Купить эту работу у автора

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры






800 руб. *
Купить работу




* Автор подтвердил что работа написана им собственоручно и свободно не распростроняется по сети Интернет. Данную работу Вы можете использовать для написания выпускного проекта.


Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения экологического воспитания старших дошкольников в игре 7

1.1 Экологическое воспитание в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения 7

1.2 Игра - как метод экологического воспитания 9

1.3 Виды игр в экологическом воспитании дошкольников 15

2.1 Методика проведения дидактических игр 16

2.2 Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста 24

Заключение 28

Список используемой литературы 31

Введение

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил русский писатель М. Пришвин.

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период. [13,с. 3]

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий , И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры . Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно- образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.

Игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: « Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры».

Цель работы: определить влияние игры на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : особенности организации игр детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста ;

- определить задачи экологического воспитания;

- раскрыть понятие игры – как метода экологического воспитания;

- охарактеризовать виды игр.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

- изучение передового педагогического опыта по данной проблеме;

- наблюдение за играми детей в дошкольном учреждении.

Гипотеза: предполагаем, что экологическое воспитание у детей будет повышаться, при систематическом использовании игр в детском дошкольном учреждении. Педагогические условия:

- давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;

- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования экологических игр, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю прежде всего воспитании человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности в своей работе, я изучила как игра влияет на экологическое воспитание детей.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

Рекомендации для педагогов:

 систематически планировать проведение дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни детей старшей группы;

 использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

 постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал); привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр;

 наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения;

 использовать в работе игры с различными усложнениями.

Используя игру как средство экологического воспитания детей, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей.

Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112 с.

2. Ген Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Развивающие игры.// Ребенок в детском саду,-2003, №6 - с.60.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.

5. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду – 2005, № 4 54-56с.

6. Костина Л. Игровая терапия в детском саду.// Дошкольное воспитание,- 2004, № 12 с.10.

7. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

8. Кломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г. – с. 51.

9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод, пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. 128 с.: ил.

10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2008. - 319 с.

11. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности.// Ребенок в детском саду – 2001, №5, с 38.

12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. Группы дет. Сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н.Николаева. М.: Просвещение, 2002. – 144с.: ил.

13. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 51 с. - 2,5 п.л

14. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2006. – с.153-159.

15. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.

16. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 263 с.

18. Павлова Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование. – 2005. - № 2.

19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Педагогика, 2006.- 326с.

20. Экологическая книга для чтения[Текст]. 3-е издание, переработанное и дополнено. – М.: Современные тетради, 2008. – 500 с.

21. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 190 с.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Система расчетов с покупателями и заказчиками ТСЖ
  2. Устойчивость объектов
  3. Религия с социологической точки зрения. Формы религиозных организаций
  4. Конституционное право зарубежных стран
  5. Международно-правовой статус непризнанных и частично признанных государственных образований
  6. Современная социально-демографическая ситуация в России
  7. Лексическая сторона речи
  8. Философия права Георга Гегеля
  9. Метиодика преподавания истории в немецкой школе
  10. Основные тенденции судебно–государственного строительства в России при Александре I
  11. По социальной психологии
  12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  13. Функции региональных таможенных управлений при применении СУР
  14. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  15. Контрольная работа по дисциплине психология и педагогика
  16. Профессиональная этика юриста
  17. Исследование системы управления фармацевтическим предприятием
  18. Сорвременный руководитель
  19. Особенности уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
  20. Маркетинговое исследование рынка на примере ПФ «Колышлейская
  21. Механизм правового регулирования понятие и структура
  22. Педагогическая практика в школе
  23. История развития центральных процессоров
  24. Виды правовых исследований
  25. Методы оценки финансовых активов Газпром
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: