Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Законодательный процесс в Российской Федерации





Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации 5

1.1 Законодательный и законотворческий процесс 5

1.2 Законодательная процедура 9

Глава 2. Законодательная инициатива в федеральном парламентском законодательном процессе 12

2.1 Законодательная инициатива 12

2.2 Обсуждение закона в Государственной Думе 19

2.3 Одобрение законопроектов в Совете Федерации 19

2.4 Промульгация Президента 20

Заключение 22

Список использованной литературы 24

Введение

Законодательный процесс - это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона.

Несмотря на обязательность законодательного процесса в правовом государстве, в теории и практике его воплощения в Российской Федерации существуют определенные проблемы. Исходным при этом следует считать отсутствие единого подхода к понятию законодательного процесса в отечественной науке и практике, что позволяет сделать вывод о многоплановости используемого понятия, о необходимости всесторонней оценки изучаемого явления.

В настоящее время в России сложилось несколько подходов к содержанию законодательного процесса, а также к термину, определяющему указанное явление.

Так, ряд авторов сводят понятие процесса к деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов . Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ . Эти подходы в любом случае сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона. Объяснением данного подхода, вероятно, может служить историческая традиция подобного понятия, а именно непризнание советским государственным правом принципа разделения властей . Представляется, что подобная позиция не отвечает современным реалиям, а потому необходимо выработать новый подход.

В работе были использованы материалы следующих авторов: Адельханяна Р.А., Бабаева М., Пудовочкина Ю. Барсегова Ю.Г., Бибик О., Гранкина И.В. и др.

Объект исследования: общественные отношения возникающие в результате процедуры законодательного процесса в Российской Федерации.

Предмет исследования: законодательный процесс в Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является: всестороннее изучение выявления особенностей законодательного процесса в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

‒ рассмотреть законодательный процесс;

‒ изучить законотворческий процесс;

‒ проанализировать законодательную процедуру.;

‒ охарактеризовать законодательную инициативу;

‒ выявить субъекты законодательной инициативы;

‒ изучить принципы законотворчества;

‒ показать требования законотворчества.

Заключение

В условиях федеративного государства принцип единства правового пространства должен быть обеспечен соблюдением принципа дополнительных гарантий, когда законами субъектов Российской Федерации усиливаются полнота и защищенность прав граждан. То есть региональными законами должны предоставляться большие гарантии, в большем объеме. Без этого принципа, который можно считать самостоятельным, принятие в регионах законов заключается лишь в тиражировании уже существующих на федеральном уровне правовых гарантий.

Принцип объективности, реализуемый через соблюдение требования апробации. Соблюдение этого принципа предполагает, что закон субъекта Федерации должен разрабатываться и приниматься с учетом опыта других регионов. Для этого в обязательном порядке каждый закон должен регулярно проходить проверку в рамках мониторинга правоприменительной практики. Должны проводиться мониторинги как определенных общественных отношений (степень их правового урегулирования, его недостатки), так и конкретных региональных законов. Вся информация накапливается в некоем досье (информационном банке), которое должно заводиться на каждый действующий или действовавший когда-то закон.

Принцип пакетного правового регулирования, когда вместе с проектом регионального закона в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации представляются проекты всех нормативных правовых актов, необходимых для реализации всех положений, предлагаемых для урегулирования будущим законом.

Соблюдение этого принципа, на наш взгляд, необходимо вводить и для федерального уровня нормотворчества, при котором проект федерального закона выносится на рассмотрение Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации при наличии проектов соответствующих указов Президента или постановлений Правительства, готовых к изданию или принятию. При этом должен быть установлен общий срок для принятия данного вида подзаконного акта, например десять дней с момента вступления в силу федерального закона.

Данный принцип законотворчества обеспечит возможность граждан пользоваться своими правами, установленными законом, и исключит варианты, когда формально право предоставлено, однако реализовать его невозможно, потому что не установлен порядок, не определен орган власти, через который возможна данная реализация, и т.д.

Законодательство в нашей стране еще далеко от совершенства, многое предстоит сделать нам, что-то останется решать будущим поколениям. Зачастую положительный результат появится через применение метода проб и ошибок, однако необходимо, во-первых, уметь выявлять эти ошибки, для чего надо научиться их не бояться, и, во-вторых, найти способы исключения их повторений.

Все это будет возможно при неукоснительном соблюдении принципов, в сфере разработки и принятия законов - принципов законотворчества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 3.

3. Постановление от 22 января 1998 г. N 2134-IIГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

4. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (в ред. от 18.09.2013) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.

5. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2346;

6. Абрамова А.И. и др. Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Формула права, 2012.

7. Азми Д.М. Правовое значение и соотношение понятий "процесс" и "процедура" // Адвокат. 2009. С. 13 - 20.

8. Ворсова Ж.П. К вопросу о принципах законотворчества // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 12.

9. Вулаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / Под ред. О.Н. Вулакова. М.: Юстицинформ, 2007. С. 181.

10. Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2010. С. 204 - 240;

11. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практ. пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2012;

12. Законотворчество в Российской Федерации: Научное и научно-практическое пособие / Под ред. проф. А.С. Пиголкина. М., 2012. С. 26.

13. Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М., 2008.

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.

15. Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. С. 448.

16. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. С. 14 - 21.

17. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2012. С. 445;

18. Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики). М., 2010. С. 191 - 206;

19. Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 52 - 53;

20. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 637.

21. Нудненко Л.А., Попова М.А. Концепция Федерального закона "О народной законодательной инициативе в Российской Федерации" // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 9.

22. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18..

23. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб. пособие. М., 2007. С. 70 - 72.

24. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2012. С. 118 - 138;

25. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия "законопроектный процесс" // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 9.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Конфликтология. Конфликты в семье
  2. Порядок заключения и оформления трудового договора
  3. Здравоохранение
  4. Демографическая политика государства
  5. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  6. Административный надзор
  7. Любовная тема в поэзии В.В. Маяковского
  8. Военный конфликт с Грузией
  9. Особенности древнегреческой культуры
  10. Глава 1. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения как объект социологического исследования
  11. Наследственное право. Наследование по завещанию
  12. Предупреждение конфликтов ДОУ
  13. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
  14. Система государственной власти в Российской Федерации
  15. Система государственной власти в РФ
  16. Христанизация Британии и её отражение
  17. Вещные права на землю
  18. Методы усиления стимулирующей функции заработной платы в современной российской экономике
  19. Эволюция проблем семей в российском обществе
  20. Паранаука и лженаука
  21. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права
  22. Совершенствование маркетингового планирования фирмы
  23. Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник
  24. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА
  25. Создание системы управления агентством недвижимости «Светлана»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: