Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Влияние отношения к профессиональной ситуации на эмоциональное состояние педагогов.doc





Содержание

Введение 3

Глава 1. Эмоциональное состояние педагога и его профессиональная деятельность 5

Глава 2. Организация и методы исследования 16

Глава 3. Анализ результатов исследования 18

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Приложение 36

Введение

В современном обществе огромное внимание уделяется вопросам модернизации образования. И основной целью этого процесса является повышение его качества. Но это совершенно невозможно без человека, а в конкретном случае, без педагога.

Современная социальная ситуация предъявляет очень высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям работника. Динамичность развития всех сфер общества влияют на характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Особенно это относится к сфере педагогической деятельности. Профессиональные ситуации труда учителя требуют от него постоянной умственной и эмоциональной нагрузки, нервного напряжения, что нередко приводит к нервным срывам, физическому, эмоциональному и умственному истощению. В современной науке даже появился термин «психологическое» или «профессиональное» выгорание.

«Профессиональное выгорание» выражается в потере интереса к любимой работе, в немотивированных вспышках агрессии и гнева по отношению к ученикам, коллегам, и утрате мотивации и, как следствие, снижение эффективности работы. Все эти проявления являются результатом долговременного стресса, который характерен для профессионала, работающего в сфере «человек- человек», в первую очередь, для педагога.

Поэтому в современной науке уделяется огромное внимание организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала.

Цель исследования: изучение влияния отношения к профессиональной ситуации на эмоциональное состояние педагогов.

Объект исследования: педагоги МОУ СОШ № 1.

Предмет исследования: отношение к профессиональной ситуации и эмоциональное состояние педагогов.

Гипотеза исследования: отношение к профессиональной ситуации непосредственно влияет на эмоциональное состояние педагогов. Постоянные умственные и эмоциональные нагрузки приводят к негативным эмоциональным состояниям. Особенно уязвимы категории молодых учителей, которые только начали работать и не имеют достаточного опыта в психологической саморегуляции и педагогов со стажем 15-25 лет, которые подвержены «профессиональному выгоранию».

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать необходимый диагностический материал.

3. Организовать и провести диагностическое исследование.

4. Проанализировать результаты и сделать выводы.

База исследования: МОУ СОШ №1.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Заключение

Современные социальные реалии предъявляют повышенные требования к личностным качествам педагога, к его физическому и психическому здоровью. Эмоциональное здоровье педагога влияет на его работоспособность, удовлетворенность своей деятельностью, активность, творчество, стремление к самосовершенствованию.

Но современная ситуация развития такова, что у некоторой части педагогических работников отмечается эмоциональная напряженность, которая приводит к снижению устойчивости психических функций и понижению работоспособности. Особенно это часто проявляется у молодых педагогов и педагогов, профессиональный стаж которых 15-25 лет. Наше исследование полностью подтвердило данное положение.

Профессиональная ситуация, которая характеризуется рядом напряженных факторов приводит к ухудшению результатов деятельности, снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания).

Напряженные профессиональные ситуации вызывают у педагогов чувство разбитости, подавленности, желание лечь и уснуть. В определенных случаях эмоциональное напряжение учителя достигает критической точки, что приводит к потере самообладания и самоконтроля.

Эмоциональное перенапряжение не проходит бесследно для здоровья. Профессиональные обязанности требуют от учителя принимать взвешенные решения, гасить вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Но внешнее сдерживание эмоций приводит к повышению эмоционального напряжения и отрицательно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Негативное эмоциональное состояние педагога может привести к формированию отрицательных личностных качеств (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что неблагоприятно отражается на эффективности профессиональной деятельности и взаимоотношениях педагога с учениками и коллегами. Поэтому необходима огромная психо-коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния педагога, формирования у него способов саморегуляции своего эмоционального состояния.

Список литературы

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Спб.: Питер, 2011. – 560-600с.

2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 2009.с.134

3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 2008.с.78

4. Зеньковский В. В. Педагогика. – М., 2010.с.89

5. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии. – 2010. – № 1.с.24

6. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. – 2010. – № 6.с.37

7. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М., 2009.с.15

8. Прохоров А. О.: Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. – М., 2008.с.24

9. Прохоров А. О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. – 2009. – № 3.с.40

10. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.с.19

11. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.с.28

12. Рубинштейн М. М. Проблемы учителя. – М., 2008.с.178

13. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2009.с.190

14. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. – М., 2008.с.362

15. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2008.с.93

16. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.с.261


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Цикл Менины Веласкеса в творчестве Пабло Пикассо
  2. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
  3. Психология принятия управленческих решений
  4. Человек в культуре и философии древнего востока
  5. Принципы уголовного судопроизводства
  6. Выращивание кристаллов из растворов в расплавах
  7. Совершенствование нормирования труда на предприятии ИП Глава КФХ Подольских Николай Петрович
  8. Гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг
  9. Правонарушение понятие, состав и виды
  10. эффективность органов законодат власти
  11. Философия эпохи Возрождения
  12. Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
  14. Теории инфляции и их эволиция
  15. Основные идеи М. Лютера
  16. По социальной психологии
  17. Отчет по преддипломной практике
  18. Движение капитала
  19. Роль спорта в процессе социализации молодежи
  20. Эссе-Рецензия по философии на книгу Ницше Ф. Воля к власти
  21. Римская философия
  22. Историческая школа Германии,ее роль в становлении институционализма
  23. Положение о видах жительства
  24. Влияние СМИ на общественное мнение
  25. Понятие и содержание гражданско-правового договора
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: