Четвертый Вселенский Собор (451 г.) в Халкидоне является величайшим церковно-историческим событием. В ряду прочих вселенских соборов Халкидонский Собор занимает выдающееся место. Им завершаются многолетние христологические споры, в его определении получает окончательное раскрытие догмат о соединении двух естеств в Богочеловеке Христе Спасителе.
Собор, тщательно исследовав по этому вопросу Св. Писание и писания св. Отцов, нашел, что православное учение св. Кирилла Александрийского, Иоанна Антиохийского и послание папы Льва I к архиепископу Флавиану представляют собою точное и строго православное изложение христианского вероучения об образе соединения двух естеств в Личности Богочеловека. Изложение веры этих православных Отцов Церкви было принято Собором за образец православного учения о Богочеловеке, что и отразилось в богодухновенном знаменитом соборном определении: «Итак, последуя св. Отцам, все согласно научаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно человека, Того же из разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марин; Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа единородного в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лице и одну ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас и как предал нам символ Отцев». Таким вероопределением в корне осуждались и подрывались несторианская и монофизитская ереси. Оно было настолько глубоко и исчерпывающе, что никакие попытки еретиков в дальнейшем не могли иметь никакого успеха.
Последующие соборы в своих определениях, как догматических, так и канонических, опирались, как на твердое основание, на это богодухновенное постановление Халкидонского Собора.
Одним из замечательных влияний, оказанных Собором на церковную жизнь того времени, является необыкновенное оживление богословской литературы по догматическим, нравственным и аскетическим вопросам, в силу чего этот период по справедливости заслужил название «золотого века» христианской письменности. В указанном церковно-литературном движении приняли участие виднейшие христианские ученые того времени. Этот период был временем необычайного животрепещущего подъема христианской мысли вокруг церковных догматов. Здесь перекрещивались и пришли к примирению различные точки зрения господствовавших тогда двух известных богословских направлений - Александрийского и Антиохийского.
Ко времени Халкидонского Собора Св. Церковь обладала глубокими и многочисленными трудами по догматическим, нравственным, экзегетическим вопросам, при свете которых и при содействии Св. Духа Отцы IV Вселенского Собора изобличили и осудили монофизитскую ересь и вынесли богодухновенное определение о Личности Богочеловека Христа Спасителя. Несомненно, Собор способствовал развитию церковной богословской литературы, а тем самым как бы санкционировал и благословил из глубины веков научное изучение христианского благовестил и в последующие времена. Наконец, утверждением для всей Св. Церкви единого Никео-Цареградского Символа веры Собор призвал верующих к более тесному церковному общению. В этом великое историческое значение Халкидонского собора.
Второе крупное историческое значение IV Вселенского Собора заключается в авторитетном и действенном утверждении им чисто канонических соборных основ в церковном управлении и в борьбе за них. В этой области Собору суждено было встретиться, с одной стороны, с дипломатическим применением теории антицерковного понимания этих основ, и с другой, - открыто бороться с грубым индивидуальным нарушением их.
Эти попытки шли с двух сторон: во-первых, со стороны Александрийского Патриарха монофизита Диоскора, человека грубого, настойчивого и выделяющегося по своим качествам из всего предшествующего ему ряда Александрийских владык; во-вторых, со стороны православного папы римского Льва I, который определенно поддерживал теорию о приматстве римского епископа во Вселенской Церкви.
Таким образом, Халкидонскому Собору надлежало не только напрягать силы в борьбе с ересью, но и с таким же усилием и обстоятельностью вести борьбу против посягательства отдельных личностей на прерогативы высшего церковного управления, давая тем самым открытое торжество истинному пониманию соборных начал в христианстве, установленных Господом Иисусом Христом и воплощенных св. Апостолами на Иерусалимском Соборе. Халкидонский Собор в этом отношении дал христианское решение вопроса, которому подчинилась вся Вселенская Церковь и которое является до сего дня для всего христианского мира нормою поведения.