Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Конституция СССР 1977г (разработка, содержание, значение)





Содержание

Введение 3

1.Правовые основы Конституции СССР 1977 года 5

1.1Общая характеристика Конституции СССР 1977 года 5

1.2 Разработка Конституции СССР 1977 года 5

2.Основное содержание Конституции 1977 года 9

2.1 Основные характеристики Конституции 1977 года 9

2.2 Влияние основ Конституции 1977 года на деятельность и полномочия Совета Народных Депутатов 11

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

Актуальность исследования. Значение Конституции для жизни общества определяется не только тем, что она - Основной Закон государства, который "лежит глубже, чем всякий другой обыкновенный закон", который "должен быть основанием всех других законов... постоянно в них чувствуется, проявляется". Ее жизненная сила сокрыта в действительном соотношении сил, существующих в стране. Конституция "тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил".

Именно так определял сущность конституции, ее значение Ф. Лассаль в своем докладе "О сущности конституции", с которым он выступил в Берлине 1862 г. Его взгляды на конституцию были восприняты В.И. Лениным, который в своем определении сущности конституции сделал акцент на классовую борьбу общественных сил, и в такой интерпретации они были положены в основу марксистско-ленинского учения о конституции. Советские конституции, следуя этому учению, должны были отражать различные этапы развития Советского государства, регистрируя и закрепляя новое соотношение классовых сил на каждом этапе, представляя собой итог пройденного пути. Конституция является "регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле" (И. Сталин). Этим она отличается от программы, где говорится о том, чего еще нет и что должно быть добыто и завоевано в будущем. Вместе с тем принятие последних советских конституций (Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.) привело к признанию наличия некоторых программных положений в указанных выше конституциях. Как отметил Л.И. Брежнев, выступая на сессии Верховного Совета СССР 4 октября 1977 г., проект Конституции, "закрепляя достигнутое... открывает перспективу дальнейшего развертывания коммунистического строительства".

Современный взгляд на значение Конституции в жизни общества, ее роль в нормировании основ общеправового режима в государстве не ограничивается признанием за ней только стабилизирующих и рационализирующих функций, касающихся организации и функционирования публичной власти, обеспечения государственного единства, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина. В ее основе должны лежать незыблемые принципы и ценности, неотъемлемые от социально-экономической и духовно-культурной жизни народа, не позволяющие терять своей национально-культурной, духовной идентичности.

При этом Конституция, как и закрепляемый ею государственный и общественный строй, должны не только соответствовать состоянию народа, не отрываться от его жизни, от духовно-культурных и национальных основ его общественного бытия, но и отвечать потребностям развития, способствовать достижению конституционных целей, выступая в качестве своеобразного проекта, структурного плана государственно-правового развития народа в рамках правового демократического социального и федеративного государства.

Цель исследования: изучить процесс разработки, содержание м значение Конституции СССР 1977 года.

Задачи исследования:

- дать общую характеристику Конституции СССР 1977 года;

- показать процесс разработки Конституции СССР 1977 года;

- проанализировать основные характеристики Конституции 1977 года;

- охарактеризовать влияние основ Конституции 1977 года на деятельность и полномочия Совета Народных Депутатов.

Заключение

Новацией Конституции 1977 г. стало четкое определение правовых основ депутатской деятельности, прописанных в отдельной главе 14 «Народный депутат». Это, безусловно, способствовало повышению статуса депутатов Советов и стало основой для пос­ледующих законодательных актов о полномочиях народных депутатов. В статье 103 оп­ределялось, что «депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государ­ственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют прове­дение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения изби­рательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей».

Полномочия депутата включали в себя не только работу на сессиях и в постоянных комиссиях по разработке и принятию соответствующих решений, но и право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны были дать ответ на запрос на сессии Совета. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций законодательством были обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его пред­ложения в установленные сроки [4. Ст.105]. Депутату обеспечивались условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. В числе та­ких условий была депутатская неприкосновенность, а также другие гарантии депутатской деятельности, устанавливаемые Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

В соответствии с Законом РСФСР « О краевом, областном Совете народных депу­татов в РСФСР» депутат обязан был присутствовать на каждой сессии Совета народ­ных депутатов и активно участвовать в ее работе. Депутат пользовался решающим го­лосом по всем вопросам, рассматриваемым Советом на сессии, имел право избирать и быть избранным в органы Совета. Депутат был вправе предлагать вопросы для рассмотрения Советом, вносить предложения по повестке дня сессии, порядку рассмотре­ния и существу обсуждаемых вопросов, по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом, обращаться с запросами, участвовать в прениях, задавать вопросы, вносить проекты решений и поправки к ним, выступать с обоснованием своих предло­жений и по мотивам голосования, давать справки. Ответственность депутата перед из­бирателями закреплялась в обязанности не реже двух раз в год отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями и перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также праве отзыва «не оправдавшего доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата» в любое время «по решению большинства избирателей в установленном законом порядке».

Со всей совокупностью законодательных актов, с принятием Конституции СССР и конституций союзных республик к началу 80-х годов XX века была создана всеобъемлющая правовая основа для функционирования системы Советов народных депутатов, отражающая представление тогдашней политической власти и общества о принципах государственного управления и его механизме.

Список литературы

1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. №14. Ст.262.

2. Конституция (Основной закон) Российской Советской социалистической республики. Принята на внеочередной седвмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. М.,1978. Ст.107.

3. Конституция (Основной закон) Союза Советских социалистических республик. Принята на внеочередной седвмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Издателвство политической литературы. 1978.

4. Крыжантовская Т.И. Представителвная и непосредственная демократия развитого социалистического общества: Дис. ... канд. филос. наук. М.,1983. С.80.

5. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 34.

6. Материалы Всесоюзного совещания народных контролеров, окт.1984 г. М.: Политиздат, 1984.

7. Сергеев В.М. Становление демократии в России и традиция соборности: источниковый анализ материалов съездов народных депутатов СССР.С.112.

8. Советы народных депутатов. Справочник. М.,1984. С.7.

9. Советы: история и современность: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 80-летию первых Советов. Иваново, май 1985 г., М.,1987. С.173.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Предъявление для опознания
  2. Характеристика конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791
  3. Развитие языка в истории: основные законы и тенденции
  4. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  5. Древняя Русь
  6. Контрольная по праву
  7. Сознание
  8. Функции речевой деятельности
  9. Толерантность как характеристика общества и продукт социальной коммуникации
  10. Договор подряда в современном гражданском праве
  11. Совершенствование технологического процесса неразрушающего контроля литых деталей тележек
  12. Книга Р.О. Халфина "Общее учение о правоотношении"
  13. Исследование и совершенствование управленческой деятельности в Государственном учреждении (на примере«ФГБУ ВНИИПО МЧС России»)
  14. Разработка рекомендаций и внедрение зарубежных методов сбора и утилизации бытового мусора
  15. Местное самоуправление: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
  16. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
  17. Создание системы обмена знаниями и оценка вовлеченности персона в использование этой системы
  18. Паранаука и лженаука
  19. Политика советского государства в отношении Русской православной церкви 1920-80 гг. 20 вв
  20. Изгои Древней Руси
  21. Изучение религий культуры Индии в школе в контексте ценностей этой культуры
  22. Понятие и основное назначение организационных отношений
  23. История России с древнейших времен до XIX века
  24. Внутренний туризм РФ и перспективы его развития
  25. Гражданское общество и государство
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: