Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психолого-педагогическая помощь детям с нарушением зрения





Содержание

Введение 3

1. Характеристика детей с нарушением зрения 5

2. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения 7

3. Проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих детей 10

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Введение

Проблема организации системы ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

В настоящее время процесс физического воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблемы улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях.

Цель исследования: изучение особенностей психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения.

Задачи исследования:

- дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения;

- проанализировать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения зрения;

- показать проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих детей, как основа психолого-педагогической помощи.

Заключение

Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Высокого развития у слепых достигает память, т.к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями.

Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы

Список литературы

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - СПб., 2008. - 186 с.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - СПб., 2010. - 122 с.

3. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2010. - 78 с.

4. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 2008. - №5.- 25 c.

5. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2009. -48 с.

6. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 2007. -99 с.

7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.

8. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

9. Земцова, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. Дети с глубокими нарушениями зрения .- М.: Педагогика, 2007

10. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 2001.

11. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 2009. - № 6. - С.9-11.

12. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 2007. - С.87-89.

13. Папина Е. И. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 2006 г., С.-Петербург. - М.: Логос, 2007. - 115 с.

14. Стребелева Е. А., А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова Специальная дошкольная педагогика. Издательство: ИЦ "Академия" Год: 2008.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Театрализованные игры, как средство формирования взаимоотношений у детей среднего возраста
  2. Человек в культуре и философии древнего востока
  3. Международно-правовой статус непризнанных и частично признанных государственных образований
  4. Строительство газоперекачивающего агрегата
  5. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  6. Виды и формы коммерческого расчета
  7. Психосоматика и онкологические заболевания
  8. История российского товарного знака 2000-2010 гг
  9. Современные информационные технологии
  10. Принципы работы психолога с администрацией учебного заведения
  11. Структура системы органов внутренних дел России
  12. Анализ системы мотивации сотрудников на примере компании
  13. Контрабанда культурных ценностей
  14. Мороженое фруктовый лед
  15. Деятельность профессиональных камерных хоров и их руководителей на примере Екатеринбургского муниципального камерного хора «Доместик» им. В.А. Копанева
  16. Ответы на билеты к кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» МИРЭА
  17. Лазерные технологии
  18. Методы исследования личности
  19. Политика противодействия коррупции в Российской Федерации
  20. Средства защиты информации в Microsoft Office версии 2003,2007 и 2010
  21. Теоретические основы учёта и анализа движения денежных средств
  22. Социальная реальность в понимании Зиммеля и Вебера
  23. Гильдейский социализм
  24. Совершенствование практики использования ипытательного срока при замещении должностей государственных гражданских служащих
  25. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: