Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Научно-практическая значимость классификации норм права





Содержание

Введение 3

1.Правовые основы норм права 7

1.1 Понятие реализации норм права 7

1.2 Система правовых актов Российской Федерации 8

2.Основы научно-практической значимости классификации норм права 11

2.1 Классификация правовых актов 11

2.2 Система правовых актов 18

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Введение

Актуальность исследования. Разработка системы классификации правовых актов Российской Федерации продолжалась более двух лет и в марте 2000 года получила логическое завершение. Вступил в силу Указ Президента Российской Федерации "О классификаторе правовых актов" от 15 марта 2000 N 511, который одобряет предложенный классификатор правовых актов и рекомендует органам государственной власти использовать его при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией.

Напомним основные этапы разработки системы классификации правовых актов Российской Федерации.

В 1997 г. была исследована правовая основа юридической классификации, изучена методология прошлых классификаторов. Разработчики провели анализ более 50 систем классификации и опрос более 150 специалистов, реально работающих с системами классификации правовых актов. Среди исследованных систем классификации - классификаторы Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Верховного Совета Российской Федерации, схемы Собраний законодательства и Сводов законов, классификаторы ряда справочных правовых систем, Общеправовой классификатор отраслей законодательства и ряд зарубежных систем классификации (Германия, Швейцария, Франция, Европейский Союз). Кроме того, разработчики рассмотрели системы классификации правовых актов субъектов Российской Федерации. По результатам исследований сделан вывод о необходимости разработки новой системы классификации.

Тогда же были разработаны общие подходы к концепции системы классификации правовых актов Российской Федерации. Описаны назначение и функции классификатора, сформулированы основные требования к системе классификации, предложены подходы к стандартам в области классификации правовых актов, определены информационный массив, подлежащий классификации, и основные группы пользователей, приведены основания классификации правовой информации, сформулированы требования к структуре предметного классификатора правовых актов, предложены его верхние уровни.

Во время дальнейшей работы по разработке системы классификации последовательно подготовлено несколько вариантов классификатора. Каждый последующей вариант являлся развитием предыдущего. На всех этапах проводилось широкое общественное обсуждение предметного классификатора путем его публикации, проведения представительных семинаров, сбора, анализа и публикации отзывов. Все материалы были размещены в сети Интернет на специализированном правовом сервере www.consultant.ru.

Каждый этап работ утверждался Российским фондом правовых реформ.

Такая методика работы использовалась с целью учета как можно большего количества мнений, замечаний и предложений, с целью создания классификатора, который был бы "продуктом общественного согласия". По нашему мнению, только такой подход к разработке может привести к тому, что она станет стандартом "де факто" в области классификации правовых актов.

В результате широкого общественного обсуждения было получено около 3000 конкретных замечаний и предложений от ведущих ученых, руководителей юридических служб органов государственной власти, экспертов Российского фонда правовых реформ. Все они были внимательно рассмотрены и многие учтены. Авторы отзывов подчеркивали достоинства взятой за основу предметной классификации, отражающей как горизонтальную, так и вертикальную структуру законодательства и позволяющей достаточно естественно его структурировать. Классификатор правовых актов предполагает гибкость использования, возможность "наращивать" его для систематизации нормативных актов, специфичных для отдельных организаций. Результаты работы получили положительную оценку.

По общему мнению экспертов, АО "Консультант Плюс" удалось собрать сильную команду специалистов в области законодательства. Система классификации разрабатывалась специалистами АО "Консультант Плюс", имеющими большой практический опыт классификации правовых актов, а также ведущими учеными и специалистами. В результате такой работы создан постоянно действующий Научный Совет АО "Консультант Плюс" под председательством первого заместителя Председателя Совета исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, профессора, д.ю.н. А.Л. Маковского. Экспертами Научного Совета являются: д.ю.н., профессор Е.А. Суханов, д.ю.н., профессор А.М. Куренной, д.ю.н., профессор А.М. Яковлев, д.ю.н., профессор В.М. Шерстюк, д.ю.н., профессор А.К. Голиченков, д.ю.н., профессор С.А. Авакьян, к.ю.н. В.Д. Бордунов, к.ю.н., доцент З.А. Кондратьева, к.ю.н. М.С. Студеникина.

Главное государственно - правовое управление Президента Российской Федерации (ГГПУ) параллельно вело разработку классификатора в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства" от 16 декабря 1993 года N 2171.

Осенью 1998 года на завершающем этапе усилия двух групп разработчиков (ГГПУ и АО "КонсультантПлюс") были объединены и согласована единая принципиальная структура классификатора правовых актов. При его подготовке были учтены мнения экспертов о предметном классификаторе правовых актов, разработанном АО "КонсультантПлюс", и мнения специалистов органов государственной власти об Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, разработанном ГГПУ.

Летом 1999 г. окончательно сформулирована концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации, предложен классификатор правовых актов Российской Федерации. Система классификации утверждена на заседании Экспертно - консультационного совета по проблемам систематизации и кодификации законодательства и правовой информации при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Состав участников заседания свидетельствовал о большом интересе к процессу разработки системы классификации со стороны ученых, органов власти, юристов - практиков и подтвердил значимость проводимой работы.

Разработанная система классификации правовых актов учитывает современное состояние законодательства и перспективы его развития, пригодна для реализации как в компьютерных системах, так и на бумажных носителях, важна для будущей работы по созданию Свода законов Российской Федерации.

Цель исследования: изучить научно-практическую значимость классификации норм права.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие реализации норм права;

- охарактеризовать систему правовых актов Российской Федерации;

- проанализировать классификацию правовых актов;

- изучить систему правовых актов.

Заключение

Правовые акты - один из стыков правовой теории и практики. С одной стороны, налицо потребность в законодательном урегулировании вопросов издания правовых актов.

Огромный массив правовых актов и документов, предусмотренных различными отраслями законодательства, возросший документооборот в деятельности как государственных, так и коммерческих структур, практика издания актов, сложившаяся в деятельности государственных органов, увеличившиеся возможности издания актов автономного регулирования физическими и юридическими лицами и, как результат, неопределенность юридической природы, правовых последствий и степени обязательности многих актов - все это настоятельно требует упорядочения, причем упорядочения законодательного, централизованного. Официальное регулирование вопросов, связанных с правовыми актами, весьма фрагментарно.

Большое число актов неопределенной или смешанной юридической природы порождают юридические коллизии и затрудняют правореализационную практику. Многие очерченные вопросы могут быть разрешены исключительно законодательным путем. Представляется, что законодатель в этой сфере должен приоритетным образом решить две проблемы. Во-первых, уточнить правомочия отдельных субъектов на издание тех или иных правовых актов, параллельно четко сформулировав требования юридической техники в отношении документов различных видов. Во-вторых, ввести ограничения на издание уполномоченными субъектами актов, не предусмотренных законодательством, т.е. актов и документов неопределенной правовой природы, в отношении которых затруднительно определить их юридические последствия и степень обязательности.

С другой стороны, законодательное регулирование невозможно без проработанной и четко сформулированной теоретической концепции, которая может быть положена в основу правотворческой деятельности. Анализ юридической литературы по исследуемой тематике позволяет с сожалением констатировать, что и в рамках юридической науки нет комплексной теории правовых актов, их системы, которая могла бы стать основой официальной систематизации всего массива правовых актов.

Две стороны проблемы, очерченные нами, тесно взаимосвязаны. Создавать жизнеспособную теоретическую концепцию в отрыве от практики и имеющегося законодательного регулирования невозможно. И здесь неясности правовой регламентации часто не позволяют выйти на более высокий уровень комплексной разработки проблемы, принуждая оставаться в рамках трактовки законодательства. Теория, не согласующаяся с действующим законодательством, мягко говоря, малополезна. Отсутствие "правильной", структурированной и четко сформулированной теории правовых актов тормозит законодательное регулирование этой сферы.

Список литературы

1. Гайворонская Я.В. Проблемы теории правовых актов // Правоведение. 2008. N 4. С. 218 - 230.

2. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. М., 1995. С. 29.

3. Малько А.В. Трансформация правовых и политических систем // Право и политика. 2002. N 6. С. 17.

4. Малько А., Исаков Н. Правовые акты и юридическая жизнь // Право и жизнь. 2002. N 46(3).

5. Малько А.В. Трансформация правовых и политических систем. С. 18.

6. Цыганков Э.М., Тохтамуратов Б.Е., Силкина А.В., Ашомко Т.А. Правовые акты в сфере налогообложения. М., 1999 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения - 3 марта 2006 г.).

7. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 199.

8. Исаков Н.В., Малько А.В., Шопина О.В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования // Правоведение. 2002. N 3. С. 19 - 20.

9. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2000. С. 11.

10. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991. С. 32 - 34.

11. Малько А.В. Трансформация правовых и политических систем. С. 18.

12. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999. С. 11 - 12.

13. Понятие и структура правовой информации (материалы подготовлены специалистами АО "КонсультантПлюс") // СПС "КонсультантПлюс".


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Критерии построения иерархии потребностей. (Теория А. Маслоу)
  2. Права и обязанности участников образовательных отношений
  3. Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях
  4. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  5. Авиастроение
  6. Изучение маркетинговой деятельности предприятия ПАО «Вымпелком»
  7. Медицинские информационные системы
  8. Перспективы и проблемы развития государственной молодежной политики в РФ
  9. Юриспруденция контрольная работа
  10. Регионализм в южном федеральном округе России
  11. Методика расследования мошенничества
  12. Общая характеристика ОАО "Сбербанк России".
  13. Информационно-коммуникационные технологии
  14. Государственные корпорации создание, управление и использование имущества
  15. Формы и методы контроля результатов обучения в предмете информатика
  16. Институционализм
  17. Международное частное право контрольная работа
  18. Восприятие формы и пространства
  19. Международное сотрудничество в области метрологии
  20. Особенности Российского федерализма
  21. Самооценка: понятие, сущность, развитие
  22. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ
  23. Установочный диссонанс
  24. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми
  25. Этика и культура муниципального служащего
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: