Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Эмоционально-волевая сфера младших школьников





Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы эмоционально-волевой сферы младших школьников 6

1.1 Психологическая характеристика младшего школьника 6

1.2 Понятие эмоционально-волевой сферы 22

Глава 2. Эмпирическое исследование 26

2.1 Цели, задачи, методы исследования 26

2.2 Результаты исследования 35

ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Введение

Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки, поскольку именно в это время закладывается фундамент дальнейшего роста ребенка. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в младшем школьном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребенок учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь младшего школьника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Вопросы, касающиеся эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника затрагивали многие отечественные и зарубежные психологи, в их числе – В.Н.Белкина, Л.С.Выготский, А.И.Захаров.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

Несмотря на то, что в настоящее время на решение проблемы школьной тревожности направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов - медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными. Это обусловлено отсутствием единой теоретической позиции специалистов, разнообразием используемых ими подходов и теоретических установок, а также некритичным заимствованием технологий и методов психотерапии и психолого-педагогической коррекции, разработанных за рубежом.

Наиболее глубоко данная проблема разработана в трудах Л.С. Выготского, исследовавшего закономерности развития психики ребенка. Для профилактики невротически-тревожного типа развития личности, младшим школьникам необходима помощь в нахождении адекватных способов, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. В связи с этим задача оказания психологической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически значимой.

В отечественной и, особенно, зарубежной психологии проблеме тревожности посвящено достаточно много работ. Тревожность как базовое состояние развития неврозов исследовали К. Хорни, З. Фрейд, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Б.Д. Карвасарский. Тревожности как фактору, ведущему к нарушениям поведения, дезорганизации продуктивной деятельности посвящены работы Ч. Спилбергера, Х. Хекхаузена, Н.З. Имедадзе, А.М. Прихожан, Л.Н. Собчик, В.С. Ротенберг, И.А. Мусина и др.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей эмоциональной сферы, поведения младших школьников с повышенной тревожностью, чтобы предотвратить деструктивное, саморазрушающее развитие личности. Особую значимость приобретает рассмотрение причин тревожности, возможностей ее адекватной коррекции в связи с особенностями социальной среды для организации целенаправленной психологической и педагогической помощи первоклассникам в трудных ситуациях.

Целью работы является выявление особенностей эмоциональной сферы у первоклассников.

Объект исследования - учащиеся первых классов.

Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

 рассмотреть психологическую характеристику младшего школьника;

 определить понятие эмоционально-волевой сферы;

 провести исследование эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

 охарактеризовать результаты исследования;

Методы и методики исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- опросник «Признаки тревожности» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.);

- тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;

- тест «Страхи в домиках» (А.И. Захарова и М.Панфиловой);

- проективная методика «Мои страхи» (А. И. Захарова).

Заключение

В качестве выводов предлагаем ряд методических рекомендаций, по улучшению характера эмоционально-волевой сферы школьников.

Задание «Рецепт успеха»

Цель: развитие способности анализировать ситуацию, осознавать и вербализовать мысли и действия, развитие волевой регуляции, умения принимать на себя ответственность.

Содержание: после выполнения какого-либо задания педагог просит каждого ученика записать, какие его действия оказались успешными в процессе работы. Например, как удалось правильно написать словарное слово (хотя бы одно), вспомнить формулировку правила, расставить знаки препинания и т.д. Некоторые учащиеся говорят, что они представили перед собой слово, картинку, действие, другие вспоминают, что при выполнении задания они проговаривали вслух слова, которые записывали или составили логическую цепочку при решении вопроса о том или ином написании, вспомнили свою радость, когда в предыдущий раз удалось без ошибки написать слово, предложение и т.д.Учащиеся, которым объяснили цель подобной работы, описывают свои действия и свое состояние в процессе работы.

Рекомендации: иногда детям трудно осознать и описать свой способ действий. В этом случае учитель может попросить их вслух рассказать классу, как они действовали после получения задания, какие приемы использовали. Для повышения мотивации учащихся взрослый подчеркивает важность этой работы, заостряя внимание на том, что ни один человек, кроме самого ребенка, не в состоянии понять пути, приводящие его к успешному выполнению задания.

После того, как каждый ученик осознает и вербализует эффективные стратегии, взрослый учит применять найденные приемы в других условиях, более широких, чем выполнение одного конкретного действия. Так, если ученику в воспроизведении трудного слова помогло представление образа, необходимо объяснить ему, что этот же способ может быть использован при заучивании словарных слов, английского текста, исторических событий и др.

Задание «Корректурная проба»

Цель: развитие устойчивости внимания в зрительной модальности, переключения внимания, умения выполнять инструкцию взрослого, формирование произвольности процессов.

Содержание: каждый учащийся получает карточку с небольшим (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей) текстом. В течение трех-четырех минут (время выполнения задания также регулируется возрастными и индивидуальными особенностями) дети выполняют инструкцию: например, они должны обнаружить и подчеркнуть все буквы «о», которые есть в тексте. На следующем уроке характер задания меняется: ученики должны обвести в кружок, например, все имеющиеся в тексте буквы «в».

На следующем этапе можно усложнить задание: учащиеся должны одновременно отыскивать и отмечать разным способом сразу две (а впоследствии и три) буквы. Например, зачеркивать букву «р» косой линией и ставить крест над буквой «у». При необходимости можно усложнить задание: отмечать не просто букву, а, например, букву «а», но только в том случае, если она стоит справа от гласной и т.д., можно выделять не буквы, а корни с чередующимися гласными и др.

После выполнения задания каждый ученик проверяет свою работу. Возможен вариант, когда соседи по парте обмениваются карточками и проверяют работу друг друга, это позволит неуверенным детям почувствовать свою значимость и получить в связи с этим положительные эмоции. Взаимопроверка, требующая ответственного отношения участников, поможет повышению концентрации внимания, контролю поведения, формированию сознательного отношения к делу.

Рекомендации: текст для выполнения корректурной пробы может быть взят из учебника литературы, это может быть и правило по русскому языку. При индивидуальной работе взрослый (учитель, родитель, психолог) проверяет правильность выполнения задания и говорит, сколько ошибок допущено, после чего ребенок повторно сверяет свою работу, имея четкую установку: «найти две (три, четыре) ошибки».

Для детей-астеников, детей с ММД подобное упражнение может быть заменено более легким или исключено вовсе.

Один из вариантов корректурной пробы предлагает Д.С. Горбатов: исправление обучаемыми умышленно допущенных в тексте ошибок.

Еще один вариант — учащиеся выступают в роли редактора или корректора и готовят учебный текст для более младших учеников: отмечают в тексте те орфограммы, которые могут оказаться сложными. Как показывает практика, отмечаются прежде всего те орфограммы, которые являются трудными для самих «редакторов», в результате чего учитель получает важную информацию для дальнейшего планирования материала.

Задание «Ассоциативный ковер»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.

Содержание: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое" — «покрывало», «растение"; «сад" — «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения) или отдельным этапом индивидуальной коррекционной работы.

Рекомендации: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.

Задание «Я — звезда» (А.К. Колеченко)

Цель: формирование позитивной Я-концепции, повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.

Содержание: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих.

Рекомендации: это задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, общепризнанных в обществе.

Игра «Запрет» (М.С. Рузина)

Учитель показывает детям целый ряд пальцевых движений, одно из которых объявляется запретным. Задача учеников — повторить все движения ведущего, кроме названного.

Игра «Обмани глаза» (М.С. Рузина)

Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку.

Игра «Обмани ушки!»

Дети повторяют только названные движения, не обращая внимания на ошибки в показе.

Список литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии. 2008. №2.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Педагогика.2006.

3. Богатырева Т.Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве сверстников как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте Психологическая наука и образование // 2005. №1.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение. 2008.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер. 2009.

6. Вострокнутов Н.В. Детский дистресс: диагностика, коррекция, возвращение в жизнь // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». - М. 2008.

7. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 2005,с.8-11.

8. Выготский Л.С. « Проблемы психологии», М. 1979.

9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. №3–4.

10. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение. 2001.

11. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Дошкольная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 2009, № 4, с. 21-28.

12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Медицина. 2009.

13. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия. 2010

14. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений/ кандидатская диссертация МГППУ.- 2012

15. Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Просвещение 2008.

16. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Речь. 2010.

17. Кулагина И.Ю.Педагогическая психология.- М., 2011,стр 79-84

18. Кумарина Г.Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». - М. 2008.

19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып.7.

20. Лусканова Н.Г., Коробейников А. И. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста // Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. - М. 2003.

21. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать школу. //Ж. «Психологическая наука и образование», 2008 г., № 2.

22. Мюнстрберг Г. Психология и учитель. –М., 2007.

23. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2007.

24. Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.2009

25. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика – М.: МПСИ, 2000. – 304 с.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.,Т.1., Т.2. М., 2009.

27. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание»,2006 г., №4.

28. Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М.: ВУНМЦ, 2008, с.271-275.

29. Тревога и тревожность /сост.В.М. Астапова –СПб., 2001.-256с

30. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 2009, с.385-386.

31. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука. 2009.

32. Хухлаева О.В. «Основы психологического консультирования и психологической коррекции».

33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. 2009.

34. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2007.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Распад СССР причины, основные этапы
  2. Влияние средств массовой информации на социальные установки личности
  3. Великая Смута начала XVII в. – комплекс социальных и политических противоречий
  4. Особенности Российского федерализма
  5. Бух учет
  6. Конституция СССР 1977г (разработка, содержание, значение)
  7. Акты применения права
  8. принципы управления предприятиями
  9. Политическая культура
  10. Психологические проблемы (особенности) в работе журналиста-новостника
  11. Цивільна авіація крізь призму долі авіаторів та авіаконструкторів К. Калініна, І. Немона, В.Таірова
  12. Отражение проблемы национальных отношений в ежедневной газете Аргументы недели
  13. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МИРОВЫЕБИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
  14. Теория правового государства 1
  15. Влияние миграции на преступность на примере Москвы и Московской области
  16. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
  17. Зарождение арабской государственности в период правления четырех праведных Халифов
  18. Защита в уголовном процессе
  19. Понятие справедливости. Моральный и правовой аспект
  20. Определение и оптимизация процесса работы с потребителями
  21. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  22. Современные теории происхождения государства
  23. Политический портрет Муаммара Каддафи и его революционные преобразования в стране
  24. Характеристика конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791
  25. Взаимодействие государства и общества в процессе социализации по социальной педагогике
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: