Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения экологического воспитания старших дошкольников в игре 7

1.1 Экологическое воспитание в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения 7

1.2 Игра - как метод экологического воспитания 9

1.3 Виды игр в экологическом воспитании дошкольников 15

2.1 Методика проведения дидактических игр 16

2.2 Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста 24

Заключение 28

Список используемой литературы 31

Введение

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил русский писатель М. Пришвин.

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период. [13,с. 3]

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий , И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры . Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно- образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.

Игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: « Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры».

Цель работы: определить влияние игры на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : особенности организации игр детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста ;

- определить задачи экологического воспитания;

- раскрыть понятие игры – как метода экологического воспитания;

- охарактеризовать виды игр.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

- изучение передового педагогического опыта по данной проблеме;

- наблюдение за играми детей в дошкольном учреждении.

Гипотеза: предполагаем, что экологическое воспитание у детей будет повышаться, при систематическом использовании игр в детском дошкольном учреждении. Педагогические условия:

- давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;

- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования экологических игр, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю прежде всего воспитании человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности в своей работе, я изучила как игра влияет на экологическое воспитание детей.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

Рекомендации для педагогов:

 систематически планировать проведение дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни детей старшей группы;

 использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

 постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал); привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр;

 наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения;

 использовать в работе игры с различными усложнениями.

Используя игру как средство экологического воспитания детей, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей.

Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112 с.

2. Ген Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Развивающие игры.// Ребенок в детском саду,-2003, №6 - с.60.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.

5. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду – 2005, № 4 54-56с.

6. Костина Л. Игровая терапия в детском саду.// Дошкольное воспитание,- 2004, № 12 с.10.

7. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

8. Кломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г. – с. 51.

9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод, пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. 128 с.: ил.

10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2008. - 319 с.

11. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности.// Ребенок в детском саду – 2001, №5, с 38.

12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. Группы дет. Сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н.Николаева. М.: Просвещение, 2002. – 144с.: ил.

13. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 51 с. - 2,5 п.л

14. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2006. – с.153-159.

15. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.

16. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 263 с.

18. Павлова Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование. – 2005. - № 2.

19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Педагогика, 2006.- 326с.

20. Экологическая книга для чтения[Текст]. 3-е издание, переработанное и дополнено. – М.: Современные тетради, 2008. – 500 с.

21. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 190 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Налоговая политика в области налогообложения физических лиц
  2. Обеспечение иска в гражданском процессе
  3. Сучасна оцінка письмових джерел про давніх слов’ян
  4. Снижению затрат на ТО и ТР, а так же издержек на содержание парка автомобилей
  5. Организация работы судьи по подготовке дел к судебному разбирательству в суде первой инстанции
  6. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
  7. Рекламная деятельность ООО «Комстэк»
  8. Практические задачи по предмету Арбитражный процесс
  9. Сциентизм и антисциентизм проблемы и противоречия
  10. Сущность и функции политической элиты
  11. Конституционные обязанности граждан РФ
  12. Благотворительная деятельность общественных организаций
  13. Информационное обеспечение муниципального управления
  14. Деловое письмо
  15. Разработка математических методов повышения надежности ИВК СУ ЛА
  16. Деловые переговоры: организация и проведение (на примере ОАО “Белсервисдом”)
  17. Проблемы семейного права: практическая реализация прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция
  18. Участие фельдшера в проведении профилактики обострений язвенной болезни желудка
  19. Роль гражданско-правовых договоров в современных условиях
  20. Мораль и этика в политической культуре
  21. Социальная работа с детьми разведенных родителей
  22. Изменения в праве в период Великой Отечественно войны
  23. ПредметХозяйственное право
  24. Государственное и муниципальное управление
  25. Государствення служба в ОВД
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: