Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Эмоциональное развитие детей раннего возраста





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы эмоционального развития детей раннего возраста 5

1.1 Психологические особенности детей раннего возраста 5

1.2Общая характеристика эмоций и их виды 6

Глава 2. Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте 20

2.1 Обогащение эмоционального опыта детей 20

2.2 Психологические особенности эмоций у детей раннего возраста 26

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Введение

Актуальность. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях – «дети индиго», «тефлоновые» дети, «дети Белого Ягуара». Что значит быть современным ребенком? Взрослеть намного быстрее, чем родители. Схватывать все на лету, быть активным семь дней в неделю. Впитывать все до бесконечности…

Ребенок - всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых.

Нужно ли педагогам и родителям менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями, как сочетать их с инновационными?

Проблема исследования особенностей развития современных дошкольников состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос малыша: «зачем?» - пришел на смену вопроса «почему?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения.

Цель исследования: изучение эмоционального развития детей раннего возраста.

Задачи исследования:

 рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста;

 дать общую характеристику эмоций и их виды;

 проанализировать обогащение эмоционального опыта детей;

 охарактеризовать психологические особенности эмоций у детей раннего возраста.

Заключение

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферы психологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самым пристальным вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в процессе поиска достаточно валидных, надежных и эффективных средств для их объективного изучения. Поэтому нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории эмоций в основном касаются отдельных аспектов проблемы и объясняют далеко не все, что касается эмоций.

А.Н. Леонтьев справедливо полагал, что основная трудность при изучении эмоциональных явлений заключается в том, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, которые отличаются друг от друга не только генетически, но и функционально. К тому же термины «аффект», «эмоция», «чувство» часто используются как тождественные, что не добавляет ясности концепциям. Нередко за чувства принимаются самооценка, нравственные качества, ощущения.

Психология эмоций принципиально отличается от других психологических проблем и, прежде всего, отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любое психическое явление выполняет две основные функции - отражения и регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их иначе, чем когнитивные процессы. Эмоции - более древняя форма отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность и многообразие проявлений - важнейшие качества, составляющие специфику эмоций, существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны.

Также очень важным и до конца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагает свои, далеко не исчерпывающие понятия эмоциональных явлений, критерии для основания классификации эмоций. В качестве критериев (параметров эмоций) выступают: характер потребностей (витальные, базальные, небазальные); уровень эмоций (простые, сложные); их знак (положительные, отрицательные); их связь с модальностью ощущений и восприятий; их связь с опытом (врожденные, приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные); отношение к состоянию активации (активизирующие, успокаивающие); их объект (направленность на себя или вовне); их интенсивность (сильные, слабые); длительность (кратковременные, длительные); их отношение к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. Тем не менее, на сегодняшний день выработаны общие подходы к пониманию и определению эмоций. Также общепринятыми являются следующие функции эмоций: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, эвристическая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей основы образа, целостности отражения, функция активации и мобилизации организма.

Доказано, что эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными составляющими темперамента и личности. Никто не оспаривает необходимость исследования эмоций, их функций в различных возрастных группах для понимания полноценного развития личности, а также для диагностики и лечения психических нарушений. Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие человека, показали, что позитивные эмоции таят в себе целительные силы широкого спектра не только в плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. В то время, как негативные эмоции в определенных условиях не только подрывают физическое и душевное здоровье, но и самым пагубным образом влияют на личностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, сотрудники дошкольного учреждения стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры зависит уровень общего развития ребенка. Неумение детей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.

Список литературы

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.

3. Бровина Л.В., Сергеева Т.А. Хрестоматия по психологии.- М.: Флинта, 2008, 240 с

4. Вилюнас В. Психология эмоций.- М., Просвещение, 2008, 250с

5. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. - Л., 1981.

6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 4. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М.2012.

7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.

8. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 1966.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т 1, 2. - М.: Мир, 1992.

10. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

11. Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они? [Текст]/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009.

12. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст]/ Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010.

13. Дарвин Ч. «Выражение эмоций у человека и животных», Москва, изд-во Просвещение, 1977

14. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

15. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М.: Педагогика, 1981. - С. 57-63.

16. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 2011.

17. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 96-99.

18. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.

19. Изюмова С.А., Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. - 1978.- № 5 . - С . 128-133.

20. Леонтьев А.Н. «Эмоциональные процессы», Москва, изд-во МГУ, 1984

21. Мироненко В.В., Петровский А.В. Хрестоматия по психологии.-М.: Просвещение, 1987, с 150

22. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника [Текст]/ И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009.

23. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М,: Политиздат, 1990.

24. Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительных процессах // Вопросы психологии. - 1979. - С. 28.

25. Р.С. Немов. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. Москва. «Просвещение». 1990 г.

26. Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. - М., 1972.

27. Рейковский Я. «Экспериментальная психология эмоций», Москва, изд-во Прогресс, 1979

28. Рубинштейн С. Л. «Различные виды эмоциональных переживаний», Москва, изд-во МГУ, 1984

29. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. - 1981. - № 5. - С. 39-48.

30. Фопель, К. Психологические технологии для образования [Текст]/ К. Фопель// Обруч,№3, март 2009.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Педагогика
  2. Этапы супружеских и семейных отношений
  3. «Робинзон Крузо» как философский текст
  4. Коммуникативная компетентность педагога
  5. Общая характеристика эмоций человека
  6. Финансы и финансовая деятельность государства, методы и формы ее осуществления
  7. Совершенствование организации дорожного движения (ОДД) на реальном участке улично-дорожной сети
  8. Защитная реакция организма
  9. Система противодействия экстремизму в Западно - Европейских странах и США, роль и место в этой деятельности полиции
  10. Особенности рыночной экономики в России
  11. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  12. Комплексная диагностика компании определение сильных и слабых сторон на примере компании Novicam
  13. Требования к оформлению работ
  14. Хулиганство
  15. Правовое регулирование брачных отношений
  16. Раскрыть смысл ТК в процессах идентификации товаров и транспортных средств
  17. Приоритетные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе (на материалах Тюменской области)
  18. Понятие «общество» как система
  19. философия наука религия
  20. Фонд социального страхования
  21. Виды правонарушений
  22. Страхование водного транспорта
  23. Система государственной власти в РФ
  24. Антиглобализм. Сопротивление глобализационным тенденциям
  25. Понятие необходимой обороны
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: