Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ислам в России в период с 1917 до настоящего времени





Содержание

Введение 3

1.Развитие ислама в России после Октябрьской революции 1917 года 5

1.1 Ислам в 20-40-е гг. 5

1.2 Ислам во время Великой Отечественной войны 19

2.Ислам во второй половине XX – начале XXI вв 27

2.1 Ислам в 50-80-е гг 27

2.2 Ислам в Российской Федерации 32

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Введение

Актуальность исследования. Революция 1917 г. заложила основу качественных изменений в жизни мусульман России, преобразованной в 1922 г. в Советский Союз. В то же время новая власть, исходя из своих потребностей, опираясь на собственные идеологические стереотипы, придерживалась в отношении ислама и мусульман некоторых установок, сформировавшихся в эпоху империи. Ее политика изначально была отмечена печатью двойственности: с одной стороны, власть устанавливала жесткий контроль над ситуацией в мусульманских регионах, которые требовалось как можно быстрее включить в экономическую и общественно-политическую перестройку страны, с другой - мусульманам (хотя и не повсеместно) «дозволялось» придерживаться своих традиционных укладов, следовать в быту привычным нормам жизни. Такой подход утвердился в первую очередь в Туркестане и в несколько меньшей степени на Кавказе.

В мусульманской части российского общества отношение большевиков к исламу было тождественно их отношению к религии вообще. Здесь возобладал откровенный атеистический курс. Возможно, кому-то наше суждение покажется парадоксальным, но в подходе новой власти к поволжским мусульманам видится косвенное признание того, что находящиеся уже не одно столетие в пределах российского государства татары и башкиры были как бы уравнены в праве (точнее сказать - лишены права) исповедовать свою веру со славянскими народами, на религию которых, православие, гонения начались с первых послеоктябрьских дней.

В этом смысле исторически сложившееся деление мусульман Российской империи на две группы - «своих» и «пока еще не своих» - сохранилось и при большевиках. В настоящей главе нам придется, насколько это возможно, абстрагироваться от ситуации с исламом в Средней Азии и Казахстане, сосредоточившись на проблемах мусульман непосредственно в пределах Российской Федерации.

Цель исследования: изучить ислам в России: в период с 1917 до настоящего времени.

Задачи исследования:

- рассмотреть развитие ислама в 20-40-е гг. в России;

- показать развитие ислама во время Великой Отечественной войны;

- проанализировать ислам в 50-80-е гг.;

- охарактеризовать развитие ислама в Российской Федерации в современности.

Заключение

Вместе с тем во всех регионах с преобладающим мусульманским населением де-факто происходит проникновение в повседневную жизнь шариатских норм, звучат даже требования введения элементов шариатского права в конституции отдельных субъектов Федерации.

Это создает угрозу фрагментации российского правового поля, что допускать ни в коем случае нельзя. Бытовые нормы шариата, однако, не всегда противоречат российскому гражданскому законодательству.

Поэтому при безусловном сохранении единого правового поля требуется гибкость в решении конкретных частных вопросов, а также выработка современных правовых норм, регулирующих отправление культа.

Негативное влияние на положение дел оказывают разногласия между различными духовными управлениями мусульман России по ряду важных аспектов религиозной жизни приверженцев ислама.

В условиях социальной отчужденности и политической пассивности "официального ислама", его теоретической слабости, естественно, что свой шанс получает именно исламский радикализм с присущей ему мобильностью, простыми и внятными ответами на большинство вопросов. Идеологически противостояние радикальным тенденциям возможно только на основе гуманистического, неконфронтационного толкования Корана.

В этом русле уместны и необходимы широкие теоретические дискуссии - что вполне возможно, с учетом многообразия исламской мысли.

Список литературы

1. АвторхановА. Империя Кремля (советский тип колониализма). — Вильнюс, 1990. — С. 99.

2. Аль-Кодс. — 1993. — Март.

3. Базаров М. Советская религиозная политика в Средней Азии. 1918—1930 // Этнические и региональные конфликты в Евразии. — М, 1997. —Кн. 1: Центральная Азия и Кавказ. — С. 28.

4. Базаров М. Советская религиозная политика в Средней Азии. 1918—1930 // Этнические и региональные конфликты в Евразии. — М, 1997. —Кн. 1: Центральная Азия и Кавказ. — С. 28.

5. Бенингсен А. Мусульмане в СССР. Цит. по: Панорама-форум [Казань]. — 1996. — № 1. — С. 124.

6. Вагабов М. В. Ислам и семья. — М.: Наука, 1980. — С. 117.

7. Вопр. истории. — 1949. — № 8. — С. 21.

8. Время и деньги [Казань]. — 1996. — № 110. — 3 окт. 67.

9. Ислам и общество. — М., 1978.

10. Ислам нужно возрождать, а не осмысливать: Интервью с председателем Центрального духовного управления мусульман Талгатом Таджутдином // Независимая газ. — 1996. — 17 авг.

11. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции (сокращенный текст доклада, прочитанно¬го автором в Москве на Объединенном заседании антирелигиозной секции Коммунистической академии и Центрального совета Союза воинствующих без¬божников 3 деабря 1931 г.). — М., 1932. — С. 29—30.

12. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. — М., 1932. — С. 37.

13. Киров С. М. Избранные статьи и речи (1912—1934). — М.: Госполитиздат, 1957. — С. 128.

14. Кудрявцев А. В. Ислам на Северном Кавказе // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. — М., 1994. — С. 155.

15. Маджидов Д. Д., Каримов М. М. Политика, национальная культура, религия в советском тоталитарном государстве // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. — Грозный, 1992. — С. 113.

16. Макатов И. А. Религиозное влияние в семейно-родственных отношениях и его преодоление // Вопр. науч. атеизма. — 1983. — № 31. — С. 248.

17. Митрохин Л. Баллада об «Атеистическом топоре» // Религия и права человека. — М.: Наука, 1996. — С. 72.

18. Муртазин М. Духовное мусульманское образование в современнойРоссии//Ислам: вопросы исто¬рии, культуры, философии. — Н. Новгород,1995. —С.23.

19. О религии: Хрестоматия. — М.: Госполитиздат, 1963. — С. 517.

20. Одинцов М. И. Государственно-церков¬ные отношения в истории советского общества // Религия, общество и госу¬дарство в XX веке. — М., 1991. — С. 53—57.

21. Первый год пролетарской революции в Татарии: Сб. документов и материалов / Под ред. М. Вольфовича и С. Гафурова. — Казань, 1933. — С. 278.

22. Поливанов Е. О принципах построения турецкой грамматики: Тезисы доклада на заседании Педагогической комиссии ученого совета // Наука и просвещение. — 1922. — № 1. — С. 13.

23. Правда. — 1943. — 4 марта.

24. Правда. — 1972. — 15 сент.

25. Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917—1941 / Библейско-Богослов. ин-т святого Апостола Андрея. — М., 1996. — С. 6

26. Сагадеев А. В. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободи¬тельного движения: Научно-аналитический обзор. — М., 1990. — С. 11.

27. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1975. — С. 151

28. Ситуация в Средней Азии обстоятельно изложена в работах Вишневского, Г. Керимова, Т. Саидбаева и других ученых, а также у американского исследова¬теля А. Беннингсена, Ш. Лемерсье-Келькеже, Дж. Кричлоу и др.

29. Султанбеков Б., Одинцов М. Несколько эпизодов из жизни муфтия // Наука и религия. — 1990. — № 1. — С.

30. Томская неделя. — 1996. — 10 окт.

31. Уралов А. (Авторханов А.). Убийство чечено-ингушского народа // Народо- убийство в СССР. — М., 1991. — С. 24.

32. Шайдуллина Л. И. В. И. Ленин об исламе // Ислам и его роль в совре¬менной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. — Ташкент, 1980. — С. 134—140.

33. Юнусова. А. Б. Ислам в Башкирии. 1917—1994. — Уфа, 1994. — С. 17.

34. Ярославский Ем. О религии. — М., 1957. — С. 198.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Характеристика коммуникативных барьеров в общении подростков
  2. Организация ВОЛС магистральной сети связи на участке г. Реж ¬– г. Ирбит Свердловской области оператора ОАО «МТС»
  3. Искусственное освещение в кабине самолета
  4. Феномен бедности в современной россии
  5. Тактика разоблачения инсценировок грабежей и разбойных нападений
  6. Лазерные технологии
  7. Муниципальное право задачи
  8. Эмоциональное выгорание
  9. Эволюция и перспективы развития электронных денег
  10. Flash технологгия в средствах массовой информации
  11. Анализ системы мотивации сотрудников на примере компании
  12. Династия Чу, Сян Юй
  13. Методика расследования убийств, замаскированных под самоубийства
  14. Контртеррористическая операция
  15. Методы развития творческих способностей старшеклассников
  16. Общественные объединения
  17. Процедура исследования рынка
  18. Преступления против мира курсовая работа
  19. Исполнение приговора, как стадия уголовного судопроизводства
  20. Формирование и распределение прибыли на примере ООО «Стройтэк технолоджи»
  21. Этапы супружеских и семейных отношений
  22. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  23. Прокуратура в вооруженных силах
  24. Нарушение мыслительных функций у больных шизофренией как основного компонента структуры этого заболевания.
  25. Факторы и типы метаморфизма, специфика минералообразования
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: