Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ислам в России в период с 1917 до настоящего времени





Содержание

Введение 3

1.Развитие ислама в России после Октябрьской революции 1917 года 5

1.1 Ислам в 20-40-е гг. 5

1.2 Ислам во время Великой Отечественной войны 19

2.Ислам во второй половине XX – начале XXI вв 27

2.1 Ислам в 50-80-е гг 27

2.2 Ислам в Российской Федерации 32

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Введение

Актуальность исследования. Революция 1917 г. заложила основу качественных изменений в жизни мусульман России, преобразованной в 1922 г. в Советский Союз. В то же время новая власть, исходя из своих потребностей, опираясь на собственные идеологические стереотипы, придерживалась в отношении ислама и мусульман некоторых установок, сформировавшихся в эпоху империи. Ее политика изначально была отмечена печатью двойственности: с одной стороны, власть устанавливала жесткий контроль над ситуацией в мусульманских регионах, которые требовалось как можно быстрее включить в экономическую и общественно-политическую перестройку страны, с другой - мусульманам (хотя и не повсеместно) «дозволялось» придерживаться своих традиционных укладов, следовать в быту привычным нормам жизни. Такой подход утвердился в первую очередь в Туркестане и в несколько меньшей степени на Кавказе.

В мусульманской части российского общества отношение большевиков к исламу было тождественно их отношению к религии вообще. Здесь возобладал откровенный атеистический курс. Возможно, кому-то наше суждение покажется парадоксальным, но в подходе новой власти к поволжским мусульманам видится косвенное признание того, что находящиеся уже не одно столетие в пределах российского государства татары и башкиры были как бы уравнены в праве (точнее сказать - лишены права) исповедовать свою веру со славянскими народами, на религию которых, православие, гонения начались с первых послеоктябрьских дней.

В этом смысле исторически сложившееся деление мусульман Российской империи на две группы - «своих» и «пока еще не своих» - сохранилось и при большевиках. В настоящей главе нам придется, насколько это возможно, абстрагироваться от ситуации с исламом в Средней Азии и Казахстане, сосредоточившись на проблемах мусульман непосредственно в пределах Российской Федерации.

Цель исследования: изучить ислам в России: в период с 1917 до настоящего времени.

Задачи исследования:

- рассмотреть развитие ислама в 20-40-е гг. в России;

- показать развитие ислама во время Великой Отечественной войны;

- проанализировать ислам в 50-80-е гг.;

- охарактеризовать развитие ислама в Российской Федерации в современности.

Заключение

Вместе с тем во всех регионах с преобладающим мусульманским населением де-факто происходит проникновение в повседневную жизнь шариатских норм, звучат даже требования введения элементов шариатского права в конституции отдельных субъектов Федерации.

Это создает угрозу фрагментации российского правового поля, что допускать ни в коем случае нельзя. Бытовые нормы шариата, однако, не всегда противоречат российскому гражданскому законодательству.

Поэтому при безусловном сохранении единого правового поля требуется гибкость в решении конкретных частных вопросов, а также выработка современных правовых норм, регулирующих отправление культа.

Негативное влияние на положение дел оказывают разногласия между различными духовными управлениями мусульман России по ряду важных аспектов религиозной жизни приверженцев ислама.

В условиях социальной отчужденности и политической пассивности "официального ислама", его теоретической слабости, естественно, что свой шанс получает именно исламский радикализм с присущей ему мобильностью, простыми и внятными ответами на большинство вопросов. Идеологически противостояние радикальным тенденциям возможно только на основе гуманистического, неконфронтационного толкования Корана.

В этом русле уместны и необходимы широкие теоретические дискуссии - что вполне возможно, с учетом многообразия исламской мысли.

Список литературы

1. АвторхановА. Империя Кремля (советский тип колониализма). — Вильнюс, 1990. — С. 99.

2. Аль-Кодс. — 1993. — Март.

3. Базаров М. Советская религиозная политика в Средней Азии. 1918—1930 // Этнические и региональные конфликты в Евразии. — М, 1997. —Кн. 1: Центральная Азия и Кавказ. — С. 28.

4. Базаров М. Советская религиозная политика в Средней Азии. 1918—1930 // Этнические и региональные конфликты в Евразии. — М, 1997. —Кн. 1: Центральная Азия и Кавказ. — С. 28.

5. Бенингсен А. Мусульмане в СССР. Цит. по: Панорама-форум [Казань]. — 1996. — № 1. — С. 124.

6. Вагабов М. В. Ислам и семья. — М.: Наука, 1980. — С. 117.

7. Вопр. истории. — 1949. — № 8. — С. 21.

8. Время и деньги [Казань]. — 1996. — № 110. — 3 окт. 67.

9. Ислам и общество. — М., 1978.

10. Ислам нужно возрождать, а не осмысливать: Интервью с председателем Центрального духовного управления мусульман Талгатом Таджутдином // Независимая газ. — 1996. — 17 авг.

11. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции (сокращенный текст доклада, прочитанно¬го автором в Москве на Объединенном заседании антирелигиозной секции Коммунистической академии и Центрального совета Союза воинствующих без¬божников 3 деабря 1931 г.). — М., 1932. — С. 29—30.

12. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. — М., 1932. — С. 37.

13. Киров С. М. Избранные статьи и речи (1912—1934). — М.: Госполитиздат, 1957. — С. 128.

14. Кудрявцев А. В. Ислам на Северном Кавказе // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. — М., 1994. — С. 155.

15. Маджидов Д. Д., Каримов М. М. Политика, национальная культура, религия в советском тоталитарном государстве // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. — Грозный, 1992. — С. 113.

16. Макатов И. А. Религиозное влияние в семейно-родственных отношениях и его преодоление // Вопр. науч. атеизма. — 1983. — № 31. — С. 248.

17. Митрохин Л. Баллада об «Атеистическом топоре» // Религия и права человека. — М.: Наука, 1996. — С. 72.

18. Муртазин М. Духовное мусульманское образование в современнойРоссии//Ислам: вопросы исто¬рии, культуры, философии. — Н. Новгород,1995. —С.23.

19. О религии: Хрестоматия. — М.: Госполитиздат, 1963. — С. 517.

20. Одинцов М. И. Государственно-церков¬ные отношения в истории советского общества // Религия, общество и госу¬дарство в XX веке. — М., 1991. — С. 53—57.

21. Первый год пролетарской революции в Татарии: Сб. документов и материалов / Под ред. М. Вольфовича и С. Гафурова. — Казань, 1933. — С. 278.

22. Поливанов Е. О принципах построения турецкой грамматики: Тезисы доклада на заседании Педагогической комиссии ученого совета // Наука и просвещение. — 1922. — № 1. — С. 13.

23. Правда. — 1943. — 4 марта.

24. Правда. — 1972. — 15 сент.

25. Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917—1941 / Библейско-Богослов. ин-т святого Апостола Андрея. — М., 1996. — С. 6

26. Сагадеев А. В. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободи¬тельного движения: Научно-аналитический обзор. — М., 1990. — С. 11.

27. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1975. — С. 151

28. Ситуация в Средней Азии обстоятельно изложена в работах Вишневского, Г. Керимова, Т. Саидбаева и других ученых, а также у американского исследова¬теля А. Беннингсена, Ш. Лемерсье-Келькеже, Дж. Кричлоу и др.

29. Султанбеков Б., Одинцов М. Несколько эпизодов из жизни муфтия // Наука и религия. — 1990. — № 1. — С.

30. Томская неделя. — 1996. — 10 окт.

31. Уралов А. (Авторханов А.). Убийство чечено-ингушского народа // Народо- убийство в СССР. — М., 1991. — С. 24.

32. Шайдуллина Л. И. В. И. Ленин об исламе // Ислам и его роль в совре¬менной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. — Ташкент, 1980. — С. 134—140.

33. Юнусова. А. Б. Ислам в Башкирии. 1917—1994. — Уфа, 1994. — С. 17.

34. Ярославский Ем. О религии. — М., 1957. — С. 198.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Типология политического лидерства в современной России
  2. Повышение уровня качества обслуживания медицинской техники, а так же минимизация затрат на проведение комплексного технического обслуживания
  3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Формирование творческих способностей учащихся начальной школы средствами русского музыкального искусства
  5. Труд и семья в сознании населения современной России
  6. Правовой статус муниципальных образований
  7. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  8. Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека
  9. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе
  10. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при смягчающих обстоятельствах (при превышении пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания преступника или в состоянии аффекта)
  11. Теория денег у классиков политической экономии ( Тюрго, Смит, Рикардо, Мальтус ,Сэй, Милль)
  12. внеурочной деятельности по информатике
  13. Разработка технологического процесса фигурного раскроя металла с помощью программного комплекса «Техтран»
  14. Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте
  15. Купля-продажа недвижимости
  16. Кем и когда основано село ( имение) Пуково
  17. Формирование коммуникативной компетенции ОНР
  18. Уголовное право
  19. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
  20. Павленко Петр 1
  21. Правовое положение местной администрации 2
  22. Гражданский процесс
  23. Ядерная теория наследственности
  24. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста
  25. Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: