Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Эстетическое воспитание по математике в начальной школе





Содержание

Введение 3

1 Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников 5

1.1 Сущность эстетического воспитания 5

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 9

1.3 Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13

2.Практические основы реализации эстетического воспитания на уроках математики в начальной школе 19

2.1Особенности эстетического воспитания на уроках математики 19

2.2 Воспитательный потенциал урока математики 30

Заключение 36

Список использованной литературы 39

Введение

Как взрослые , так и дети постоянно соприкасаются с эстетическими явлениями.В сфере духовной  жизни, ежедневного труда, общения с искусством и природой, в быту,вобщении между людьми– везде безобразное и прекрасное, комическое и трагическое играют особую роль.

Идеи эстетического воспитания образовались в глубокой древности. Представления о сути эстетического воспитания, его задачах, цели менялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до сегодняшних дней. Эти перемены во взглядах возникли в связи с развитием эстетики как науки и пониманием сущности данного предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) [15, с. 1580]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) были убеждены, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В современном мире проблема эстетического воспитания, развития личности, становления ее эстетической культуры одна из главных задач, стоящих перед школой. Данная проблема разработана достаточно обширно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

Цель исследования: изучить эстетическое воспитание по математике в начальной школе.

Задачи исследования:

 рассмотреть сущность эстетического воспитания;

 показать особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;

 охарактеризовать пути и средства эстетического воспитания младших школьников;

 проанализировать особенности эстетического воспитания на уроках математики;

 осветить воспитательный потенциал урока математики.

Заключение

На уроках математики обязательно нужно применять разные подходы в оценивании. После проведения контрольной работы и по итогам четверти составляем с учениками «лестницу успехов».

Используя этот прием много лет можно с уверенностью сказать, что прием очень эффективный, т.к. ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам.

Систематическое использование таких «лесенок» в работе приводит к тому, что при анализе контрольной работы тем, кто получил пятерку, ребята начинают хлопать в ладоши, искренне радуясь за них, сопереживают неудачам других. На некоторых уроках целесообразно применять оценочные жетоны, с помощью которых каждый сам себя оценивает за правильные ответы. Наблюдение показало, что активность на уроке увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя - одобрительные реплики учителя, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одноклассников.

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ.

Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания.

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики:

• Проведение систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках.

• При написании плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами

• Осуществить выбор оптимальных способов и приемов для начала урока т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока

• Использовать на этапе актуализации опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять ИКТ. Использовать различные средства гуманитаризации

• Специально подбирать задачи для урока.

• Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

• Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ

• Применять разные способы оценивания, что оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.

• Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Будучи элементом воспитания, урок не перестает оставаться частью жизни ребенка. И характер протекающей на уроке жизни становится качеством наглядного образа жизни, достойной человека, ибо на уроке каждый проживает достойно этот кусок своей жизни – конечно, если организатором урока является педагог-профессионал. А процесс воспитания на уроке – это сама жизнь ребенка, и должна она проживаться на уровне современной культуры.

Список литературы

1. Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие / О. Н. Апанасенко, А. В. Потемкин. – Барн: изд. БГПУ. – 2005. – С. 10-12.

2. Апресян,Г. З. Эстетическое отношение к природе / Г. З. Апресян. – М., 2001.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. – СПб., 2004.

4. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры / А. И. Буров – М.: Искусство. – 2005. – 176 с.

5. Буров А. И., Квятковский Е. В. Проблемы эстетического развития личности школьника. – М.: Педагогика. – 2007. – 96 с.

6. Веремьев, А. А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи / А. А. Веремьев // Искусство и образование. – №3. – 2002.

7. Витковская Н. С., Щербо А. Б., Джола, Д. Н. Формирование эстетической культуры младших школьников / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. – М., 2005. – 136 с.

8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика. – 2007.

9. Гавриловец, К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К. В. Гавриловец. – М., 2004.

10. Герасимов, С. А. Система эстетического воспитания школьников / С. А. Герасимов – М.: Педагогика. – 2003. – 264 с.

11. Дремов, А. К. Эстетический идеал современной литературы / А. К. Дремов. – М.: Знание. – 2007. – 62 с.

12. Ильенков, Э. В. К беседе об эстетическом воспитании / Э. В. Ильенков. – Воронеж. – 2002. – С. 91-94.

13. Киященко, Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания / Н. И. Киященко. – М.: Искусство. – 2001. – 160 с.

14. Корнейчик, Т. Д. А. В. Луначарский об эстетическомвоспитании подрастающего поколения / Т. Д. Корнейчик. – М., 2008.

15. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. Е. А. Аконьшина, В. Р. Аронова, М. Ф. Овсянникова. – М. : Просвещение. – 2003. – 224 с. 

16. Крупник, Е. П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре / Е. П. Крупник – М., 2007.

17. Кушаев, Н. А. Основы эстетического воспитания / Н. А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2006. – 240 с.

18. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическоевоспитание / Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение. – 2006.

19. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев – М.: Просвещение. – 2005. – 176 с.

20. Лихачев, Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика. –2002.

21. Макаренко, А. С. Воспитание в школе / А. С. Макаренко. – М.: Просвещение. – 2006. – 255 с.

22. Неменский, Б. М. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе / Б. М. Неменский. – М., 2002. – С. 38.

23. Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение. – 2007. – 255 с.

24. Неменский, Б. М. О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский – М.: Просвещение. – 2007.

25. Печко, Л. П. Эстетическая картина мира и школьного урока / Л. П. Печко. – М., 2006. – С. 92-102.

26. Рукавицын,М. М. Эстетическоевоспитание детей / М. М. Рукавицын. – М., 2008.

27. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. – М.: Педагогика. – 2004. – 264 с.

28. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский.– М., 2001.

29. Таборидзе, М. Д. Эстетическое воспитание школьников / М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика. – 2008. – С. 58-59.

30. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М., 2004.

31. Фроловская, М. Н. Педагогика искусства / М. Н. Фроловская. – Барнаул: Издательство АГУ. – 2007. – 130 с.

32. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. – М., 2006. – 168 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Право постоянного (бессрочного) пользования
  2. Крито-Микенская цивилизация основные этапы развития
  3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  4. Основный принципы охраны здоровья граждан , и право граждан в области охраны здоровья
  5. Материльная и духовная культура народов КЧР
  6. Национальное своеобразие фразем со значением «возраст» в русском и английском языках
  7. Команда менеджера – эффективная форма управления персоналом
  8. Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте
  9. Анализ и повышение квалификации персонала организации (на примере гостиницы ООО Южная)
  10. Здравоохранение
  11. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  12. Выращивание кристаллов из растворов в расплавах
  13. Создание системы обмена знаниями и оценка вовлеченности персона в использование этой системы
  14. Сравнительный анализ педагогических систем изобразительной практики
  15. Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме
  16. Проект (социально-культурная деятельность)
  17. Финансовая деятельность организации
  18. Русские народные игры
  19. Гражданско правовые способы защиты собственности
  20. Государственное управление в конце 18 начале 19 века
  21. Предмет и функции политологии
  22. Отчет по практике специалиста по обеспечению информационной безопасности
  23. Коммерческая деятельность
  24. Привлечение детей к террористической деятельности
  25. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: