Актуальность исследования. Трудно переоценить роль конфуцианства в развитии культуры Китая. Иногда кажется, что конфуцианство, пронизывает все сферы жизни китайского общества и государства и по сей день. И даже в самых, порой, далеких от религии областях мы видим влияние учения Конфуция. Влияние конфуцианства на формирование правовой системы Китая так же не вызывает никаких сомнений. Этическая составляющая китайского права, является отличительной чертой развития права в мире. Этические характеристики китайского права, являются актуальным стимулом для развития права других стран. Ценности, которые привило конфуцианство китайскому праву, является редкой самобытной чертой развития правовой культуры Китая.
Древний Китай являлся носителем самобытной уникальной культуры, во многом загадочной и непонятной европейскому человеку. Изучение ее различных аспектов, описание и систематизация добытых знаний о той или иной сфере жизнедеятельности этой удивительной цивилизации представляет собой благодатное поле деятельности для современной науки, в том числе историко-правовой.
Изучение юридического быта древнекитайского общества требует комплексного подхода в исследованиях, так как особенности становления и развития древнекитайского права тесно связаны с политико-правовой идеологией, господствовавшей в Поднебесной в тот или иной период ее истории.
В отличие от других стран Древнего Востока, где официальная идеология не нуждалась ни в каком теоретическом обосновании и строилась на простом и ясном постулате божественного характера верховной власти, в Китае нестабильность общественных отношений и государственных структур предопределила возникновение нескольких философских школ, учения которых явились основой формирования морально-этических и политико-правовых идей, во многом влиявших на развитие права.
Традиционно, религия и право пердставляются как важные сферы жизни социума, они выступают, своего рода социальными регуляторами общественных отношений. Правила поведения, соблюдение социальных норм - все это зависит от уровня сформированности правового и религиозного сознания общества. Поэтому, вопрос влияния религии, как исторически первого «регулирующего» фактора, на правовые основы в государстве - неизбежно. Вопрос в степени и качестве такого влияния. Правовая система Китая наиболее эффективно восприняла конфуцианство, в качестве формирования правовых постулатов. Особенно это касается оценочных выражений в праве. Как пример можно привести такие понятия как «значение», «разумность», «роль» и т.д. Правовая система Китая характеризуется такими элементами как опора на традицию, авторитетность, универсальность правовых и религиознах норм, отсутствие противоречивости между религией и правом.
Объект исследования: конфуцианство и его влияние на правовую систему Китая.
Предмет исследования: процесс влияния конфуцианства на формирование правовой системы Китая.
Историография. Исследований, посвященных влиянию конфуцианства на формирование правовой системы Китая, не смотря на распространенность темы «конфуцианство», почти не представлено. Среди работ, посвященных влиянию конфуцианства на основы китайского права необходимо выделить 2 основных направления:
1.Исследования, посвященные китайскому праву. Тут необхродимо особо отметить исследование Рыбакова В.М., котороре является одним из наиболее полных исследований уголовного права в Китае. Данное исследование, рассматривая чисто правовую сторону развития китайского права периода Тан, останавливается на этических аспектах и небольшом анализе этических аспектов в уголовном праве Китая привнесенных из конфуцианства.
2.Исследования посвященные конфуцианству. Данная группа исследований разработана в большей степени. Исследование конфуцианства занимались в разные вреена множество исследователей, среди них: Мартынов Д. Е., Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, Переломов Л. С.. и др.
Цель исследования: изучение влияния конфуцианства на формирование правовой системы Китая.
Задачи исследования:
- изучить особенности развития права в китайской и европейской традиции;
- проанализировать понятие закона в римской и китайской традиции;
- рассмотреть теоретические основы конфуцианства;
- показать теоретические основы конфуцианства как основной религии Китая;
- дать анализ морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в Древнем Китае;
- определить роль конфуцианства в процессе формирования китайского права;
- охарактеризовать этическую направленность китайского права. Дун чжун шу и влияние на законы Хань;
- определить влияние конфуцианства на уголовные законы Китая.
Источники исследования. Сочинения Конфуция. Лунь Юй, Исторические записки Сыма Цянь,
Методологической основой исследования является диалектический метод познания правовых явлений, исторический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы.
Научная новизна исследования: состоит в дальнейшей разработке источниковой базы по вопросу этических элементов в развитии китайского права и их влияния на развития международных основ права, которые развиваются в современном мире и как никогда нуждаются в последовательном внедреннии этического элемента в правовую науку.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.