Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Этапы развития формы государственного устройства российской империи 19 - начала 20 веков





Содержание

Введение 3

1.Формы государственного устройства Российской империи 19 - начала 20 веков 4

2.Юридическое закрепление признаков унитарного государства 5

3. Особенности статуса Польши и Финляндии в составе Российской Империи 14

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

В обширном по территории государстве задачи управления можно было решать только путем сильного государственного единовластия.

Однако Россия, будучи монархической империей с унитарным территориальным устройством, имела в своем составе территориальные единицы, отличающиеся значительным своеобразием.

Следовательно, сочетание унитарных и федеративных начал прослеживается на протяжении всей истории становления Российской империи, что говорит о формировании унитарной федерации.

Цель исследования: изучение этапов развития формы государственного устройства российской империи 19 - начала 20 веков

Задачи исследования:

 рассмотреть формы государственного устройства Российской империи 19 - начала 20 веков;

 показать юридическое закрепление признаков унитарного государства;

 изучить особенности статуса Польши и Финляндии в составе Российской Империи.

Заключение

Большинство современных исследователей, признавая факты особого управления некоторых территорий, считают, что "Россия создавалась и развивалась как централизованное государство", и поэтому история федерации как формы государственного устройства России берет свое начало лишь в XX в.

Судя по всему, можно утверждать, что в управлении регионами прослеживаются две тенденции - стремление к централизации при сохранении элементов децентрализации с попыткой использования традиционных форм местного самоуправления. При этом развитие централизации в области регионального и местного управления, усиление правового регулирования деятельности местных органов со стороны государства приводило к трансформации местного самоуправления в разновидность исполнительной деятельности, осуществляемой в рамках единой государственной политики. В таком случае речь могла идти о местном управлении, которое было весьма специфической частью единого государственного механизма, обладая некоторой самостоятельностью или даже автономией.

Однако подобная децентрализация ограничивалась тем, что местные органы управления чаще всего не имели собственных законодательных полномочий и, как правило, действовали на основе и в рамках нормативных актов, принимаемых вышестоящими представительными учреждениями. Иными словами, уровень реальной самостоятельности, вводимых или воссозданных местных органов власти в российских регионах не следует преувеличивать, поскольку закрепленные за ними те или иные полномочия на практике зачастую были лишь результатом разграничения компетенции между центром и местами в рамках единого бюрократического централизованного государственного механизма. Местные органы не обладали, если можно так выразиться, "компетенцией устанавливать свою компетенцию", то есть не могли самостоятельно определять круг своих властных полномочий, который устанавливался или делегировался вышестоящими государственными органами.

Таким образом, представляется, что некорректно безоговорочное принятие позиции сторонников или противников ранней федерализации России. Это означает, что в действительности исторически достоверным фактом является учреждение федерации в России в 1918 г. До этого периода российская государственность была унитарной. Однако в процессе развития российской государственности в рамках ее территориального устройства все же присутствовали некоторые элементы федерализма, хотя не закреплялись законодательно. Более того, примечательно, что в нормативных актах того времени также ничего не говорилось и об унитарной природе Российского государства. В любом случае, в официальных документах вообще не закреплялось государственно-территориальное устройство Российской империи.

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 114.

2. Алексеев А.С. Русское государственное право: Пособие к лекциям. М., 1905. С. 168.

3. Бахтурина А.Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика в годы первой мировой войны (1914 - 1917 гг.). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 225.

4. Бахтурина А.Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика в годы первой мировой войны... С. 225.

5. Берендтс Э.Н. О государстве. СПб., 1908. С. 39.

6. Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис. 1992. N 6. С. 20.

7. Ильин И.А. О России. М., 1991. С. 12.

8. Кутафин О.Е. Российская автономия: Монография. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006. С. 53.

9. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). М., 1998. С. 49.

10. Национальная политика императорской России: Сборник документов. М., 1997. С. 71.

11. Пахомов В.Г. Идеи федерализма в истории политико-правовой мысли России (конец XVIII - XX в.). М.: Союз, 2003. С. 88.

12. Полное собрание законов - 1. Т. 30. 1808 - 1809. С. 146.

13. Шаланд Л.А. Русское государственное право. Вып. 1. Юрьев, 1908. С. 26.

14. Шульженко Ю.Л. Из истории федерации в России (монархический период). М.: Институт государства и права РАН, 2005. С. 10.

15. Ященко А.С. Русский федерализм // Федерализм. 1996. N 1. С. 138.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гендерные различия в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте
  2. Революция 1917 года
  3. Патентное право
  4. По социальной психологии
  5. Психологическая готовность к материнству
  6. Сталин как дипломат
  7. Проблемы выражения эмоций и чувств в процессе общения
  8. Правовой статус личности в арабских государствах
  9. Ледники
  10. Совершенствование социальной сферы региона
  11. расширяемый язык разметки XML
  12. Адвокат как субъект договорного представительства
  13. Влияние средств массовой информации на социальные установки личности
  14. Теория равенства
  15. Социология. Механизмы трансляции памяти в современных
  16. Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет
  17. Операционная система Windows Mobile
  18. Политическая социология
  19. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  20. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  21. Лазерные технологии
  22. Преступления против мира и безопасности и человечества
  23. Общение как фактор развития ребенка
  24. Правоохранительные органы
  25. Информатика. Информационные технологии.
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: