Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Межполушарная асимметрия и психические функции





Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы понятия межполушарной ассиметрии 5

2. Межполушарная асимметрия и основные психические функции человека 14

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Цель исследования: рассмотреть межполушарную асимметрию и психические функции.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы понятия межполушарной ассиметрии;

- охарактеризовать межполушарную асимметрию и основные психические функции человека.

Заключение

Таким образом, современные представления о межполушарной асимметрии позволяют по-новому интерпретировать и расстройства памяти в пожилом возрасте. Те нарушения памяти, которые обусловлены обычным процессом склерозирования мозговых сосудов проявляются, прежде всего, нарушением кратковременной памяти. Долговременная память и особенно эпизодическая память на значимые события прошлого, чаще сохранена. Иногда она становится даже более яркой, чем раньше, и всплывают давно забытые сцены - возможно в связи с ослаблением интерференции с новой ин­формацией. При этом временная последовательность событий может быть смещена - происшедшее много лет назад воспринимается как случившееся недавно. Это нарушение памяти может быть объяснено дефектностью левополушарных мозговых механизмов, чувствительных к любой органической патологии мозга, в сочетании с возрастным снижением функции правого полушария. Возможность включить новую информацию в многозначный контекст с возрастом снижается. В результате новая информация может быть усвоена только с помощью левополушарных механизмов, но именно они особенно чувствительны даже к небольшим нарушениям циркуляции крови. С этим же связано нарушение памяти на временную последовательность событий - стрела времени это тоже функция левого полушария.

Возникает вопрос, почему при возрастном снижении функции правого полушария сохраняется эпизодическая память на давние прошлые события. Вероятно, надо различать способность к созданию многозначного контекста для включения новой информации - эта функция ослабляется с возрастом - и возможность сохранять ранее усвоенную информацию в уже сформировавшихся разветвленных нейронных сетях правого полушария. Довольно высокая устойчивость профессиональной памяти может быть объяснена ее значимостью для самооценки и Образа Я.

При повреждении левого полушария нередко страдает функция извлечения следа из памяти и это особенно ярко проявляется в феномене интерференции, когда временной интервал между процессом запечатления и извлечения информации заполнен какой-либо интеллектуальной деятельностью. По существу в этих условиях процесс извлечения заданной ин­формации аналогичен выделению сигнала из шума, где условным «шумом» является интерферирующая информация. Выделение же сигнала из шума требует способности к логическому упорядочиванию информации, умения удержать однозначную цель.

Таким образом, представленный выше анализ данных исследований свидетельствует о том, что передние отделы мозга ответственны за восприятие и организацию полярных и взаимодополняющих способов организации контекстуальных связей между элементами информации. Левые лобные структуры обеспечивают рефлексию, анализ причинно-следственных связей и целенаправленную деятельность; правые лобные структуры обеспечивают гармоничную интеграцию человека в мире и творчество. Функциональная недостаточность правополушарных механизмов лежит в основе дезадаптации и многих психических и психосоматических заболеваний. В следующем разделе этой главы будет показано, как эти особенности функционирования полушарий определяют характер психофизиологических отношений в различных популяциях.

Список литературы

1. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 1985.

2. Вейн А. — «Мозг и творчество» «Наука и жизнь», № 3, 1983.

3. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.

4. Геодакян В. А. Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. М., 2003.

5. Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. М., 1993. С. 543—561.

6. Геодакян В. А., Геодакян К. В. Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. 1997. С. 1-5.

7. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо … М.: «Молодая гвардия», 1984.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Выбрать любую из этих тем Спонсорство в сфере культуры
  2. Финансовая деятельность организации
  3. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ
  4. Рассмотреть последовательность деятельности таможенных органов при совершении таможенных операций
  5. Ремонт и регулировка рулевого управления Волга ГАЗ-31029
  6. Комплексная диагностика компании определение сильных и слабых сторон на примере компании Novicam
  7. Операционная система для NAS
  8. Исполнение приговора, как стадия уголовного судопроизводства
  9. Кадровая политика ЗАО "Русский Хром 1915"
  10. Государственная и муниципальная собственность
  11. Петр 1 - реформатор
  12. Внебюджетные фонды
  13. Как сми влияет на формирование сознания зрителя
  14. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности Новосибирской области
  15. Понятие и признаки преступления
  16. Практика Детская психология
  17. Система работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте
  18. История религий (иудаизм) тема на выбор автора
  19. Механизмы и эффекты межличностного познания
  20. разработка цепи поставок продукции охлажденной рыбы от новых поставщиков до конечного потребителя компании ООО «Балтлог»
  21. Хабаровский край
  22. Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних
  23. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии
  24. институт брака в МЧП
  25. Особенности управления персоналом в начальной школе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: