В современном обществе огромное внимание уделяется вопросам модернизации образования. И основной целью этого процесса является повышение его качества. Но это совершенно невозможно без человека, а в конкретном случае, без педагога.
Современная социальная ситуация предъявляет очень высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям работника. Динамичность развития всех сфер общества влияют на характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Особенно это относится к сфере педагогической деятельности. Профессиональные ситуации труда учителя требуют от него постоянной умственной и эмоциональной нагрузки, нервного напряжения, что нередко приводит к нервным срывам, физическому, эмоциональному и умственному истощению. В современной науке даже появился термин «психологическое» или «профессиональное» выгорание.
«Профессиональное выгорание» выражается в потере интереса к любимой работе, в немотивированных вспышках агрессии и гнева по отношению к ученикам, коллегам, и утрате мотивации и, как следствие, снижение эффективности работы. Все эти проявления являются результатом долговременного стресса, который характерен для профессионала, работающего в сфере «человек- человек», в первую очередь, для педагога.
Поэтому в современной науке уделяется огромное внимание организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала.
Цель исследования: изучение влияния отношения к профессиональной ситуации на эмоциональное состояние педагогов.
Объект исследования: педагоги МОУ СОШ № 1.
Предмет исследования: отношение к профессиональной ситуации и эмоциональное состояние педагогов.
Гипотеза исследования: отношение к профессиональной ситуации непосредственно влияет на эмоциональное состояние педагогов. Постоянные умственные и эмоциональные нагрузки приводят к негативным эмоциональным состояниям. Особенно уязвимы категории молодых учителей, которые только начали работать и не имеют достаточного опыта в психологической саморегуляции и педагогов со стажем 15-25 лет, которые подвержены «профессиональному выгоранию».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать необходимый диагностический материал.
3. Организовать и провести диагностическое исследование.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
База исследования: МОУ СОШ №1.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.