяется, но, как представляется, в аспекте минерально-сырьевой безопасности она имеет значительный потенциал и рассчитана на перспективу.

--------------------------------

<19> Формулировка "обеспечение в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых", на наш взгляд, близка по значению к понятию минерально-сырьевой безопасности.

<20> Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 18. Ст. 1941.

В заключение отметим, что современное законодательство о недрах, а также правовые акты, регулирующие смежные с недропользованием направления, подлежат совершенствованию в целях обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны по вопросам стимулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы, энергосбережения и энергоэффективности экономики, развития правового механизма рационального использования и охраны недр, включая внедрение в законодательство и практику горных отношений нормирования допустимого изъятия полезных ископаемых. Совершенствование законодательства о недрах, направленное на обеспечение минерально-сырьевой безопасности страны, следует рассматривать в качестве приоритетной задачи законотворческой деятельности.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 900 "Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение".

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

5. Приказ Минприроды России от 16 июля 2008 г. N 151 "Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

6. Российская геологическая энциклопедия: В 3 т. Т. 2. М.; СПб., 2011.

7. Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. N 4.

8. Бобылев С.Н. Цели развития тысячелетия ООН и обеспечение экологической устойчивости России // Экологическое право. 2006. N 1. С. 44.

9. Клюкин Б.Д. Законодательная база горного права Российской Федерации: современные проблемы и пути совершенствования // Экологическое право. 2002. N 3.

10. Салиева Р.Н., Фаткудинов З.М. Правовые проблемы регулирования нефтегазодобычи // Российская юстиция. 2009. N 4.

11. Боева А.А. Кодификация законодательства о недропользовании в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. 2009. N 4.

12. Храмов Д.Г. Право пользования недрами в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

13. Сыродоев Н.А. Правовая охрана недр в СССР. М., 1976.

14. Мухитдинов Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами. Алма-Ата, 1972.

15. Навроцкая Л.Г. Теоретические вопросы правового регулирования горных отношений в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.

16. Перчик А.И. Горное право: Учеб. пособие. М., 2008.

17. Комиссаренко В.С. Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

18. Яновский А.Е. Основные начала горного законодательства и пересмотр его в России. СПб., 1900.

19. Боголюбов С.А. Экологическое (природоресурсное) право. М., 2010.

20. Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. Вып. 4.

21. Башмаков Г.С., Каверин А.М., Краснов Н.И. Законодательство о недрах. М., 1976.

22. Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года // СЗ РФ. 2010. N 26. Ст. 3399.

23. Перчик А.И. Теоретические аспекты формирования сырьевой безопасности как базовой составляющей энергетической безопасности // Энергетическое право. 2006. N 2. С. 12.

24. Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика: Монография. М.: ООО "Издательство "Нестор Академик", 2007.

25. Козловский Е.А. Минерально-сырьевые проблемы национальной безопасности России. М., 1997; Кривцов А.И., Беневольский Б.И., Мигачев И.Ф. Проблемы национальной минерально-сырьевой безопасности // Отечественная геология. 2001. N 1. С. 11 - 14.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Приватизация
  2. Буровые долото
  3. Политические процессы в 1930-е г.г
  4. Хеджування в системі мінімізації фінансових ризиків
  5. Современные информационные технологии
  6. Анализ стоимости жилой недвижимости в г.Челябинске
  7. Стороны в арбитражном процессе
  8. Инновации
  9. Факторы и типы метаморфизма, специфика минералообразования
  10. Отчет по практике экономиста
  11. Изучение организации и ведения учета материально-производственных запасов на ОАО «У-УАЗ»
  12. Династия Чу, Сян Юй
  13. Рисование и развитие личности ребенка
  14. Формы и методы контроля результатов обучения в предмете информатика
  15. Карр Русская революция от Ленина до Сталина
  16. Роль СМИ в формировании общественного мнения в современной России
  17. Прекращение брака
  18. Повышение эффективности органов Волгоградской области
  19. Влияние средств массовой информации на социальные установки личности
  20. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
  21. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие политические
  22. Что такое истина?
  23. Эволюция психики
  24. Теория В. Д. Сорокина и ее роль в развитии науки
  25. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству как стадия арбитражного процесса
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: