Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Эмоциональное выгорание





Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Определение феномена «эмоционального выгорания»

1.1 Аналитический обзор литературы по проблематике исследования феномена «эмоционального выгорания»…………………………………….………..13

1.2 Формы проявления признаков «эмоционального выгорания»……….16

1.3 Факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания»……………………………………………………………………………...18

Глава 2. Построение теоретической модели феномена «эмоционального выгорания»

2.1 Характеристика различных видов эмоционального реагирования…...….21

2.2 Структура эмоционального явления ……………………………………....24

2.3 Эмоции успеха/неуспеха как основные предпосылки формирования «эмоционального выгорания»………………………………………………………....28

2.4 Влияние ведущих ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания»…………………………………………………….…...30

2.4.1 Понятие ценности, ее место и роль в структуре личности………….….31

2.4.2 Понятие ценностных ориентаций личности…………………….………34

2.5 Методы профилактики синдрома эмоционального выгорания………....36

Глава 3. Описание практической части исследования

3.1 Методическое обоснование…………………………………………..…….51

3.2 Порядок работы………………………………………………………….….54

3.3 Результаты…………………………………………………………………...55

Выводы…………………………………………………………..…………….…62

Заключение………………………………………………………….………..….66

Литература………………………………………………..……………….….….69

Приложение 1…………………………………………………………..………..73

Приложение 2…………………………………………………………..…….….80

Введение

-Возьми стакан

-Ну взяла

-А теперь сделай так что бы он упал, и посмотри что с ним случиться

-Ну он разбился

-А теперь проси прощения и посмотри, станет ли он опять целым.

народная мудрость.

Данная тема является весьма актуальной в наш XXI-й век научных технологий, стремительного роста урбанизации, неблагополучной экологической обстановки, финансовой и политической нестабильности, всеобщего эмоционального напряжения населения, которые не лучшим образом отражается на нашем эмоциональном состоянии.

Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении — в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получать­ся ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хоро­шей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить... Естественно, ваши действия при этом будут го­раздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чув­ства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым ради­кальным образом.

Переживания - самая любимая тема человека, и именно о них менее всего можно услышать вразумительного. В научной и около научной литературе переживания называют эмоциями или эмоциональной сферой. О переживаниях больше говорит беллетристика и работники культуры. Библия говорит о переживаниях как об отправной точке человеческого бытия. Будда в основу своего учения кладет постулаты о переживаниях. О переживаниях говорят гадалки и мудрецы, и только мы в них ничего не понимаем.

И это странно. Именно переживания находятся в центре психической деятельности человека, социума и общества. Именно через переживания происходят все мыслительные процессы людей и животных. С помощью переживаний люди влияют и управляют животными, другими людьми, группами людей и собой. Через переживания люди познают мир и взаимодействуют с ним.

Начну свою работу с объяснения того, каким образом я пришла к изучению феномена «эмоционального выгорания». Меня всегда интересовал вопрос, почему разные люди по-разному выражают собственные эмоции: некоторые ярко, импульсивно, непосредственно, открыто, другие – сдержанно, отстраненно, как бы через призму разума (и в этом плане опосредованно), третьи долгое время находятся в подавленном состоянии, и этот факт не позволяет им адекватно выражать эмоции; одни осознают и открыто говорят о собственных эмоциях, другие не могут понять, что или кто вызвал такую эмоцию. Поэтому с младших курсов я занималась изучением эмоций и их влиянием на межличностное общение (что вызывает эмоции и эмоциональные состояния, каким образом люди распознают эмоции, как реагируют в ответ, как это влияет на поведение человека и его жизнедеятельность в целом). Наблюдая за поведением людей, я заметила, что одинаковые ситуации могут вызывать у разных людей совершенно различные (а иногда и противоположные эмоциональные отклики). Возник вопрос, какие основные факторы (внешние и внутренние) влияют на восприятие и переработку ситуаций.

Разбирая методики для диагностики эмоциональности людей, я нашла описание методики для диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Интересным показались следующие факты: во-первых, что методика представляет собой описание симптомов при «выгорании», и нигде не упоминается модель, согласно которой была выстроена эта методика. Во-вторых, что «выгорание» рассматривается как профессиональный стереотип поведения, хотя большинство симптомов (эмоциональное отстранение, истощенность, неадекватное эмоциональное реагирование, сложности в выражении собственных эмоций) можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, а и во всех основных сферах жизнедеятельности человека.

Можно отметить, что до настоящего момента основным теоретическим вопросом, связанным с темой феномена «эмоционального выгорания», являлся следующий: «Каковы личностные черты человека, наиболее подверженного «эмоциональному выгоранию»»? Поэтому большинство известных работ посвящено описанию феномена «выгорания» и установления зависимости с индивидуальными чертами и поведенческими паттернами. В результате этой немаловажной работы был получен довольно большой перечень личностных качеств и свойств, а так же их коррелятов в поведении человека, позволяющий распознавать феномен, отделять его от ряда других поведенческих феноменов.[14, 25]

Итогом, этих исследований стало создание методик, позволяющих диагностировать «эмоциональное выгорание» (например, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «MBI» К. Маслач и ряд других зарубежных методик).

В данное время исследуются те внешние факторы, которые в наибольшей мере способствуют появлению и развитию феномена «эмоционального выгорания» у людей, работающих в сфере «Человек-Человек». Кроме того, совсем недавно феномен был обнаружен у представителей «несоциальной» сферы, и изучение в этой области является перспективным. [25]

Таким образом, исследования, посвященные выявлению зависимости

между индивидуальными и организационными факторами и «выгоранием», за рубежом ведутся постоянно, благодаря чему расширяется перечень факторов, способных повлиять на формирование и развитие «выгорания».

Однако, накопленный за всю историю изучения данного феномена материал не позволяет работать с теми людьми, которые уже давно находятся под влиянием «эмоционального выгорания». Как следствие фактора времени (продолжительность действия эмоциогенных факторов), симптомы данного феномена распространяются на другие сферы жизнедеятельности (семейные отношения, межличностные отношения вне работы, отдых) и теряется связь с источником формирования «выгорания» в данном случае – стрессогенными условиями работы. Человек привыкает жить в подавленном, обедненном эмоциями, депрессивном состоянии. И устранив «вредные» стрессогенные факторы на работе, ситуация не изменится, а, возможно, усугубится.

Все эти трудности практического характера будет невозможно преодолеть до тех пор, пока не будет выработан понятийный аппарат, позволяющий вскрыть механизм «эмоционального выгорания». И в этом заключается необходимость теоретической проработки структуры и механизма «выгорания».

Данная дипломная работа – попытка теоретически вскрыть и обосновать этот механизм.

Основной недостаток существующих подходов к изучению «эмоционального выгорания» мы видим в следующем: эмоциональные явления, как составляющие «выгорания» рассматриваются как бы сами по себе, то есть описывается их симптоматика на психологическом, физиологическом уровне, но не устанавливается причинная обусловленность их возникновения.

Попытки связать возникновение «эмоционального выгорания» с личностными характеристиками и организационными факторами (особенностями внешних условий) не имели успеха: до сих пор не было

установлено однозначной и достоверной связи ни с одним из факторов, равно как и с личностными характеристиками. Иными словами, науке не удалось выделить так называемую «группу риска», в наибольшей степени подверженной «выгоранию». Выгорают абсолютно разные (по психологическим характеристикам) люди и в совершенно разных условиях. И те факторы, которые для одного человека оказались решающими в формировании «эмоционального выгорания», для другого не сыграют никакой роли.

Выход из сложившегося научного затруднения мы видим в понимании эмоций, и, следовательно, «эмоционального выгорания».

Мотивация зарубежными авторами практически не рассматривается. По мнению же большинства отечественных авторов, [7, 9, 10, 19, 26, 28, 30], эмоциональная структура личности тесно взаимосвязана с мотивационной. И эта зависимость носит двухсторонний характер: с одной стороны, эмоции сигнализируют человеку о том, насколько удовлетворены его потребности, реализованы жизненные планы, с другой стороны, эмоции этим своим сигналом побуждают человека к продолжению деятельности или ее остановке, направляют и изменяют ее, таким образом, регулируя жизнедеятельность.

И, как следствие того, что мотивирующая функция эмоций (с помощью которой человек узнает, насколько реализованы его жизненные планы, насколько он приблизился к достижению цели) не рассматривается зарубежными психологами, появляется упрощенное понимание эмоциогенной ситуации, как обстоятельств жизни, требующих от индивида таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей. Превосходят имеющиеся у него резервы. [14]

Традиционно, к эмоциогенным ситуациям относят следующие ситуации:

o недостаток приспособительных возможностей

o ограниченность наличного ресурса (новизна, необычность, внезапность ситуации)

o избыточная мотивация (фрустрация, конфликт, присутствие других и т.д.).

Таким образом, к числу эмоциогенных ситуаций, способствующих формированию «выгорания» традиционно относят внешние воздействия. В связи с этим возникает неразрешимый вопрос: «Почему находясь в одинаковых условиях один человек эмоционально «выгорает», а другой – нет?»

Поэтому, учитывая различия в системах ценностей у разных людей, для одного человека какие-либо ситуации будут эмоциогенными (если затруднена реализация этих ценностей) и, как следствие, возникнет «выгорание», а для другого эти же ситуации будут являться нейтральными, так как не угрожают реализации доминирующих ценностей.

Можно сказать, что в настоящее время исследователями не учитывается та ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Для того, чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации, как правило, это психологическая защита в виде «эмоционального выгорания». Какие же ценности способствуют формированию «выгорания»?

В современной культуре за последние 3-4 десятилетия довольно распространился культ успеха и достижения, а также культ конкурентности и силы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде депрессии, тоски, страха, агрессии [34]. В таблице 1 приведены основные уровни жизнедеятельности человека, в которых отражается влияние индивидуальных ценностей, являющихся воплощением этих культурных «культов».

Уровни

Макросоциальный Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку

Культ успеха и достижения Культ силы и конкурентности

Семейный Особенности семейной системы, способствующие фиксации данных ценностей на индивидуальном уровне

Высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики Недоверие к другим людям (вне семьи), сверхконтроль за своим поведением и поведением других людей

Межличностный Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки

Высокие требования и ожидания от других людей Негативные ожидания от других людей

Личностный Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание

Скрытая неуверенность Скрытая враждебность

Поведенческий и симптоматический Тяжелые эмоциональные состояния, социальная дезадаптация

Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других Поведение избегания, ощущение беспомощности, тревога, страх критического отношения к себе

Если эта гипотеза верна, то она объясняет 2 факта:

1.Феномен «эмоционального выгорания» исследователи рассматривают как профессиональное «выгорание», поскольку именно профессиональная деятельность (независимо от ее специфики), прежде всего, позволяет реализовывать данные ценности.

2. Феномен «выгорания» был впервые замечен и описан в США, где в самой культуре заложены данные ценности, и только спустя 2 десятилетия исследованием данного феномена стали заниматься в России (в связи с увеличением эмоциональных расстройств), когда в обществе стали активно поощряться западные ценности.

Кроме того, традиция изучения феномена «выгорания» подразумевает изучение данного феномена, как феномена, возникающего в рабочих условиях, и только затем распространяющегося на другие сферы жизнедеятельности человека. По мнению автора данной работы, делать такое заключение неправомерно, поскольку человеческое общение и отношения вообще не сводятся к взаимоотношениям с сотрудниками, руководством и клиентами. Это лишь один, далеко не единственный, аспект возникновения «выгорания», наряду с семейными и межличностными отношениями. «Эмоциональное выгорание» мы предлагаем рассматривать как эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного невозможностью или затруднением реализации ведущих ценностей в различных областях жизни человека.

Целью данной дипломной работы является выявление влияния ценностных ориентаций (как основного компонента эмоциогенной ситуации) на формирование и развитие феномена «эмоционального выгорания».

Структура данной работы предусматривает постановку следующих задач:

 Определить понятие феномена «эмоциональное выгорание» в современной научной литературе описать область теоретических положений, вскрывающих механизм «эмоционального выгорания».

 Описать взаимосвязь между доминирующими ценностными ориентациями человека (как основного компонента эмоциогенной ситуации) и формированием «эмоционального выгорания».

 Подобрать инструментальные средства (методики) для выявления зависимости между ведущими ценностями и «эмоциональным выгоранием», методически обосновать данный выбор.

 Проанализировать полученный материал.

 Оформить возможные дальнейшие этапы исследования.

Таким образом, предметом нашего исследования является зависимость «эмоционального выгорания» от реализации человеком ведущих ценностей профессиональной самореализации.

Гипотеза:

Возникновение феномена «эмоционального выгорания» зависит от характера эмоциогенной ситуации. В качестве ведущего показателя эмоциогенной ситуации выступают приоритетные ценности, которые реализуются преимущественно в профессиональной деятельности:

Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, высокое материальное положение, общественное признание).

Частные гипотезы:

Если в профессиональной деятельности человеком реализуются ведущие ценности профессиональной самореализации, то «эмоциональное выгорание» не возникает.

Если в профессиональной деятельности человека не реализуются ведущие ценности профессиональной самореализации, то возникает «эмоциональное выгорание».

Объектом исследования выступили люди (мужчины и женщины) в возрасте от 23 до 61 года, занятые различными видами профессиональной деятельности в системе «человек-человек» (педагоги, инженеры, продавцы, строители, консультанты, руководители). Особо отмечаем, что специфика профессии в данном исследовании не имела значения, поскольку рассматриваемые нами личностные ценности «профессионального самоутверждения» реализуются в любой профессии. Конечно, каждой профессии присущи специфичные ценности, например, для врача будет важным благополучие пациентов, но в данной работе речь идет о том, что помимо этих сугубо специфичных ценностей, в наше время в культуре распространились ценности «достижения», которые усугубляют положение в плане возникновения «выгорания». И «выгорание» возникает как раз на фоне не реализации этих ценностей.

Структура исследования включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения.

Заключение

Данная работа – новый взгляд на проблему «эмоционального выгорания», попытка вскрыть его механизм и динамику развития, попытка рассмотреть «эмоциональное выгорание» не как отдельно взятый феномен, наблюдаемый в поведении конкретной личности, а во взаимосвязи с социумом, культурой.

Подводя итог, можно отметить, что наша гипотеза о зависимости между реализацией ведущих ценностей профессиональной самореализации и самоутверждения на формирование и развитие феномена «эмоционального выгорания» подтверждена.

Это позволяет объяснить различные факты, которые до сих пор носили описательный характер и рассматривались исследователями феномена как случайные:

§ феномен «эмоционального выгорания» исследователи рассматривали как профессиональное «выгорание», поскольку именно профессиональная деятельность (независимо от ее специфики), прежде всего, позволяет реализовывать данные ценности.

§ феномен «выгорания» был впервые замечен и описан в США, где в самой культуре заложены данные ценности, и только спустя 2 десятилетия исследованием данного феномена стали заниматься в России (в связи с увеличением эмоциональных расстройств), когда в обществе стали активно поощряться западные ценности.

§ имеющиеся данные о том, что «выгорание» инфекционно, то есть распространяется среди членов одной организации, независимо от личностных характеристик отдельной персоны и индивидуальных условий работы. Как известно, существуют так называемые организационные ценности, которые присваиваются индивидами, трансформируются в личностные ценности. И нереализация заявленных организацией ценностей как ведущих, направляющих деятельность организации, приводит к нереализации личностных ценностей людей как представителей этой организации, «носителей» этих организационных ценностей. По описанному выше механизму формируется «эмоциональное выгорание» не только у отдельных представителей организации, но и отдельных ее подразделений.

Если говорить в общем о значении данного исследования, то необходимо отметить, что продуктивная работа с феноменом «эмоционального выгорания» должна проводиться на ценностном уровне.

Появляется возможность практической работы с людьми, находящимися под влиянием «эмоционального выгорания», а именно: помощь человеку в осознании конфликта между наличием приоритетных ценностей и невозможностью или затруднением их реализации на данном этапе, поиск путей реализации и утверждения этих ценностей в других областях жизнедеятельности.

Кроме того, подтверждение данной зависимости делает возможным дальнейшие исследования в этой области.

Во-первых, исследование трансформации культурных, поощряемых в обществе ценностей, способствующих формированию «выгорания» в профессиональной среде в индивидуальные (в каких конкретных формах – установках, стереотипах поведения, гендерных стереотипах, идеалах или других формах – они закрепляются на личностном ценностном уровне).

Во-вторых, проведение кросскультурных исследований. Как уже отмечалось выше, в саму ткань западной культуры вплетены так называемые ценности достижения и самоутверждения (успешность во всем, престиж, общественное признание и др. Интересным и перспективным, на наш взгляд, будет исследование, посвященное выявлению различий между «эмоциональным выгоранием» в отечественной и зарубежных культурах.

Другой перспективной исследовательской задачей является подтверждение нашей гипотезы (заявленной в начале данной работы) о возможности возникновения «выгорания» не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни человека. Для этого необходимо разработать экспериментальную процедуру, позволяющую увидеть, насколько реализованы те или иные ведущие ценности в различных областях жизни человека (профессиональной деятельности, семейных отношениях, межличностных отношениях, сфере обучения и образования, сфере увлечений).

Кроме того, необходимыми являются исследования, подтверждающие и/или уточняющие механизм формирования «эмоционального выгорания». Для этого необходимы лонгитюдные исследования, позволяющие отследить динамику развития личности и становления личностных ценностей, целей жизни.

Таким образом, мы считаем, что данная работа имеет как практическую, так и теоретическую ценность.

Список литературы

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 2007.

2. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 2009. - №4.

3. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика: Психологический журнал / – М. Спутник +, 2005.№ 6.

4. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. – 527 с.

1. Битуева А.В. особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. – 2000. - №21.

2. Бодров. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., 2006.

4. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; – М.: Просвещение, 2004.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.

6. Бурлачук Л.Ф., С.М.Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. С.-Пб., 1999г.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

8. Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий: учебное пособие / И. А. Васильев. - Харьков, 2004. – 168 с.

9. Веккер. Л.М. Психические процессы. – СПб., 2009.

10. Вилюнас. В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2006.

11. Водопьянова Н.Е. «Синдром психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2005.

12. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. – 2008. - №4. – С. 65-70.

13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

14. Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения : учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006. – 236 с.

15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.

16. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.:Политиздат, 2005.

17. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда : учебное пособие / В. Н. Козлов. – М.: Просвещение, 2004. – 220 с.

18. Крылова, А. А. Психологические проблемы самореализации личности : учебное пособие / А. А. Крылова. – СПб.: Изд. С-П ун-та, 2003. – 240 с.

19. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов, 2006.

20. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов/н/Д, 2009.

21. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие / А. Б. Леонова. - Харьков, 2004.

22. Леонтьев А.Н.. Потребности, мотивы, эмоции. М., 2009.

23. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. – 2007. – т.18. - №6. – с.13-27.

24. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2002, 17с.

25. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. (статья первая) // // Вестник МГУ. – 2006. Серия 14. – №4. – С. 35-44.

26. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. – 2009. - №2. – С. 50-61.

27. Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // Вопросы психологии. – 2008. - №6. – С.130-133.

28. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Том 22. - №1, С. 90-101.

29. Психология эмоций. Тексты. – М., 2004.

30. Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности // Психологический журнал. – 2009. – №5.

31. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 2009.

32. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал.-2002, том 23, №3-c.85-95.

33. Румянцева Е.Ю. Синдром эмоционального выгорания у учителей. - http://www.fortunecity.com/millenium/scooby/454/Vestnik/2/2_13.htm

34. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 2008.

35. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 2002.

36. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. – 2008. - №4. – С. 41-48.

37. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности ( в сфере помогающих профессий) Дис. Канд. Психол. наук: М.:РГБ, 2002.

38. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н. П. Фетискин. - СПб.: Питер, 2006. – 399 с

39. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 2004. - №6. – С.57-64.

40. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» воспитателя: учебное пособие / Т. В. Форманюк. – М.: Просвещение, 2004. – 356 с.

41. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье //Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 61-74.

42. Холмогорова, А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни : учебное пособие / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя, – 2005. – 213

c.

43. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет: сайт http:// edinorog.boom.ru/psimaster/bornout.htm

44. Maslach. C.Burnout:синдром выгорания http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/bornout.htm

45. Glenn A.Roberts. - http://www.target-21.h1.ru/psy/1/4-2.htm

46. Glenn A.Roberts. - http://www.psy-net.ru/info_nauka3.htm


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Дидактические игры
  2. Организация работы кафе на 50 ( 75 ) человек
  3. Дисциплина Муниципальное право России
  4. Восприятие формы и пространства
  5. Подходы и принципы формирования социального пакета
  6. Сравнительный анализ региональных сепаратистских движений в США
  7. Потребительское кредитование_ проблемы и перспективы разв
  8. Демографические модели социальных систем
  9. Эссе-Рецензия по философии на книгу Ницше Ф. Воля к власти
  10. Развитие образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики
  11. Перспективы и регулирование фондового рынка в России
  12. Контрольная работа по финансовому праву
  13. Формирование имиджа руководителя органа внутренних дел в сфере государственной службы Российской Федерации
  14. Демографическая политика государства
  15. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру
  16. Совершенствование социальной защиты работников государственных организаций
  17. написать программу шифр цезаря
  18. Правовое регулирование общественных отношений в Древней Индии по законам Ману
  19. Официальные и рабочие языки в многосторонней дипломатии
  20. Построение организационных структур управления
  21. Контрольная работа по истории
  22. Защита интересов ответчика в гражданском процессе
  23. Порядок подготовки дел к судебному разбирательству (ГПК)
  24. Правовой статус Федеральной службы судебных приставов
  25. Преддипломная практика специалиста правого управления (на примере правового управления администрации Ванинского муниципального района)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: