Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ 6

1.1Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» 6

1.2 Особенности и влияние ценностных ориентаций на личность человека 18

Выводы по 1 главе 26

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ С БЛАГОПРИЯТНЫМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ 27

2.1 Цель, задачи и методы исследования 27

2.2 Организация исследования 33

2.3 Результаты и выводы 40

Выводы по 2 главе 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Введение

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В. Г. Алексеев, Б. С.Волков, И. С.Кон и др., самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Как отмечает Б. С.Волков, взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Социальное становление подростка происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые, Б. Г. Ананьев, Т. М. Андреева, Л. И. Божович, Б. С.Братусь, Л. С.Выготский, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспекте, определили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования: изучение особенностей ценностных ориентаций как основы благоприятного социально-психологического климата.

Объект исследования: студенты и преподаватели ______.

Предмет исследования: ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата в группе.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

- рассмотреть понятия «ценности» и «ценностные ориентации»;

- выявить особенности и влияние ценностных ориентаций на человека;

- подобрать методики для изучения ценностных ориентаций,

- изучить особенности ценностных ориентаций студентов и преподавателе________.

В процессе работы был использован комплекс методов исследования, направленных на решение поставленных задач:

1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности;

3) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

Опытно-экспериментальная база исследования: _________________

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 30 студентов и 30 преподавателей ______________________.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения.

Заключение

В основе регуляции социального поведения и профессиональной деятельности человека находится система его ценностных ориентаций, которая представляет собой сложное и динамическое образование.

Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу психолога (Rokeach, 1973, р. 3), но сходного мнения придерживались и социологи (например, Williams, 1968), и антропологи (например, Kluckholn, 1951). Эти ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.

В психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.

Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» этого процесса.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С.Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т. е. категории, при помощи которых подросток обозначает те или иные явления мира.

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход подростка к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Студенческий возраст – это время активного жизненного поиска, освоения различных социальных ролей и видов деятельности, определяющих жизненный путь человека. Поэтому деятельность высшей школы должна быть направлена на повышение эффективности учебной деятельности, приобретение профессиональных знаний, навыков и умений, на формирование профессионально-значимых свойств и качеств личности через комплекс мероприятий, направленных на развитие студента и, в результате его активной деятельности, на социализацию и самореализацию. Развитие профессионального самосознания является одним из условий профессионального становления студентов.

Наиболее значимыми ценностями для всех людей являются здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие верных и хороших друзей, жизнерадостность, честность, рационализм (умение принимать обдуманные решения), чуткость, выбор этих ценностей связанны с возрастными особенностями, к мало значимым ценностям они отнесли активность, деятельная жизнь, красота природы и искусства, материально обеспеченная жизнь, спокойствие в стране, мир, познание, интеллектуальное развитие, независимость суждений и оценок, уверенность в себе, жизненная мудрость, любовь, общественное признание, равенство (в возможностях) и совсем незначимыми ценности для студентов являются, свобода поступков и действий, творческая деятельность, получение удовольствий, аккуратность, непримиримость к своим и чужим недостаткам, ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к мнению других, воспитанность, исполнительность, трудолюбие, высокие запросы, независимость, образованность, твердая воля, широта взглядов.

В работе нами были решены следующие задачи:

- рассмотрены понятия «ценности» и «ценностные ориентации»;

- выявлены особенности и влияние ценностных ориентаций на человека;

- подобраны методики для изучения ценностных ориентаций,

- исследованы особенности ценностных ориентаций студентов и преподавателей ________.

Цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей ценностных ориентаций как основы благоприятного социально-психологического климата достигнута.

Список литературы

1. Аванесов, B. C.Тесты в социологическом исследовании / B. C.Аванесов. - М. : Наука, 2002. - 199 с.

2. Алексеев, В. Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования / В. Г. Алексеев. - 1997. - № 3. – С.67 – 72.

3. Ананьев, Б. Г. Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии // под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : Наука, 1999. - 378 с.

4. Антилогова, Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности : автореф. дисс.... д-ра психол. наук : - 19.00.01 / Л. Н. Антилогова. - Новосибирск, 1999. - 20 с.

5. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М., 1989. - С.426-433.

6. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. – М. : Академия, 2004. – 432 с.

7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Институт практической психологии, 1995. – 324 с.

8. Бойко, В. И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) / В. И. Бойко // Гуманитарные науки в Сибири. - 2001. - № 2. – С.3 - 10.

9. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. – С.26 - 29.

10. Бубнова, С. С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. No5. С. 38—44.

11. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. - М. : Знание, 1996. - С.46 - 47.

12. Власюк, И. В. Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы): монография / И. В. Власюк. – Оренбург : Пресса, 2006. - 200 с.

13. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С.Волков. – М. : Наука, 2002. – 251 с.

14. Волынская, Л. Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем / Л. Б. Волынская // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С.114 - 119.

15. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования - 2002. - № 1. – С.96 - 105.

16. Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Alma mater. – 2003. - №2. – С. 13-15.

17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998. С. 323.

18. Жуков, Ю. М. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М. : Академия, 1999. – 325 с.

19. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Просвещение, 1996. – 166 с.

20. Зубова, Л. В. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности / Л. В. Зубова. - Монография. – Оренбург : Изд-во ООИПКРО, 2002. – 175 с.

21. Зыкова Н. Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии: Авторефат. дис. …психол. наук. Курск, 2006.

22. Иващенко, А. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях / А. В. Иващенко, Н. В. Фролова. - М. : Институт молодежи, 1996. – 158 с.

23. Кабиров, С.Р. Условия социализации студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе / С.Р. Кабиров // Современные технологии образования: сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 48-51.

24. Капцов, А. В. Диагностика личностных ценностей и структуры аксиологической сферы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. No1. С. 135—156.

25. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 72 с.

26. Кон, И. С.Социология личности / И. С.Кон. - М. : Просвещение, 1997. – 312 с.

27. Крылов, А. А. «Образ Я» как фактор развития личности : автореф. дисс.... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Н. Крылов. - М., 1984. – 21 с.

28. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс, № 6, 2006.

29. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. - 17 с.

30. Леонтьев, А. Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. С.15 - 26.

31. Маслоу А. Мотивация и личность,- СПб., -1999.

32. Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева. – Х.: Изд-во НУА, 2004. – 48 с.

33. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. доп. – М.: Деловая книга, 2009. – 344с

34. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B. C.Мухина. - М. : «Академия», 1999. – 261 с.

35. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психо­логия личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С.34-39.

36. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. - Тбилиси, 1987. - 361 с.

37. Немов, Р. С. Психология. Кн. 2. / Р. С. Немов. – М. : Владос, 1998. – 273 с.

38. Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 3. - С. 60-65.

39. Педагогика: Учебник / Л.П.Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. М. : Проспект, 2004. С. 254.

40. Петровский, В. А. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1992. – 346 с.

41. Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эмско, 2007. – 653 с.

42. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского воз­раста: Учебное пособие. СПб.: М.: Харьков: Мн.: Питер, 2000.

43. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с.

44. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России – Социс. №5. 2008.-90с

45. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. С. 609.

46. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. М. С. Шевелиной, Ю. Ф. Дашуниной, Г. Н. Лебедевой и др. М.: Русский язык, 1988. Т. 4. С. 640.

47. Смирнов JI.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей //Психол. журн. 1996. - т. 17. - №1. - С. 157-168

48. Фельдштейн, Д. И. Психология личностного развития подростка / Д. И. Фельдштейн // Советская педагогика. - 1991. - № 4. - С.31 - 40.

49. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 764.

50. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. - М.: Про­гресс, 1990. -368 с.

51. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социаль­ной психологии. М., 1975. С. 89-106.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Декоративное цветоводство
  2. Осуществление и защита гражданских прав
  3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
  4. Социальная работа с детьми разведенных родителей
  5. Избирательное право в зарубежных странах понятие, принципы, структура
  6. Отчет по производственной практике на ОАО «Мясо»
  7. Проект (социально-культурная деятельность)
  8. Социально-психологические аспекты развития личности в теории К. Хорни
  9. Рецепция римского права в средневековой Европе
  10. Фронтовые письма периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
  11. Политический курс Б.Н.Ельцина результаты и цена либеральных реформ 90-х годов ХХ в
  12. Женевская конференция 1864 г
  13. Международное частное право
  14. Методы административной деятельности ОВД
  15. Предмет Философия ВАРИАНТ 10 ответы на 6 вопросов
  16. Влияние досуга на агрессивное поведениеъ
  17. Организация и продвижение национального праздника «Шермиции» на материалах Городского Дворца Культуры «КУБАНЬ» г. Усть-Лабинск Краснодарского края
  18. Риски ООО «ФУД ФЬЮЖН»
  19. Управление государственным недвижимым имуществом
  20. Особенности памяти младших школьников
  21. Кадровые процессы
  22. Организация виктимологической профилактики органами внутренних дел
  23. Сервитуты их виды и краткая характеристика
  24. Философские идеи Августина Аврелия
  25. Феномен религиозной толерантности на примере современного российского общества в г. Москва
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: