Несмотря на чрезвычайное разнообразие и богатство экосистемы России, особое место в ней занимает озеро Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне.
В 1996 г. на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия.
Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее десятилетие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер.
Проанализировав государственные доклады о состоянии озера Байкал и мерах по его охране, мы наблюдаем, что основные причины совершения административных экологических правонарушений не изменились, а количество совершенных правонарушений увеличилось .
В результате усиления негативных тенденций в сфере правовой охраны Байкала ставят в разряд актуальных проблематику эффективности действия институтов юридической ответственности.
Административно-правовая ответственность как средство обеспечения природоохранных режимов в случае с уникальной экосистемой Байкала не в полной мере выполняет свои функции, в связи с этим требуется дополнительная правовая защита уникального озера Байкал [1]
со стороны государства.
В научной литературе получает все меньше подтверждений оценка административных правонарушений в сфере экологии как менее опасных в сравнении с экологическими преступлениями.С официальной точки зрения к основным причинам совершения как административных экологических правонарушений, так и экологических преступлений на Байкальской природной территории относятся:
- сложное социально-экономическое положение населения;
- низкая экологическая просвещенность и информированность людей;
- крупномасштабная реализация экономических интересов китайского бизнеса в импорте дешевой древесины;
- близость лесного фонда к дорогам и населенным пунктам, в которых располагаются места приемки и отгрузки древесины, что упрощает реализацию незаконно заготовленной древесины;
- отсутствие первичных документов (лесорубочный билет, данные об освидетельствовании заготовленной древесины) в перечне документов, принимаемых таможенной службой для вывозки древесины за пределы Российской Федерации;
низкие административные штрафы за совершаемые правонарушения .