Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Закон в системе нормативно-правовых актов





Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика закона и его место в системе нормативно-правовых актов РФ. 5

1.1 Понятие и классификация законов 5

1.2 Значение и роль закона в системе источников российского права 9

Глава 2. Взаимоотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в Российской Федерации 18

2.1 Теоретические основы взаимоотношения закона и подзаконного нормативного правового акта 18

2.2 Нормативные основы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта 25

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Введение

Кризисные явления, охватывающие мировую систему и, несомненно, проявляющиеся в России, присутствуют и в праве, и в правовом регулировании в целом.

Право и правовая надстройка представляют сложнейшее социальное образование, соответственно, кризисные тенденции и их причины неодинаковы. С нашей точки зрения, кризисные явления в праве с позиции их природы следует подразделить на органические (системные) и собственные.

Дело в том, что право тесно связано с обществом, социальными регуляторами и другими надстроечными элементами, но в большей степени с государством, его законотворческой деятельностью. Всеобщий кризис, охвативший государственное управление, экономическую, финансовую стороны жизни российского общества, затронул и правовые механизмы. Здесь следует учитывать место и роль права относительно смежных социально-экономических явлений.

Зависимость права от государственной власти, экономики, нравственности очевидна. В связи с этим кризисные явления, существующие в социально-экономической, управленческой и других сферах, не могут не сказаться на праве, на его эффективности и, соответственно, его оценке общественным мнением.

В то же время право - явление достаточно самостоятельное и не все его стороны напрямую связаны и жестко предопределены государственной властью и другими реалиями. Кризисные явления, не имеющие жесткой прямой связи и зависимости, можно предложить характеризовать как собственные (внутренние). На данном этапе такой подход позволит видеть природу кризисных явлений в праве и вырабатывать более точные рекомендации по их ликвидации и профилактике. Безусловно, проблема классификации кризисных явлений в праве требует дальнейшей проработки. На право нередко возлагают функции "антикризисного борца", не учитывая того, что оно само нуждается в "лечении" и также требует антикризисных мер.

В настоящее время ведется немало споров о правовом качестве закона, предпринимаются попытки измерить "уровень права" в действующих законах. Действительно, наличие в действующих законах, и особенно в принимаемых, "правового" содержания - вещь тонкая, не сразу очевидная и для оценки часто требующая апробации на практике. Думается, эти рассуждения актуальны для отлаженной и активно работающей правовой системы.

В условиях доминирования кризиса, охватившего исполнительную государственную власть, многие ответы на вопрос о правовом и неправовом содержании закона очевидны. Однако и видеть в исполнительной государственной власти некоего "вредителя" также неверно. Тем не менее, топтание на месте в деле новаций в сфере правового регулирования продолжается, как и рост кризисных явлений. Российское право отстает от потребностей времени и в экономике, и в социальной сфере, и в международных отношениях.

Поэтому особенно актуальным является рассмотрение проблем понятия "закона" как такового, представление о его необходимости и качестве.

Заключение

Стихийность развития законодательного массива, отраслевая "неразбериха" вызвана отсутствием качественных долгосрочных прогнозов при обилии концепций долгосрочного развития и их "оторванности" от конституционных ориентиров. Так, наиболее концептуальным и перспективным в настоящее время документом является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

При всех ее достоинствах, в частности в деле комплексного охвата различных сфер жизнедеятельности, в целом данный документ "обходит стороной" конституционно-ценностную основу правового регулирования, не охватывает концептуальные сюжеты будущего развития государства, в том числе после окончания так называемого переходного периода.

Необходимо наличие юридической стратегии законодательного развития, что способствовало бы эффективному правовому регулированию, позволило бы избежать совершения будущих ошибок в правотворчестве и правоприменении, устранило бы риски конституционных нарушений.

Важным направлением повышения эффективности законодательного регулирования и обеспечения его стабильного поступательного развития может стать принятие федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, который позволит преодолеть юридические противоречия между законом и иными правовыми актами, предотвратить нарушения законности в деятельности государственных органов, бизнес-структур и иных организаций, укрепить гарантии реализации прав и законных интересов граждан. Процессы правотворчества и правоприменения получат прочную нормативную базу, отражающую в полной мере принципы Конституции РФ и современного международного права.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в инициативном порядке подготовлен проект федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". Он содержит следующие концептуальные положения:

- разработаны нормативные характеристики системы понятий, имеющих отношение к правовой сфере государства;

- предложены определения правовых актов и нормативных правовых актов; обоснована система нормативных правовых актов как комплекс связанных и взаимодействующих законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ;

- предлагается органическое соединение процесса правотворчества и процесса правоприменения, что позволит видеть все стадии движения нормативных правовых актов - от зарождения идеи и концепции и принятия документа до его реализации; разработаны способы обоснованного соотношения национально-правовых и международно-правовых актов;

- даны юридические характеристики новейших способов определения эффективности нормативных правовых актов, включая прогнозирование, мониторинг и оценку регулирующего воздействия; определены нормативные способы (каналы), направленные на активное и содержательное участие граждан и широкой общественности в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации нормативных правовых актов; отражены легальные основания использования новейших информационных технологий в правотворчестве и правоприменении .

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014, в "Собрании законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. Боголюбов С.А. Культура законодательной техники // Журнал российского права. 2006. N 10.

3. Власенко Н.А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования // Журнал российского права. 2011. N 11.

4. Гаджиев Г.А. Принцип правовой определенности и роль судов в его обеспечении. Качество законов с российской точки зрения // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4.

5. Колотилин А.В. Стабильность правовой и политической системы современной России как кардинальный фактор возрождения и развития государства // URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/614.pdf.

6. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010.

7. Лазарев В.В. Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика) // Lex Russica. 2013. N 2.

8. Нормотворческая юридическая техника / Под ред. Н.А. Власенко. М., 2011.

9. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

10. Рафалюк Е.Е. Концепция законопроекта "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 121 - 125; О проекте Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" // Журнал российского права. 2013. N 3; проект Закона о нормативных правовых актах (инициативный законопроект). М., 2013.

11. Системное толкование норм права / В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин. М.: Юриспруденция, 2010.

12. Тихомиров Ю.А., Андриченко Л.В. Проблемы развития законодательства субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Разработка объекттно-ориентированной модели информационной системы онлайн-курсов
  2. Основы бизнес-планирования на примере АО «РусГидро»
  3. Тревожность и страх как факторы противодействия развитию личности
  4. Конституционно-правовые основы разграничения здравоохранение
  5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушением зрения
  6. Реферат по работе Л.С. Выготского Воображение и творчество в детском возрасте
  7. Э экологический туризм в России
  8. Финансы и финансовая деятельность государства, методы и формы ее осуществления
  9. Акционерный капитал – роль бирж, слияния и поглощения, проблемы контроля.
  10. Правовое положение местной администрации 2
  11. Основные направления философии 20 века
  12. Права граждан в области охраны здоровья
  13. Коучинг
  14. Использование динамических и статистических методов в исследовании роли политического лидера
  15. Психологическая совместимость как уживаться людям с разными темпераментами
  16. Защита устройства по сертификату IP
  17. Международное воздушное право
  18. Организация труда на предприятии на примере МЦ АУВД
  19. Биполярные транзисторы
  20. Развитие креативных способностей учащихся на уроках истории
  21. Невменяемость – уголовно правовой аспект
  22. Государственная регистрация юр.лиц и ип., отчет по практике-1.doc
  23. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  24. Критика эволюционной эпистемологии с точки зрения диалектико - материалистического мышления
  25. Приоритетные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе (на материалах Тюменской области)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: