Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Церковный раскол и его влияние на русскую культуру





Содержание

Введение 3

1.Понятие раскола 5

2. Проведение реформы Никоном 6

3. Вторая сторона раскола - Протопоп Аввакум 10

4. Влияние церковной реформы на русскую культуру 16

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Введение

В начале 17 в. проявилось "небрежение" церковными службами и обрядами. Одним из "нестроений" стало многогласие. Согласно чину богослужения, во время храмовой службы священник, дьякон, дьячок по очереди читают богослужебные тексты. Затянувшуюся службу верующие не выстаивали до конца (а ее пропуск или досрочный уход считается грехом), и церковнослужители шли на меньший грех - многогласие - и читали тексты синхронно.

В середине 1640-х гг. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, куда вошли священники Иван Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил, архимандрит Никон. Главой кружка был царский духовник Стефан Вонифатьев, являвшийся для юного Алексея Михайловича непререкаемым авторитетом. В кружок входил и сам царь. По протекции Стефана ревнители получали назначения протопопами в столице и в провинции (Никон - митрополитом Новгородским), где стали насаждать единогласие "самочинно", но церковный собор 1649 г. подтвердил многогласие.

Царь отказался утвердить решение собора, но отменить его не мог и запросил патриарха Константинопольского. Тот высказался за единогласие. Собор 1651 г. ввел единогласие, но приходское духовенство саботировало соборное постановление. В 1652 г. умер патриарх Иосиф. Для проведения реформы во главе церкви требовался человек твердой руки, а таковым показал себя Никон. Его-то Стефан и рекомендовал царю.

Цель исследования: изучение церковного раскола и его влияние на русскую культуру.

Задачи исследования:

 рассмотреть понятие раскола;

 охарактеризовать проведение реформы Никоном;

 проанализировать вторую сторону раскола, деятельность Протопопа Аввакума;

 изучить влияние церковной реформы на русскую культуру.

Заключение

Как мы видим из высказываний святых отцов и небольшого анализа проблемы расколов их необходимо врачевать, а еще лучше не допускать. Совершенно очевидно, что кроме личной харизмы очередного расколоучителя большую роль играет низкая духовная образованность его последователей, политические нестроения в государстве, личные мотивы. Настало время разработать масштабный проект по профилактике церковных расколов, охватывающий все возможные стороны данной проблемы. Совершенно необходимо создание некоторого органа, церковной структуры с обширными полномочиями, способной обеспечивать должный уровень мониторинга духовного состояния верующих и вовремя, на корню пресекать раскольнические движения в рядах Русской Православной Церкви.

Раскол – это реальная опасность не только целостности Церкви, но в первую очередь духовному здоровью раскольников. Такие люди добровольно лишают себя спасительной благодати, сеют разделение внутри единства христиан. Раскол не может быть оправдан ни с какой точки зрения: ни политические, ни национальные, ни какие иные причины не могут быть рассмотрены как достаточное основание для раскола. К расколу и его вождям не может быть ни сочувствия, ни понимания – с церковным разделением необходимо бороться, устранять, – чтобы не случилось чего хуже.

Хорошо известно, что раскол русской церкви в середине XVII в., разделивший великорусское население на две антагонистические группы, старообрядцев и новообрядцев, — может быть, одно из самых трагических событий в русской истории, и, несомненно, самое трагическое событие в истории русской церкви — был вызван не собственно догматическими, но семиотическими и филологическими разногласиями. Можно сказать, что в основе раскола лежит культурный конфликт, но необходимо при этом оговориться, что культурные — в частности, семиотические и филологические — разногласия воспринимались, в сущности, как разногласия богословские. Проблема – это недостаточная степень разработанности темы создает пробел не только в вопросе изучения церковного раскола в истории в 17 веке, но и в русской культуре в 17 веке, что требует более глубокого анализа. Целью данной работы является место церковного раскола в истории и в русской культуре в 17 веке.

Список литературы

1. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Спб. 1869.

2. Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб, 1882-1884 г. Т. I-II.

3. Карташев. История Русской православной церкви. Очерки по истории русской церкви. М.: Терра, 1992 г. Кн. 2.

4. Костомаров Н.И. Раскол. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994.

5. Лаппо-Данилевский А.С., История русской общественной мысли и культуры XVII—XVIII вв., М., 1990.

6. Мордовцев Д.Л. За чьи грехи? Великий раскол. М.: Правда, 1990.

7. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб.,1898.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Штраф как вид уголовного наказания в Российской Федерации
  2. Неоплатонизм и его влияние
  3. Денежная система Украины
  4. Виды административных регламентов. Основные требования к содержанию административных регламентов
  5. Набор персонала и роль кадровой службы организации в повышении эффективности деятельности организации
  6. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  7. Память как познавательный психический процесс
  8. Предмет Философия ВАРИАНТ 10 ответы на 6 вопросов
  9. Государственная регистрация права раздельной собственности супругов основания и порядок внесения сведений в ЕГРП
  10. Современные факторы развития государственного и муниципального сектора
  11. Культура в трудах Д.С.Лихачева
  12. Место России в процессах глобализации
  13. Действие членов дежурной СОГ.Проблемы возникающие в ходе работы дежурной СОГ и пути их решения
  14. Структура архивоведения как научной дисциплины
  15. ВЫСЕЛЕНИЕ ИЗ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ДРУГОГО ЖИЛИЩА
  16. Отчет по практике Специализация: уголовно-правовая
  17. Интерпол
  18. Отрасли психологии
  19. Российско-иранские отношения в начале 20 века
  20. Конституционное право
  21. Конфликты в административно-управленческой деятельности
  22. Правовое положение адвоката в гражданском процессе
  23. Понятие необходимой обороны
  24. Проблема детской лжи в младшем школьном возрасте
  25. Отклонения в общении подростков
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: