Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Причина созыва 4 вселенского собора





Содержание

Введение 3

1.Исторические предпосылки IV Вселенского Собора 6

1.1 Историческая ситуация накануне Собора 6

1.2 История IV Вселенского Собора 8

2. Ход IV Вселенского Собора 25

2.1 Обзор заседаний собора 25

2.2 Итоги Собора 28

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Введение

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) в Халкидоне является величайшим церковно-историческим событием. В ряду прочих вселенских соборов Халкидонский Собор занимает выдающееся место. Им завершаются многолетние христологические споры, в его определении получает окончательное раскрытие догмат о соединении двух естеств в Богочеловеке Христе Спасителе.

Собор, тщательно исследовав по этому вопросу Св. Писание и писания св. Отцов, нашел, что православное учение св. Кирилла Александрийского, Иоанна Антиохийского и послание папы Льва I к архиепископу Флавиану представляют собою точное и строго православное изложение христианского вероучения об образе соединения двух естеств в Личности Богочеловека. Изложение веры этих православных Отцов Церкви было принято Собором за образец православного учения о Богочеловеке, что и отразилось в богодухновенном знаменитом соборном определении: «Итак, последуя св. Отцам, все согласно научаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно человека, Того же из разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марин; Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа единородного в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лице и одну ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас и как предал нам символ Отцев». Таким вероопределением в корне осуждались и подрывались несторианская и монофизитская ереси. Оно было настолько глубоко и исчерпывающе, что никакие попытки еретиков в дальнейшем не могли иметь никакого успеха.

Последующие соборы в своих определениях, как догматических, так и канонических, опирались, как на твердое основание, на это богодухновенное постановление Халкидонского Собора.

Одним из замечательных влияний, оказанных Собором на церковную жизнь того времени, является необыкновенное оживление богословской литературы по догматическим, нравственным и аскетическим вопросам, в силу чего этот период по справедливости заслужил название «золотого века» христианской письменности. В указанном церковно-литературном движении приняли участие виднейшие христианские ученые того времени. Этот период был временем необычайного животрепещущего подъема христианской мысли вокруг церковных догматов. Здесь перекрещивались и пришли к примирению различные точки зрения господствовавших тогда двух известных богословских направлений - Александрийского и Антиохийского.

Ко времени Халкидонского Собора Св. Церковь обладала глубокими и многочисленными трудами по догматическим, нравственным, экзегетическим вопросам, при свете которых и при содействии Св. Духа Отцы IV Вселенского Собора изобличили и осудили монофизитскую ересь и вынесли богодухновенное определение о Личности Богочеловека Христа Спасителя. Несомненно, Собор способствовал развитию церковной богословской литературы, а тем самым как бы санкционировал и благословил из глубины веков научное изучение христианского благовестил и в последующие времена. Наконец, утверждением для всей Св. Церкви единого Никео-Цареградского Символа веры Собор призвал верующих к более тесному церковному общению. В этом великое историческое значение Халкидонского собора.

Второе крупное историческое значение IV Вселенского Собора заключается в авторитетном и действенном утверждении им чисто канонических соборных основ в церковном управлении и в борьбе за них. В этой области Собору суждено было встретиться, с одной стороны, с дипломатическим применением теории антицерковного понимания этих основ, и с другой, - открыто бороться с грубым индивидуальным нарушением их.

Эти попытки шли с двух сторон: во-первых, со стороны Александрийского Патриарха монофизита Диоскора, человека грубого, настойчивого и выделяющегося по своим качествам из всего предшествующего ему ряда Александрийских владык; во-вторых, со стороны православного папы римского Льва I, который определенно поддерживал теорию о приматстве римского епископа во Вселенской Церкви.

Таким образом, Халкидонскому Собору надлежало не только напрягать силы в борьбе с ересью, но и с таким же усилием и обстоятельностью вести борьбу против посягательства отдельных личностей на прерогативы высшего церковного управления, давая тем самым открытое торжество истинному пониманию соборных начал в христианстве, установленных Господом Иисусом Христом и воплощенных св. Апостолами на Иерусалимском Соборе. Халкидонский Собор в этом отношении дал христианское решение вопроса, которому подчинилась вся Вселенская Церковь и которое является до сего дня для всего христианского мира нормою поведения.

Заключение

Для дальнейшей истории имело значение то, что произошло на девятом и десятом заседаниях (26-27 октября): реабилитация двух выдающихся епископов, осужденных "Разбойничьим" собором, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Феодорита подвергли критике Первый Эфесский собор и Кирилл в своих писаниях; Ива же написал письмо персу Марису, обвиняя Кирилла в аполлинариз-ме. Обе реабилитации были произнесены только после того, как и Феодорит, и Ива формально анафематствовали Нестория.

Поначалу колебания Феодорита вызвали возмущение епископов, но его признали православным как только он в конце концов сказал: "Анафема Несторию!" Феодорит был на самом деле человеком ученым и умеренным, устроителем примирения между Кириллом и Иоанном Антиохийским в 433г.

Он явно надеялся, что единство может быть восстановлено без анафематствования прежних друзей. Но реабилитация его и Ивы, означавшая принятие в общение собором двух бывших выдающихся и явных критиков Кирилла, будет использована "фундаменталистскими" последователями Кирилла (которые станут известны как монофизиты) в их очернении всего Халкидонского собора.

Список литературы

1. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви» Том 4

2. Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с.

3. Иоанн (Митропольский). История Вселенских соборов. СПб., 1906.

4. Карташёв А. В. Вселенские Соборы Париж, 1963

5. Лебедев А. Вселенские соборы IV и V вв. 2-е изд. Сергиев Посад, 1896.

6. Лебедев А. Монофизитство и IV вселенский собор // Душеполезное Чтение, 1875. № 1, 3—5.

7. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.

8. Смирнов Ε. История христианской церкви. 7-е изд. СПб., 1901.

9. Терновский Φ. Греко-восточная церковь в период вселенских соборов. Киев, 1883.

10. Халкидонский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Вхождение России во Всемирную торговую организацию плюсы и минусы
  2. Защита гражданских прав
  3. Рекламная деятельность ООО «Комстэк»
  4. вклад в теорию управления Тейлора
  5. Государственная регистрация юр.лиц и ип., отчет по практике-1.doc
  6. Отчет по преддипломной практике на ООО "Вязники Энергия"
  7. ПЛАН ГОЭЛРО И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
  8. Секрет популярности массового издания
  9. Правовые системы мира
  10. Правовое положение представительств государств при международных организациях
  11. Рецепция римского права в средневековой Европе
  12. Организация государственного управления в сфере образования
  13. Татаро-монгольское иго
  14. Виды залога в римском праве
  15. Военнопленные тройственного союза на территории Российской империи
  16. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
  17. Конституционно-правовые основы налоговых отношений в Российской Федерации
  18. Понятие разбоя и вымогательства в уголовном праве. Содержание уголовной ответственности
  19. Понятие и виды перевода на другую работу
  20. Царицын в дни революции и гражданской войне
  21. Товароведная оценка качества чая байхового, реализуемого в розничной торговой сети г.Томска
  22. Игровая концепция Хейзинга
  23. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на уроке музыки
  24. Формирование государственной политики и ее реализация
  25. Организация морских перевозок грузов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: