Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психолого-педагогическая помощь детям с нарушением зрения





Содержание

Введение 3

1. Характеристика детей с нарушением зрения 5

2. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения 7

3. Проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих детей 10

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Введение

Проблема организации системы ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

В настоящее время процесс физического воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблемы улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях.

Цель исследования: изучение особенностей психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения.

Задачи исследования:

- дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения;

- проанализировать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения зрения;

- показать проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих детей, как основа психолого-педагогической помощи.

Заключение

Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Высокого развития у слепых достигает память, т.к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями.

Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы

Список литературы

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - СПб., 2008. - 186 с.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - СПб., 2010. - 122 с.

3. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2010. - 78 с.

4. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 2008. - №5.- 25 c.

5. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2009. -48 с.

6. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 2007. -99 с.

7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.

8. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

9. Земцова, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. Дети с глубокими нарушениями зрения .- М.: Педагогика, 2007

10. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 2001.

11. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 2009. - № 6. - С.9-11.

12. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 2007. - С.87-89.

13. Папина Е. И. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 2006 г., С.-Петербург. - М.: Логос, 2007. - 115 с.

14. Стребелева Е. А., А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова Специальная дошкольная педагогика. Издательство: ИЦ "Академия" Год: 2008.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Античная риторика и ораторское искусство Цицерона
  2. Отчет по практике по специальности защита информации и систем связи
  3. Технические средства автоматизации и управления
  4. Теория равенства
  5. Основы лизинговых операций коммерческих банков
  6. Развитие творческих способностей ДОУ
  7. Правовое положение адвоката в гражданском процессе
  8. Роль лидера и групповая работа на предприятии
  9. Формирование военно-политических блоков в послевоенное время
  10. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  11. Возникновение автократии в России
  12. ТАКТИКА ДОПРОСА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБВИНИТЕЛЕМ СВИДЕТЕЛЯ ЗАЩИТЫ
  13. Сергей Андреевич Муромцев ученый, педагог, государственный деятель
  14. Россия-федеративное государство.Государственно-правовые признаки и особенности России как федерации
  15. Проблемы трудовой миграции в России
  16. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
  17. Регистрация граждан по месту жительства, как административно-правовой институт
  18. Природно-туристские ресурсы и их роль в развитии туризма на Камчатке
  19. Понятие и виды исков в гражданском процессе
  20. Жизненный цикл
  21. Рассмотрение споров, связанных с брачно-семейными отношениями
  22. Коммуникативная компетентность педагога
  23. Графический интерфейс в системных и прикладных программах
  24. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  25. Роль СМИ в формировании общественного мнения в современной России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: