Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Законодательный процесс в Российской Федерации





Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации 5

1.1 Законодательный и законотворческий процесс 5

1.2 Законодательная процедура 9

Глава 2. Законодательная инициатива в федеральном парламентском законодательном процессе 12

2.1 Законодательная инициатива 12

2.2 Обсуждение закона в Государственной Думе 19

2.3 Одобрение законопроектов в Совете Федерации 19

2.4 Промульгация Президента 20

Заключение 22

Список использованной литературы 24

Введение

Законодательный процесс - это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона.

Несмотря на обязательность законодательного процесса в правовом государстве, в теории и практике его воплощения в Российской Федерации существуют определенные проблемы. Исходным при этом следует считать отсутствие единого подхода к понятию законодательного процесса в отечественной науке и практике, что позволяет сделать вывод о многоплановости используемого понятия, о необходимости всесторонней оценки изучаемого явления.

В настоящее время в России сложилось несколько подходов к содержанию законодательного процесса, а также к термину, определяющему указанное явление.

Так, ряд авторов сводят понятие процесса к деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов . Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ . Эти подходы в любом случае сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона. Объяснением данного подхода, вероятно, может служить историческая традиция подобного понятия, а именно непризнание советским государственным правом принципа разделения властей . Представляется, что подобная позиция не отвечает современным реалиям, а потому необходимо выработать новый подход.

В работе были использованы материалы следующих авторов: Адельханяна Р.А., Бабаева М., Пудовочкина Ю. Барсегова Ю.Г., Бибик О., Гранкина И.В. и др.

Объект исследования: общественные отношения возникающие в результате процедуры законодательного процесса в Российской Федерации.

Предмет исследования: законодательный процесс в Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является: всестороннее изучение выявления особенностей законодательного процесса в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

‒ рассмотреть законодательный процесс;

‒ изучить законотворческий процесс;

‒ проанализировать законодательную процедуру.;

‒ охарактеризовать законодательную инициативу;

‒ выявить субъекты законодательной инициативы;

‒ изучить принципы законотворчества;

‒ показать требования законотворчества.

Заключение

В условиях федеративного государства принцип единства правового пространства должен быть обеспечен соблюдением принципа дополнительных гарантий, когда законами субъектов Российской Федерации усиливаются полнота и защищенность прав граждан. То есть региональными законами должны предоставляться большие гарантии, в большем объеме. Без этого принципа, который можно считать самостоятельным, принятие в регионах законов заключается лишь в тиражировании уже существующих на федеральном уровне правовых гарантий.

Принцип объективности, реализуемый через соблюдение требования апробации. Соблюдение этого принципа предполагает, что закон субъекта Федерации должен разрабатываться и приниматься с учетом опыта других регионов. Для этого в обязательном порядке каждый закон должен регулярно проходить проверку в рамках мониторинга правоприменительной практики. Должны проводиться мониторинги как определенных общественных отношений (степень их правового урегулирования, его недостатки), так и конкретных региональных законов. Вся информация накапливается в некоем досье (информационном банке), которое должно заводиться на каждый действующий или действовавший когда-то закон.

Принцип пакетного правового регулирования, когда вместе с проектом регионального закона в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации представляются проекты всех нормативных правовых актов, необходимых для реализации всех положений, предлагаемых для урегулирования будущим законом.

Соблюдение этого принципа, на наш взгляд, необходимо вводить и для федерального уровня нормотворчества, при котором проект федерального закона выносится на рассмотрение Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации при наличии проектов соответствующих указов Президента или постановлений Правительства, готовых к изданию или принятию. При этом должен быть установлен общий срок для принятия данного вида подзаконного акта, например десять дней с момента вступления в силу федерального закона.

Данный принцип законотворчества обеспечит возможность граждан пользоваться своими правами, установленными законом, и исключит варианты, когда формально право предоставлено, однако реализовать его невозможно, потому что не установлен порядок, не определен орган власти, через который возможна данная реализация, и т.д.

Законодательство в нашей стране еще далеко от совершенства, многое предстоит сделать нам, что-то останется решать будущим поколениям. Зачастую положительный результат появится через применение метода проб и ошибок, однако необходимо, во-первых, уметь выявлять эти ошибки, для чего надо научиться их не бояться, и, во-вторых, найти способы исключения их повторений.

Все это будет возможно при неукоснительном соблюдении принципов, в сфере разработки и принятия законов - принципов законотворчества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 3.

3. Постановление от 22 января 1998 г. N 2134-IIГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

4. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (в ред. от 18.09.2013) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.

5. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2346;

6. Абрамова А.И. и др. Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Формула права, 2012.

7. Азми Д.М. Правовое значение и соотношение понятий "процесс" и "процедура" // Адвокат. 2009. С. 13 - 20.

8. Ворсова Ж.П. К вопросу о принципах законотворчества // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 12.

9. Вулаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / Под ред. О.Н. Вулакова. М.: Юстицинформ, 2007. С. 181.

10. Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2010. С. 204 - 240;

11. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практ. пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2012;

12. Законотворчество в Российской Федерации: Научное и научно-практическое пособие / Под ред. проф. А.С. Пиголкина. М., 2012. С. 26.

13. Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М., 2008.

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.

15. Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. С. 448.

16. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. С. 14 - 21.

17. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2012. С. 445;

18. Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики). М., 2010. С. 191 - 206;

19. Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 52 - 53;

20. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 637.

21. Нудненко Л.А., Попова М.А. Концепция Федерального закона "О народной законодательной инициативе в Российской Федерации" // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 9.

22. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18..

23. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб. пособие. М., 2007. С. 70 - 72.

24. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2012. С. 118 - 138;

25. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия "законопроектный процесс" // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 9.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гуманизм как философская основа современного образования
  2. Форма правление как элемент формы государства
  3. Особенности использования компьютера в процессе обучения иностранному языку учащихся 6-7классов
  4. Структура отраслевого рынка
  5. Оценка производственного контроля на мясоперерабатывающих предприятиях.
  6. РАСЧЁТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  7. Вопросы итогового государственного экзамена по специальности «Таможенное дело»
  8. Кутюмы Бовези Ф. Бомануара как характерный памятник права феодальной Франции
  9. Конституционные обязанности граждан РФ
  10. Повышение эффективности деятельности органов представительной
  11. Основы бизнес-планирования на примере АО «РусГидро»
  12. Рисование и развитие личности ребенка
  13. Индивидуальная и коллективная ответственность в законотворчестве
  14. Алгоритмы решения нестандартных задач
  15. Уголовное право
  16. Практические задачи по предмету Арбитражный процесс
  17. Ответственность юридического лица в уголовном праве
  18. Обучение как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении
  19. XX век наступает
  20. Государственная социальная политика РФ
  21. Э экологический туризм в России
  22. Участники уголовного судопроизводства
  23. Национальное самосознание как объект философского познания
  24. Снижению затрат на ТО и ТР, а так же издержек на содержание парка автомобилей
  25. Методы управления кредитным риском. Порядок формирования, использования и учёта резерва на возможные потери по ссудам
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: