Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Межполушарная асимметрия и психические функции





Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы понятия межполушарной ассиметрии 5

2. Межполушарная асимметрия и основные психические функции человека 14

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Цель исследования: рассмотреть межполушарную асимметрию и психические функции.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы понятия межполушарной ассиметрии;

- охарактеризовать межполушарную асимметрию и основные психические функции человека.

Заключение

Таким образом, современные представления о межполушарной асимметрии позволяют по-новому интерпретировать и расстройства памяти в пожилом возрасте. Те нарушения памяти, которые обусловлены обычным процессом склерозирования мозговых сосудов проявляются, прежде всего, нарушением кратковременной памяти. Долговременная память и особенно эпизодическая память на значимые события прошлого, чаще сохранена. Иногда она становится даже более яркой, чем раньше, и всплывают давно забытые сцены - возможно в связи с ослаблением интерференции с новой ин­формацией. При этом временная последовательность событий может быть смещена - происшедшее много лет назад воспринимается как случившееся недавно. Это нарушение памяти может быть объяснено дефектностью левополушарных мозговых механизмов, чувствительных к любой органической патологии мозга, в сочетании с возрастным снижением функции правого полушария. Возможность включить новую информацию в многозначный контекст с возрастом снижается. В результате новая информация может быть усвоена только с помощью левополушарных механизмов, но именно они особенно чувствительны даже к небольшим нарушениям циркуляции крови. С этим же связано нарушение памяти на временную последовательность событий - стрела времени это тоже функция левого полушария.

Возникает вопрос, почему при возрастном снижении функции правого полушария сохраняется эпизодическая память на давние прошлые события. Вероятно, надо различать способность к созданию многозначного контекста для включения новой информации - эта функция ослабляется с возрастом - и возможность сохранять ранее усвоенную информацию в уже сформировавшихся разветвленных нейронных сетях правого полушария. Довольно высокая устойчивость профессиональной памяти может быть объяснена ее значимостью для самооценки и Образа Я.

При повреждении левого полушария нередко страдает функция извлечения следа из памяти и это особенно ярко проявляется в феномене интерференции, когда временной интервал между процессом запечатления и извлечения информации заполнен какой-либо интеллектуальной деятельностью. По существу в этих условиях процесс извлечения заданной ин­формации аналогичен выделению сигнала из шума, где условным «шумом» является интерферирующая информация. Выделение же сигнала из шума требует способности к логическому упорядочиванию информации, умения удержать однозначную цель.

Таким образом, представленный выше анализ данных исследований свидетельствует о том, что передние отделы мозга ответственны за восприятие и организацию полярных и взаимодополняющих способов организации контекстуальных связей между элементами информации. Левые лобные структуры обеспечивают рефлексию, анализ причинно-следственных связей и целенаправленную деятельность; правые лобные структуры обеспечивают гармоничную интеграцию человека в мире и творчество. Функциональная недостаточность правополушарных механизмов лежит в основе дезадаптации и многих психических и психосоматических заболеваний. В следующем разделе этой главы будет показано, как эти особенности функционирования полушарий определяют характер психофизиологических отношений в различных популяциях.

Список литературы

1. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 1985.

2. Вейн А. — «Мозг и творчество» «Наука и жизнь», № 3, 1983.

3. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.

4. Геодакян В. А. Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. М., 2003.

5. Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. М., 1993. С. 543—561.

6. Геодакян В. А., Геодакян К. В. Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. 1997. С. 1-5.

7. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо … М.: «Молодая гвардия», 1984.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Теория государства и права контрольная
  2. Факторы социальной дезадаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
  3. Контрольная работа Религиозная философия
  4. Взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием
  5. Выдающиеся дипломаты США
  6. Положительные и отрицательные факторы в воспитании основ здорового образа ребенка
  7. Интернет: история развития и его возможности
  8. Институты брака и семьи в Мусульманском праве
  9. Юридические и фактические ошибки в уголовном праве
  10. Права и обязанности участников образовательных отношений
  11. Использование технологии индукционного нагрева колес при ремонте Электровоза ВЛ10
  12. Великая Смута начала XVII в. – комплекс социальных и политических противоречий
  13. Билет №15
  14. Специфика создания культурно-досуговых программ
  15. Русская революция в социально-политическом творчестве Н.А. Бердяева
  16. учебно-ознакомительная практика воинск часть
  17. Атомистическая теория Демокрита
  18. Павленко Петр 1
  19. Конституционно правовая основа борьбы с международным терроризмом в РФ
  20. Международно-правовые избирательные стандарты и правила в избирательном процессе
  21. Расчетно-графическая работа
  22. Правовые основы жилищного обеспечения граждан
  23. Муниципальное право
  24. Катализаторы в нефтепереработке
  25. Подключение сетевого принтера
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: