Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Восприятие формы и пространства





Содержание

Введение 3

1.Восприятие 6

2. Восприятие формы 15

3.Восприятие времени и пространства 20

Заключение 31

Список использованной литературы 32

Введение

Восприятие, перцепция (от лат. "http://ru.wikipedia.org/wiki/Латинский_язык" perceptio) — познавательный процесс "http://ru.wikipedia.org/wiki/Познавательный_процесс" , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс "http://ru.wikipedia.org/wiki/Психический_процесс" , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств "http://ru.wikipedia.org/wiki/Органы_чувств" . Восприятие — одна из биологических психических "http://ru.wikipedia.org/wiki/Психика" функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений "http://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущение" , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Под восприятием понимается отражение в сознании человека каких-либо предметов или явлений вследствие непосредственного воздействия на органы чувств человека.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.

Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:

– зрительного анализатора;

– тактильного анализатора;

– кинестетического анализатора.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур. Под контуром следует понимать разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осуществляется восприятие формы при помощи осязания.

Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаз к четкому видению равноудаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенции.

Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.

Конвергенция – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.

Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодаций и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого предмета.

Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях (аккомодация – 5–6 м, конвергенция – до 450 м). Человек способен различать удаленность воспринимаемых предметов на расстоянии до 2500 м.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. На сетчатке обоих глаз имеются точки, которые при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикальной и горизонтальной осей совпали бы. Эти точки называются корреспондирующими. Возбуждение корреспондирующих точек дает нам ощущение одного объекта в поле зрения.

Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспаратные, точки, то имеет место один из двух эффектов: возникновение двойного изображения или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта.

При восприятии удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и обучается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Таким образом, восприятие осуществляется с помощью различных видов воздействия на органы чувств, а именно восприятие происходит через восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов.

Цель исследования: изучение восприятия формы, времени и пространства человеком.

Задачи исследования: рассмотреть процесс восприятия процесс восприятия формы. Времени и пространства.

Заключение

Таким образом, восприятие пространства – в этом процессе различают восприятие:

 величины предметов;

 формы;

 объемности;

 удаленности.

При удаленности большое значение имеет (в восприятии) взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями человек может правильно определять положение предмета в пространстве.

Форма – одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие времени – это отражение Деятельности и последовательности явлений и событий. Оно во многом зависит от содержания Деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, бежит быстро и наоборот. При воспоминании прошлых событий наоборот: время наполненное событиями – длинное, а не наполненное – короткое. Восприятие времени также зависит от установок Личности: в ожидании плохих событий летит быстро, в ожидании хороших – медленно. Крылатая фраза: «В старости дни тянутся бесконечно, а годы летят».

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в среде.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1976. Т 1.

2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность

3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания/ - М., 1960.

4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений/ - Л., 1961.

5. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010.

6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие/ - М.: Изд. МГУ, 1973.

7. восприятия/ - М., 1968.

8. Вудроу Г. Восприятие времени/ Под ред. Стивенса С.С. Экспериментальная психология: в 2-х тт. – М., 1963.

9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Лекции по общей психологии. - М., 1996.

11. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/ - Киев: Изд. «Наукова думка», 1984.

12. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека/ - М.: Изд. «Медицина», 1990.

13. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

14. Кондаков. И. М. Психология. Иллюстрированный словарь./ – СПб.: «ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК», 2011.

15. Кондильяк Э. Соч.: В Зт. М., 1982. Т2.

16. Коршунова Л.С, Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989.

17. Ланге Н.Н. Психический мир/ Под редакцией М.Г. Ярошевского. – М.:

18. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., МГУ, 1981.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ - М., 1972.

21. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства/ - М.: Изд. МГУ, 1985.

22. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991.

23. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии/ – СПб.: Питер, 2010.

24. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ – СПб.: Питер, 2010.

25. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. — СПб.: Питер, 2008.

26. Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. — М.: Прогресс, 1975. — 464 с.

27. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – изд. 2-е, исправленное и доп. – М.: «ЧеРо», 2010.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ - СПб.: Питер, 2010.

29. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии./ – Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2010.

30. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд./ – СПб.: Питер, 2012.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Основания оспоримости и основания ничтожности сделки
  2. Найм жилого помещения
  3. Кинология
  4. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
  5. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  6. Путешествие Геродота
  7. Зар плат
  8. Цена и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне
  9. Философская культура мышления современного специалиста
  10. Риски ООО «ФУД ФЬЮЖН»
  11. Понятие и виды политического(государственного) режима
  12. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие политические
  13. Профориентационная работа по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников (воспитанников детского дома)
  14. МЕРКАНТИЛИЗМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (Т.МАН, А.МОНКРЕТЬЕН)
  15. Функции финансов организаций (корпораций)
  16. Хоровая самодеятельность России прошлое и настоящее
  17. Технологическая схема и оборудование Стан 5000
  18. Арабское завоевание Европы. Основные этапы и значение
  19. Туризм и реклама
  20. Генезис происхождения государства и права
  21. Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата
  22. Судебное представительство, его виды
  23. Эссе по худ.фильму Нюрнбергский процесс
  24. История религий (иудаизм) тема на выбор автора
  25. Виды дивидендной политики корпорации на примере ОАО «Казанский МЭЗ».
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: