Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о взаимосвязях растений со средой обитания 9

1.1 Основные подходы к формированию у дошкольников системы знаний о растениях 9

1.2 Анализ образовательных программ по данной теме 15

1.3 Пути и средства формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о растениях 22

1.4 Экологическая тропа как средство формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста 26

Выводы по 1-й главе 34

Глава 2 Организация и методы экспериментального исследования 38

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования 38

2.2 Программа формирующего эксперимента 45

2.3 Методика и результаты контрольного эксперимента 56

Выводы по 2-й главе 61

Заключение 63

Список использованной литературы 66

Приложение 1 72

Введение

Экология (от греческого слова ойкав – дом, жилище, дом, хозяйство), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгеров, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической

В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его организации, дети успешно овладевают элементами логического мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное. Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к животному миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениямии животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически напротяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней. Вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Сократ, Демокрит (древнег. философы) высказывали свои мысли о природ способности в воспитании и развитии детей, т.е.не в отрыве от природы, а наоборот, природа играла первостепенную роль.

В истории пед. мысли ведущее место по праву принадлежит Яну Омосу Коменскому. Еще в семнадцатом веке Ян Омос Коменскийобратил на природоспособность всех вещей, т.е.что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

Ж.Ж. Руссо выделил три источника воспитания и образования: природа, люди и окружающие вещи. Все три части должны быть взаимосвязаны, следовательно, каждый из нас есть результат природы, людей и вещей.

Выдающиеся педагоги и практики второй половины 19 века также придавали огромноезначение общению с природой, их воспитанию, образованию через природу. К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка с природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике».

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами»

Е.И. Тихеева подчёркивала особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. Ею была разработана одна из первых программобучения дошкольников по временам года, где были разделы: неживая природа, растительный мир, труд детей. Она разработала экскурсии в природу. Она говорила, что основное правило, которым следует руководствоваться, чтобы вызвать в ребёнке какое – нибудь представление или воздействовать на его чувства, надо обязательно повести ребёнка в естественные природные условия. Для того, чтобы он собственными глазами увидел всё в своей красе, услышал звуки, обонял его запахи.

Е.Н. Водовозова отмечала «Природа даёт ребёнку знания, умения, навыки и учит заботиться, учит выделять не только яркие признаки, но и менее заметные»

С.Т. Шацкий придавалбольшое значение труду детей в природе, наблюдениям в природе. «Копая землю, сажая, сея, ребенок становитсяне только зрителем природы, но и сам, со своей работой, входит в цепь зависимости от нее. Тепло и холод, солнце и ветер, созревающий колос, цветение картофеля – для него не мимолетные явления, а нечто, имеющее связь между собой; и к этой связи присоединяется, и он со своими ручонками и со своими заботами. Близкое знакомство с животными, уход, кормление воспитывают любовь к живым существам».

Современная педагогика придает важное значение проблемам экологического образования начиная с раннего детства. Данные исследований, наблюдений, отчет работы передовых педагогов прошлого и настоящего временинашли свое отражение в основных документах, материалах, посвященных проблемам дошкольного воспитания. Так, в концепции содержания непрерывного образованияпредусмотрена задача экологического образования в процессе организации совместной деятельности со взрослыми и сверстниками:

«Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природнойсредой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе».

Анализируя содержание программы обучения и воспитания детей в детском саду «Радуга» (Т. Дворянова) следует отметить, что в ней большое внимание уделено ознакомлению дошкольников с природой. Одной из основных задач программы «Радуга» является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для целенаправленного наблюдения за одним и тем же объектом в разные временные периоды (в течении суток, недели, месяца, года).

Ознакомление дошкольников с живой природой находит отражение в трудах Болдыревки Т, Николаевой С.Н., Фокиной В.и многих других. Также сейчас существует много парциальных программ, которые направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева «Мы», С.Н.Николаева «Юный эколог», Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» и др.

К сожалению, во многих детских садах, знакомство с живойприродой ограничивается традиционно в рамках занятий, нескольких экскурсий в течение года или кратковременных наблюдений на прогулках.

Сегодняшние дошкольники будут жить в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальнойактивности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на земле. Дошкольное детство- это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому я считаю, что у детейуже в дошкольном возрасте нужно формировать систему знаний о живой природе. В результате можно достичь высокого уровня экологического образования детей. Таким образом, дети становятся не только помощниками взрослых в деле охраны природы, но и активными её помощниками, проявляют самостоятельность в решении возникающихпроблем, отстаивают свою позицию.

Актуальностью исследования является проблема экологического воспитания в процессе взаимодействия человека с природой, человека, с обществом. Данные взаимоотношения очень остро влияют на окружающую среду и на сегодняшний день охватывают огромный масштаб. С целью избегания экологической катастрофы, большое значение приобретает процесс экологического воспитания, как способ нравственного воспитания, в первую очередь у детей.

В дошкольном возрасте начинают развиваться начальные этапы принятия и осознания окружающего мира. В процессе знакомства с природой ребенок получает положительные эмоции, которые складываются от впечатлений о природе, наблюдает за изменениями явлений и на этой основе у них происходит накопление информации о разных формах жизни на земле. На этой основе у ребенка происходит первый этап формирования экологического мышления, развития экологической культуры. Процесс формирования экологического воспитания будет более эффективным в случае, если взрослые, которые занимаются воспитанием и образованием детей, сами обладают экологической культурой и способны правильно преподнести информация об общей проблеме экологического состояния окружающей среды и способны показать прекрасную сторону природы, и научить их правильно взаимодействовать с природой.

Вопросами формирования экологического сознания у детей занимались такие известные педагоги как И. Ф. Харламов, О. С. Богданова, В. И. Петрова, И. А. Каиров, Л. Ф. Островская, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др. Проблема экологического воспитания детей привлекла многих педагогов-исследователей. В научных работах С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Рыжовой вскрыта возможность усвоения детьми систематизированных знаний о живом. Отмечается важность развития у детей эмоционально-положительного отклика у детей.

Целью исследования является выявление эффективных форм и методоввоспитания представлений о взаимосвязях растений со средой обитания.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие экологического воспитания;

- изучить особенности методов и форм экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста;

- рассмотреть экологическую тропу как одно из средств формирования экологического сознания;

- изучить уровень экологических представлений детей.

Методы исследования:

Анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, диагностический метод (задания), педагогические наблюдения, обработка полученных данных, анализ и описание результатов диагностики.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.

Заключение

Трудовое и экологическое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде дома и на природе, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это

способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста.

При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место. В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста, правильных методов воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно- направленных мотивов трудовой деятельности.

Для разъяснения родителям форм и методов экологического и трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг и др.

Трудовому воспитанию старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.

На собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.

Во время экскурсии по детскому саду родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.

Воспитатель знакомит с задачами трудового воспитания старших дошкольников, характеризует трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечая тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Список литературы

1. Акудович Г. Я. Занятия по экологическому воспитанию: пособие для педагогов / Акудович, Галина Ярославовна; Г. Я. Акудович. - Мозырь: Белый Ветер, 2008. - 131 с.

2. Александрова О.В. Окружающий мир для малышей / Ольга Александрова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.

3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры дошкольников на занятиях под открытым небом // Детский сад. – 2005. - N 12.

4. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников: кружковая работа // Детский сад. – 2003. - N 5.

5. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Детский сад. – 2005. - N 6.

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с.

7. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

8. Демина М. А. Задачи о природе // Детский сад. - 2009. - N 2.

9. Дошкольники на прогулки. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

10. Дубровская Н.В. Аппликация из семян и косточек / Н.В. Дубровская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2011. – 32 с.

11. Зверев А.Т. Экологические игры. М.: ООО «Оникс 21 век», 2001.

12. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: Сфера, 2009. – 80 с.

13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.

14. Иванова Т.В. Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Подготовительная группа. Разработки занятий. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

15. Игры, занятия по формированию экологической культуры дошкольников / Г. В. Буковская. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 191 с.

16. Кириллова Ю.А. Если вы играете с ребенком на улице… - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64 с.

17. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.

18. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: сост. Нищева Н.В. – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.

19. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

20. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.

21. Крылова О.Н. Знакомство с грамотой и окружающим миром: конспекты занятий / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 157.

22. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа детского сада и не только. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 128 с.

23. Листая экологический календарь / ред.-сост. Л. В. Нестерович. - Мн.: Красико-Принт, 2010. - 175 с.

24. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Издательство: «Цветной мир», 2012.

25. Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке. Подготовительная группа. / Автор – сост. А.А. Машкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

26. Мирилова Т.Л. Экология. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. /Автор-сост. Т.Л. Мирилова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.

27. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.

28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников; учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

29. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

30. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.

31. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.

32. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации. Изд-во «Гном», 2011.

33. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у дошкольников // Детский сад. – 2002. - N 3.

34. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.

35. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9.

36. Познаем мир природы: материал для орг. экскурсий с детьми / авт.-сост. В. И. Рылушкин. - 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. - 118 с.

37. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 251 с.

38. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля [текст]: для рук. объединений по интересам (кружков) учреждений внешк. воспитания и обучения, общеобразоват. учреждений / под ред. С. С. Кашлева. - Мн. : 2009. - 215 с.

39. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство «Карапуз», 2005.

40. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. – 560 с.

41. Сквозь призму природы [текст] / авт.-сост. В. Н. Юхновская, А. А. Варакса. - Мозырь: Содействие, 2009. - 91 с.

42. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего возраста по теме «Зима». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 96 с.

43. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I.». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 128 с.

44. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 128 с.

45. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 128 с.

46. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

47. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.:Мозаика-Синтез, 2009.

48. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт.-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, И.В. Переверзева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.

49. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 272 с.

50. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.

51. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

52. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

53. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

54. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с. 21. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.

55. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.

56. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

57. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 64 с.

58. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 64 с.

59. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 72 с.

60. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 48 с.

61. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 72 с.

62. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

63. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64 с.

64. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей / В. Е. Борейко, Т. В. Мишаткина, Л. С. Чумаков [и др.]; под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, С. Б. Мельнова. - Мн.: МГЭУ, 2008. - 171 с.

65. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб. - метод. пособие для учителей, кл. рук. воспитателей, рук. кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев [и др.]; под ред. С. С. Маглыш. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 364 с.

66. Экопедагогика (2008-2010 гг.) [электронный ресурс]: Библиографический список / Научно-педагогическая библиотека Учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь». - Минск, 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Изучение явления рентгеновского излучения
  2. Налогооблажение в современных условиях в Российской Федерации
  3. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной социальной политики (на примере ...)
  4. Правовой статус несовершеннолетних лиц. Право несовершеннолетнего лица на имя
  5. Оценка инвестиционной привлекательности организации в системе ее финансовых показателей
  6. Государственная служба в ОВД
  7. Лексическая сторона речи
  8. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром
  9. Разработка рекомендаций и внедрение зарубежных методов сбора и утилизации бытового мусора
  10. Политический режим понятия и виды
  11. ПСИХОСЕМАНТИКА ЦВЕТА В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ПРАЗДНИКОВ «ОП!»
  12. Конституционно-правовые основы налоговых отношений в Российской Федерации
  13. Арбитражные споры в постоянной палате третейского суда, в которых только одной стороной является государство (на примере компании "Saluka")
  14. Теоретические основы учёта и анализа движения денежных средств
  15. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  16. Юридическая культура в общественной жизни
  17. Санкции за нарушение договоров
  18. Изгои Древней Руси
  19. Институционализм
  20. Правовая система общества понятие и структура
  21. Секрет популярности массового издания
  22. Сделки слияний и поглощений в практике международных компаний
  23. Брачный договор по семейному праву проблемы теории и практики
  24. Права несовершеннолетних при получении медицинской помощи
  25. Конституционное право граждан на образование
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: